Подготовка к изложению. Анализ отрывка художественного текста из произведения Н.В. Гоголя "Мертвые души". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели занятия: подготовка к изложению, анализ текста на идейном и языковом (лексическом, морфологическом, синтаксическом) уровнях, воспитывать культуру умственного труда посредством анализа, синтеза и группировки, показать художественное своеобразие текста, образность.

План занятия:

  1. Подготовка к восприятию текста – обращение к личному опыту учащихся. Постановка целей занятия.
  2. Выразительное чтение текста.
  3. Беседа по содержанию.
  4. Анализ текста:

на идейном уровне:

1) Озаглавить текст
2) Определение темы, стиля, типа текста.
3) Лексическая работа над понятиями “толстый” и “тонкий”.
4) Определение функции антитезы, как основного средства выразительности, посредством наблюдения над текстом (заполнение таблицы)
5) Определение идеи текста.
6) Составление плана текста

на языковом уровне:

1) лексический, морфологический уровни:
– определение лексического значения слов;
– подбор синонимов;
– выделение средств выразительности и определение их функции.
2) синтаксический уровень:
– определение способов связи между предложениями.
5). Выводы, подведение итогов
6) Д. з. : написать рассуждение, в чем особенности сравнительной характеристики “толстых” и “тонких”

Ход занятия

1. Подготовка к восприятию текста – обращение к личному опыту учащихся. Постановка целей занятия.

Ребята, скажите, вам когда-нибудь приходилось бывать на каком-нибудь мероприятии при большом скоплении незнакомых вам людей? Как вы себя вели? Что чувствовали? Давайте проследим мысли и чувства героя, в предложенном отрывке. Сборник изложений стр. 12–13.

2. Выразительное чтение текста.

3. Беседа по содержанию.

– Из какого произведения взят отрывок? Кто автор?
– Из какой главы этот отрывок? Какие события предшествовали этому моменту?
– О чем этот отрывок?

4. Анализ текста:

на идейном уровне:

1) Озаглавьте текст. (Чичиков на балу у губернатора.)

2) Определите тему текста. (Знакомство с обществом города NN.)

Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.

Задача (функция) художественной речи – создание системы художественных образов, с помощью которых автор передают свое восприятие окружающего мира, поэтому выбор всех языковых средств в художественном стиле обусловлен эстетической функцией речи.

Художественный стиль речи – разновидность речи, распространенная в эстетической сфере.

Сфера общения художественного стиля речи – эстетическая (художественная литература);

Функция (задача) художественной речи – эстетическая (создание художественного образа).

Особенности использования языковых средств в художественном стиле речи – наиболее употребительные в художественном стиле средства языка.

Речевые жанры художественного стиля речи – эссе, зарисовка, рассказ, повесть, роман и т.д.

Изобразительно-выразительные средства языка – языковые средства, служащие для создания художественных образов и усиления эмоционально-экспрессивного значения: тропы и стилистические фигуры.

Стилистическая окраска – дополнительное стилистическое значение, дополнительная окраска слов (функциональная или эмоционально-экспрессивная), ограничивающая употребление слов в том или ином стиле речи.

Определите тип текста. Докажите свою точку зрения.

Описание – смысловой тип текста, в котором перечисляются предметы, их признаки, одновременно существующие явления или действия.

Описывать можно место, предметы (вещи, животных, людей), состояние (природы, человека) и др. Поэтому среди описаний различают описание места, описание состояния, описание предмета.

А идею текста текста вы сформулируете чуть позже, после того, как мы рассмотрим некоторые понятия.

3) Лексическая работа над понятиями “толстый” и “тонкий”.

Обратимся к словам, записанным на доске:

Толстый  Тонкий
Определите лексическое значение данных слов.
– Большой в объеме,
в обхвате.
– полный, тучный
 небольшой в поперечнике,
В обхвате, худощавый,
стройный

 Дайте лексическое значение этим словам применительно к данному тексту.

Как называется это средство выразительности?

Антитеза. Назовите функцию антитезы.

(Усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль.)

Проследим особенности сопоставительной характеристики “толстых” и “тонких”, заполнив при этом таблицу.

Критерии характеристики “Толстые” “Тонкие”
Отношение к дамам косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста. все увивались около дам, небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге.
Прическа волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер “черт меня побери” – волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды
Овал лица Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, черты лица больше закругленные и крепкие. просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц
Занимаемая должность Это были почетные чиновники в городе. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда;
Успех в карьере, финансовое положение толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие.
Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямвде, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнетен под ними, а уж они не слетят
Их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно
Манера одеваться Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких  
Наличие денег, капитала, иных материальных ценностей зато в шкатулках благодать божия, толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард
Возможное будущее Наконец толстый, послуживши Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро  

Найдите в данной сравнительной характеристике фразу, выражающую авторскую иронию.

Наконец толстый, послуживши Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро

На основе данной сравнительной характеристики сделайте вывод о сущности “толстых” и “тоненьких”.

Вывод: в этом эпизоде не только "повадки", черты Чичикова, но и рассмотрел проблему "тонких" и "толстых". Как сложилось в умах чиновников того времени, тонкие люди – неудачник, а толстые, наоборот, самые везучие и быстр продвигаются по карьерной лестнице.

5) Определение идеи текста.

Чичиков понял, что провернуть свои дела, осуществить аферу с мертвыми душами можно только с “толстыми”, желающими нажиться. Знакомство с толстыми обеспечивало Чичикову надежность существования, поэтому он присоединился к ним.

6) Составление плана текста.

Работа с иллюстрацией.

7) Языковой анализ текста

2) лексический, морфологический уровни:

– определение лексического значения слов;
– подбор синонимов;
– выделение средств выразительности и определение их функции.

Определите л. з. слов:

Бакенбарды – полоска волос, растущих между висками и ртом

Благовидный (овал лица) – (устар.) имеющий приятную внешность; (перен.) приличный; пристойный

Вист – командная карточная игра, предшественница бриджа и покера. Известна с XVIII века.

Хохлы – от слова “хохолок”

Букли – (устар. ). Волнистые завитки волос, локоны.

Фрак – мужской парадный вечерний костюм особого покроя: короткий спереди с длинными узкими фалдами (полами) сзади.

Хлебосол – муж. Гостеприимный, хлебосольный человек

Назовите средства выразительности:

Душа, заложенная в ломбард.

Явился в конце города дом.

Как и в Петербурге. С трудом можно было отличить их от петербургских.

Какие средства выразительности нашли вы?

2) синтаксический уровень:

– определение способов связи между предложениями

Какие способы связи предложений в тексте вам известны?

Найдите предложения, связанные последовательной связью и параллельной.

5. Выводы, подведение итогов

6. Д.з.: Написать рассуждение “В чем особенности сравнительной характеристики “толстых” и “тонких”.