Цели занятия: подготовка к изложению, анализ текста на идейном и языковом (лексическом, морфологическом, синтаксическом) уровнях, воспитывать культуру умственного труда посредством анализа, синтеза и группировки, показать художественное своеобразие текста, образность.
План занятия:
- Подготовка к восприятию текста – обращение к личному опыту учащихся. Постановка целей занятия.
- Выразительное чтение текста.
- Беседа по содержанию.
- Анализ текста:
на идейном уровне:
1) Озаглавить текст
2) Определение темы, стиля, типа текста.
3) Лексическая работа над понятиями “толстый” и “тонкий”.
4) Определение функции антитезы, как основного средства выразительности, посредством наблюдения над текстом (заполнение таблицы)
5) Определение идеи текста.
6) Составление плана текста
на языковом уровне:
1) лексический, морфологический уровни:
– определение лексического значения слов;
– подбор синонимов;
– выделение средств выразительности и определение их функции.
2) синтаксический уровень:
– определение способов связи между предложениями.
5). Выводы, подведение итогов
6) Д. з. : написать рассуждение, в чем особенности сравнительной характеристики “толстых” и “тонких”
Ход занятия
1. Подготовка к восприятию текста – обращение к личному опыту учащихся. Постановка целей занятия.
Ребята, скажите, вам когда-нибудь приходилось бывать на каком-нибудь мероприятии при большом скоплении незнакомых вам людей? Как вы себя вели? Что чувствовали? Давайте проследим мысли и чувства героя, в предложенном отрывке. Сборник изложений стр. 12–13.
2. Выразительное чтение текста.
3. Беседа по содержанию.
– Из какого произведения взят отрывок? Кто автор?
– Из какой главы этот отрывок? Какие события предшествовали этому моменту?
– О чем этот отрывок?
4. Анализ текста:
на идейном уровне:
1) Озаглавьте текст. (Чичиков на балу у губернатора.)
2) Определите тему текста. (Знакомство с обществом города NN.)
Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.
Задача (функция) художественной речи – создание системы художественных образов, с помощью которых автор передают свое восприятие окружающего мира, поэтому выбор всех языковых средств в художественном стиле обусловлен эстетической функцией речи.
Художественный стиль речи – разновидность речи, распространенная в эстетической сфере.
Сфера общения художественного стиля речи – эстетическая (художественная литература);
Функция (задача) художественной речи – эстетическая (создание художественного образа).
Особенности использования языковых средств в художественном стиле речи – наиболее употребительные в художественном стиле средства языка.
Речевые жанры художественного стиля речи – эссе, зарисовка, рассказ, повесть, роман и т.д.
Изобразительно-выразительные средства языка – языковые средства, служащие для создания художественных образов и усиления эмоционально-экспрессивного значения: тропы и стилистические фигуры.
Стилистическая окраска – дополнительное стилистическое значение, дополнительная окраска слов (функциональная или эмоционально-экспрессивная), ограничивающая употребление слов в том или ином стиле речи.
Определите тип текста. Докажите свою точку зрения.
Описание – смысловой тип текста, в котором перечисляются предметы, их признаки, одновременно существующие явления или действия.
Описывать можно место, предметы (вещи, животных, людей), состояние (природы, человека) и др. Поэтому среди описаний различают описание места, описание состояния, описание предмета.
А идею текста текста вы сформулируете чуть позже, после того, как мы рассмотрим некоторые понятия.
3) Лексическая работа над понятиями “толстый” и “тонкий”.
Обратимся к словам, записанным на доске:
Толстый | Тонкий |
Определите лексическое значение данных слов. | |
– Большой в объеме, в обхвате. – полный, тучный |
небольшой в поперечнике, В обхвате, худощавый, стройный |
Дайте лексическое значение этим словам применительно к данному тексту.
Как называется это средство выразительности?
Антитеза. Назовите функцию антитезы.
(Усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль.)
Проследим особенности сопоставительной характеристики “толстых” и “тонких”, заполнив при этом таблицу.
Критерии характеристики | “Толстые” | “Тонкие” |
Отношение к дамам | косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста. | все увивались около дам, небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. |
Прическа | волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер “черт меня побери” – волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны | имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды |
Овал лица | Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, черты лица больше закругленные и крепкие. | просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц |
Занимаемая должность | Это были почетные чиновники в городе. | Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; |
Успех в карьере, финансовое положение | толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои,
нежели тоненькие. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямвде, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнетен под ними, а уж они не слетят |
Их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно |
Манера одеваться | Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких | |
Наличие денег, капитала, иных материальных ценностей | зато в шкатулках благодать божия, толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями | У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард |
Возможное будущее | Наконец толстый, послуживши Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро |
Найдите в данной сравнительной характеристике фразу, выражающую авторскую иронию.
Наконец толстый, послуживши Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро
На основе данной сравнительной характеристики сделайте вывод о сущности “толстых” и “тоненьких”.
Вывод: в этом эпизоде не только "повадки", черты Чичикова, но и рассмотрел проблему "тонких" и "толстых". Как сложилось в умах чиновников того времени, тонкие люди – неудачник, а толстые, наоборот, самые везучие и быстр продвигаются по карьерной лестнице.
5) Определение идеи текста.
Чичиков понял, что провернуть свои дела, осуществить аферу с мертвыми душами можно только с “толстыми”, желающими нажиться. Знакомство с толстыми обеспечивало Чичикову надежность существования, поэтому он присоединился к ним.
6) Составление плана текста.
Работа с иллюстрацией.
7) Языковой анализ текста
2) лексический, морфологический уровни:
– определение лексического значения слов;
– подбор синонимов;
– выделение средств выразительности и определение их функции.
Определите л. з. слов:
Бакенбарды – полоска волос, растущих между висками и ртом
Благовидный (овал лица) – (устар.) имеющий приятную внешность; (перен.) приличный; пристойный
Вист – командная карточная игра, предшественница бриджа и покера. Известна с XVIII века.
Хохлы – от слова “хохолок”
Букли – (устар. ). Волнистые завитки волос, локоны.
Фрак – мужской парадный вечерний костюм особого покроя: короткий спереди с длинными узкими фалдами (полами) сзади.
Хлебосол – муж. Гостеприимный, хлебосольный человек
Назовите средства выразительности:
Душа, заложенная в ломбард.
Явился в конце города дом.
Как и в Петербурге. С трудом можно было отличить их от петербургских.
Какие средства выразительности нашли вы?
2) синтаксический уровень:
– определение способов связи между предложениями
Какие способы связи предложений в тексте вам известны?
Найдите предложения, связанные последовательной связью и параллельной.
5. Выводы, подведение итогов
6. Д.з.: Написать рассуждение “В чем особенности сравнительной характеристики “толстых” и “тонких”.