Коллаж - прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. В логопедии этот прием можно считать одним из приемов развития не только познавательной, но и речевой активности детей.
В процессе работы над составлением коллажа дети учатся связно строить предложения передающие содержание, закрепляется умение ориентироваться в пространстве. Это коллективная деятельность позволяет решать множество задач: в предварительной работе принимают участие родители; совместная деятельность детей друг с другом и с педагогом побуждают к речевой активности, к коммуникации, умению находить компромисс между собой, тем самым решаются коррекционно-логопедические задачи.
Вниманию коллег предлагаю конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа. Данное занятие проводится на лексической теме недели "Моя семья"
Цель: познакомить детей с происхождением имен.
Задачи:
- обогащение словаря по теме "Имя";
- уточнение значения слов "отчество", "тезка";
- закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; умения образовывать полные имена, отчества людей;
- развитие диалогической речи;
- совершенствование навыков общей и мелкой моторики: координации речи с движением;
- воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.
Предварительная работа: рассмотреть дома совместно с родителями семейные фотоальбомы, журналы, книги, подобрать фотографии, различные картинки.
Оборудование: бумажные цветки с лепестками (по количеству детей), фотографии детей, предметные картинки, большой лист бумаги ("полянка"), аудиокассета с записью музыки, клей.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика "Наша группа"
В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.
Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.
Это Женя, это Саша, Действуют одновременно обеими
Это Лиза, это Даша. руками.
II. Основная часть.
На Земле живет очень много людей - миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.
-Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (Ответы детей.)
-Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой... И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:
Есть у папы,
Есть у мамы,
Есть у сына,
Есть у внучки.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя)
- Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. Зачем человеку имя? (Ответы детей) По имени, как правило, определяется пол человека - мальчик это или девочка, мужчина или женщина. (Дети приводят примеры.)
III. Беседа "Твое имя".
Вам нравится ваши имена? Почему? Хотели бы вы, чтобы вас звали по- другому? Как? Почему?
С давних времен люди придавали большое значение имени человека. Имя с самого рождения давало характеристику его владельцу, и сопровождало его всю жизнь. Например, раньше имя "Острый глаз" - означало, что у человека хорошее зрение, "Утренняя Заря" - рано встает, "Молния" - быстро бегает, "Твердая рука" - сильная рука.
И в наше время все имена что-то означают, например, Людмила - милая людям; Галина означает спокойствие, тишину, гладь моря, тихую погоду.
Юлия - кудрявая, пушистая
Анастасия - воскресение
Дарья - побеждающая
Полина - покровительница
Елена - факел
Ольга - святая
Влад - владеющий славой
Егор - земледелец
Богдан - данный богом
Илья - божественный
Николай - победитель народов (и т. д.).
Имя играет огромную роль в жизни человека. Оно показывает характер человека. Имя может звучать ласково, возвышенно, приятно, а может - сухо, неприятно. Есть такая поговорка: как корабль назовешь - так он и поплывет.
IV. Игра "Назови ласково".
А как можно называть людей? (Ответы детей) Давайте поиграем в игру "Назови ласково" (Дети ласково называют свое имя)
А сейчас назовите соседа так, чтобы ему было приятно. (Дети ласково называют соседа по имени)
V. Беседа "Полные имена, имя и отчество".
Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени и отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.
-Влад, как зовут твоего папу? (Николай) Значит, твое отчество Николаевич - Владислав Николаевич.
Давайте назовем ваши отчества.
-На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые. Вспомните их и перечислите. (Ответы детей.)
Людей с одинаковыми именами называют "тезками".
VI. Физминутка.
Сперва я буду маленьким, дети читают стихотворение
К коленочкам прижмусь, и выполняют движения по тексту
Потом я вырасту большой,
До лампы дотянусь.
Я по узкой доске,
Качаясь, иду,
По широкой доске
Я прямо пойду.
VII. Коллективная работа "Поляна имен" (работа проходит под аудиозапись)
Ребята, мы сегодня многое узнали об именах, давайте все вместе сделаем поляну имен. На поляне будут расти цветы с вашими именами. В центре (сердцевине цветка) приклейте свою фотографию, а на лепестках мы напишем ласковые имена, которыми вас называют близкие и друзья.
С помощью логопеда или самостоятельно детьми на лепестках записываются ласковые имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду, на улице (или вместо подписи ребенок выбирает соответствующую картинку, например "солнышко"). Затем все цветы наклеивают на один большой лист - "полянку".
VIII. Итог. Рассматриваются результаты коллективной работы.