Урок-проект "Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся об основах здорового образа жизни.

Задачи:

Обучающая: формировать знания об основных правилах здорового образа жизни;

Развивающая: развивать логическое мышление, связную речь, умение делать выводы.

Воспитывающая:

  • воспитывать умение общаться и работать в группах;
  • потребность ведения здорового образа жизни;
  • воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и потребность от них избавиться.

Ожидаемые результаты:

  1. Использование полученной информации для сохранения и укрепления здоровья.
  2. Знание основ здорового образа жизни.
  3. Умение находить материал для работы.
  4. Умение выявлять привычки, противоречащие здоровому образу жизни.

Знать: правила сохранения и укрепления здоровья;

Уметь: объяснять влияние вредных привычек на здоровье.

Применение в практической деятельности: выполнять составленные правила для сохранения и укрепления здоровья.

Этапы

Содержание урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Оборудование
1. Организационный.

Сотвори в себе солнце.

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направим лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с теплом, здоровьем, светом, нежностью. Звездочка стала большой, как солнце, и несет тепло всем-всем.

– приветствие.
– выявление отсутствующих
– проверка готовности обучающихся к уроку.
– проверка подготовленности классного помещения (рабочих мест обучающихся и учителя к уроку).
– организация внимания.
– приветствие
– информирование учителя об отсутствующих
– проверка степени своей готовности к уроку.
Для учителя: классный журнал, конверты с заданиями.

Для обучающихся: учебники, рабочие тетради, альбомные листы, фломастеры, маркеры.

 

 

2.Постановка проблемы. Настрой на работу.

Тепло вам? Какое у вас настроение? У какого человека всегда хорошее настроение?

Дома вы заполняли анкеты. Давайте посмотрим, какие получились результаты.

– Сколько человек из класса делают зарядку?
– Соблюдают режим дня?
– А у скольких человек есть вредные привычки?

Вы видите, что делают зарядку и соблюдают режим дня меньше половины класса, а у некоторых даже есть вредные привычки. Я думаю, что как раз эти ребята ответили, что они часто болеют.

– Что вам нравится больше: быть здоровыми, радостными и счастливыми или болеть, пить горькие лекарства, ставить уколы? Послушайте стихотворение о здоровье.

Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз –
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.

Что нужно сделать, чтобы сохранить здоровье?

– задает вопросы

 

 

– демонстрация слайдов

– анализирует анкеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– задает вопрос

– слушают

– отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– 1-й ученик читает стихотворение

– слушают

 


– отвечают на вопрос

Презентация. Слайд 1(данные автора проекта)

Слайд 2 (результаты анкетирования)

Приложение 2 (вопросы анкеты)

 

 

 

 

 

 

3. Разработка проектного задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое здоровый образ жизни? Как вы считаете?

Посмотрим, как это понятие расшифровывается в словаре.

Сегодня на уроке мы попытаемся сформулировать правила здорового образа жизни. Работать будем в группах.

Процедура составления памятки:

– знакомство с заданием;
– обсуждение в группах;
– публичное представление своего варианта ответа;
– выбор наиболее верных вариантов ответов.

– задает вопросы
– сообщает проблему
– помогает создать группы
– предоставляет источники информации

– задает алгоритм выполнения задания

– отвечают на вопросы
– организуются в рабочие группы
– обсуждают задание
– формируются способы взаимодействия

 

 

 

Слайд 3 (тема) Слайд 4 (значение выражения “здоровый образ жизни”)

Стулья, столы, фломастеры, маркеры, альбомные листы.

4. Выполнение проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимнастика для глаз [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Чтобы определить первое правило здорового образа жизни, выполним задание из конверта № 1

Прочитайте отрывок из стихотворения. Ответьте на вопросы.

Проверим, как вы справились с заданием. Вова, прочитай отрывок стихотворения.

Одеяло убежало,
Улетела простыня.
А подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.

Почему от мальчика убежали вещи? Может ли в реальной жизни навредить несоблюдение правил личной гигиены? Как? Вы справились с заданием и можете сейчас сами сформулировать первое правило здорового образа жизни.

2. Мы можем приступать к следующему заданию. Возьмите конверт под №2 и выполните задание для того, чтобы сформулировать второе правило.

Прочитайте задание. Ответьте на вопросы:

Жил был король. Была у него дочь – принцесса. Она очень любила сладости, и целый день ела одни конфеты, торты, пирожные. И с ней случилась беда.

– Какая беда случилась с принцессой?
– Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу?
– Сформулируйте 2 правило.

Подумайте, как это правильно питаться? Посмотрим в учебнике какое питание можно считать здоровым и дадим совет королю.

Работа с учебником (с.155, таблица).

А сейчас давайте “подкрепимся”

Сядем дружно на лужок
И съедим свой пирожок.
Воробьи и свиристели
В гости дружно прилетели.
Еж и чайка без смущенья
Принялись за угощенье.

 

3. – Сравните фотографии.
– Какой отдых должен быть после разных видов труда?
– Сформулируйте следующее правило здорового образа жизни.

 

 

 

 

4. Чтобы узнать следующее правило, посмотрите на экран и подумайте, что означает фраза (Движение– это жизнь).

– Какие пословицы о необходимости движения в жизни вы знаете?

1.Легкая трусца – признак молодца.
2. Пешком ходить – долго жить.
3. Кто спортом занимается, тот силы набирается.
4. Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть умным – бегай.

Итак, следующее правило – больше двигайся.
– Какие могут быть варианты активного отдыха.

Ребята, устает не только наше тело, но и наши глаза.

Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
“Папа”, “мама”, “дом”, “трава”-
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.

5. Прочитайте рассказ о мальчике, у которого есть вредные привычки и ответьте на вопрос:

– Что мешало Славе стать спортсменом?

Слава мечтает стать спортсменом, но в этом году попал в дурную компанию. В этой компании все курят, употребляют спиртные напитки. Через некоторое время Слава стал хуже заниматься на физкультуре, задыхаться во время бега.

– Что случилось со Славой?
– Сможет ли Слава осуществить свою мечту, оставаясь в этой компании?

Давайте проведем опыт и посмотрим, почему Слава стал задыхаться во время бега, что же случилось с его легкими?
– Какие вы знаете вредные привычки?
– А как алкоголь влияет на здоровье ?
– Какой совет вы дадите Славе, чтобы сбылась его мечта? Это и будет следующее правило здорового образа жизни.

 

– уточняет план деятельности
– консультирует обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– задает вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следит за правильностью выполнения упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

– задает вопрос

 

 

 

 

 

 

– проводит опыт с пластиковой бутылкой [2].

– групповая работа с информацией

 

 

 

 

 

 

– представление варианта ответа

 

 

 

 

 

– выполняют задание из конверта №2.

 

 

 

 

– работают с таблицей в учебнике

 

– выполняют движения физкультминутки

 

 

 

 

– читают вопросы на слайде
– отвечают
– формулируют 3 правило

 

– обсуждают пословицы

 

 

 

 

– обсуждают в группах 4 правило

 

 

 

 

 

 

– сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

 

 

 

 

 

 

– закрывают глаза ладонями, держат их до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– наблюдают

 

– читают учебник стр. 156
– формулируют правило “Не заводи вредных привычек”.

Конверт № 1 с карточкой.

(Из ст-ия “Федорино горе” К.Чуковского).

 

 

 

Слайд 5 (1 правило “Соблюдай чистоту”).

 

Конверт № 2 (начало сказки)

 

 

 

Слайд 6 (1и2 правило)

Учебник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7(фотографии отдыхающих детей)

Слайд 8 (1, 2, 3 правила)

Слайд 9 с выражением “Движение-жизнь”

Конверт № 3 с пословицами.

Слайд 10 (1, 2, 3, 4правила ЗОЖ)

Слайд 11 (варианты активного отдыха)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конверт № 4 с рассказом о мальчике.

 

 

Приложение 3 (описание опыта).

Пластиковая бутылка, вата, смоченная в воде, зажженная сигарета.

Учебник

Слайд 12 с 1, 2, 3, 4, 5 правилами.

5. Подведение итога проектной деятельности. Мы все вместе выявили правила здорового образа жизни.

Мы открыли все секреты.
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.

–У нас получилась памятка о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Я хочу, чтобы у каждого из вас осталась такая памятка, которая поможет вам сохранить свое здоровье.

– слушает
– принимает участие в обсуждении
– подводит итог деятельности группы
– защищают проект
– участвуют в коллективной оценке результатов
Памятки с правилами здорового образа жизни .

 

6. Рефлексия. – Каждая группа оценит, как она поработала на уроке. Выберите для оценки своей деятельности одно из высказываний и дополните его:

1. Я сегодня на уроке узнал…

2. Трудным для меня было…

– слушает высказывания детей – обсуждают и выбирают 1 из предложенных высказываний. Слайд 13 (варианты ответа).
7. Домашнее задание Рассказать родителям о правилах здорового образа жизни по рабочей тетради.

Создать рекламный лист одного из пунктов памятки о здоровом образе жизни для выставки (по желанию).

– консультирует детей – записывают дом. задание. Рабочая тетрадь

Литература.

  1. Педсовет. Газета для учителей начальной школы. / № 4, 2006. – 15 с.
  2. Уроки здоровья: методические рекомендации для учителя. /Авторы-составители О.С.Гладышева, И.Ю.Абросимова; НИРО. Нижегородский гуманитарный центр, № 13, 2008. – 48 с.