I. Введение. Обоснование актуальности воспитательной системы
«Знания без воспитания – меч в руках
сумасшедшего».
Д.И. Менделеев
Сегодня учителей волнуют вопросы будущего школы и системы образования. Что нужно современному человеку, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях?
Модель выпускника школы 21-го века должна обладать следующими чертами:
- готовность и умение непрерывно учиться.
- способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению.
- самостоятельность.
- способность к принятию ответственных решений.
- навыки общения и сотрудничества.
- точность и продуктивность.
- толерантность.
- ответственность.
- физическая и психическая выдержка.
Общество заинтересовано в гражданах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, и, в то же время, обладающих определенным набором нравственных и патриотических качеств. Понятие патриотизма в современной педагогике достаточно размыто и пафосно. Мне наиболее близка позиция Н. А. Добролюбова, который трактует патриотизм как «ничто иное, как желание трудиться на пользу своей страны».
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого школьника, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Социальный заказ современному преподавателю заключается в том, чтобы поднять осуществление образовательного процесса на более высокий и качественный уровень, сделав неотъемлемой стороной образовательного процесса как развитие ключевых компетентностей, так и воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплины.
Перед школой встаёт задача подготовки выпускников, обладающих определенными компетентностями в различных сферах:
- В сфере самостоятельной познавательной деятельности: усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации (собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы, предлагать способы решения проблемы, сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами решения и т. д.);
- В сфере гражданско-общественной деятельности: выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;
- В сфере социально-трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- В сфере общекультурной деятельности.
Быть компетентным это значит: уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблем в конкретных жизненных обстоятельствах для достижения определенных целей. Все вышеперечисленные компетентности и свойства личности можно формировать средствами предмета химии.
Основой достижения нового качества образования, основой реализации воспитательного потенциала, на мой взгляд, является организация внеурочной работы по предмету. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Логика классно-урочной системы таит в себе опасность замкнутости и обособленности. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом формирования гражданственности и патриотизма, она не должна исчерпываться уроками». Правильно организованная внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она позволяет не только расширить и углубить знания, полученные на уроке, но и способствует развитию ключевых компетентностей, самостоятельности, самореализации, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Кроме того, внеклассная работа способствует индивидуализации образовательного процесса, развивает самостоятельность, создает благоприятные условия для качественного изменения отношений в системе «Учитель – ученик». Внеклассная работа в тесной взаимосвязи с учебной, служит тем действенным средством, которое мобилизует познавательную и общественно-значимую активность ученика, способствует удовлетворению интересов школьников. При всем многообразии форм внеклассная работа по химии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.
II. Основные принципы построения воспитательной системы:
- плановость, понимаемая как четкая, выверенная, закрепленная в нормативных документах стратегия и тактика действий;
- системность, понимаемая как продуманное включение в деятельность всех звеньев и элементов воспитательного процесса;
- комплексность, понимаемая как четкое планирование всех составляющих воспитательного процесса; интеграция основного и дополнительного образования;
- последовательность, понимаемая как четкое разбиение процесса на логически завершенные этапы, с постоянной детализацией каждого этапа по мере приближения сроков его реализации, с планированием новых этапов на основе достигнутых результатов.
III. Цель, задачи, направления реализации системы
В последние годы обнаруживается снижение интереса школьников к изучению предмета химии. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому учителю необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? Ответы на эти вопросы содержатся в организации системы внеурочной деятельности. В настоящее время уже нельзя удовлетвориться проведением эпизодических внеурочных мероприятий, хотя бы и с массовым охватом учащихся. Необходимо стремиться к организации хорошо продуманной, учитывающей задачи и возможности школы, склонности учащихся, системы внеурочной деятельности по предмету. Внеурочная работа по химии является частью общешкольной системы внеурочных мероприятий.
Цель: cоздание эффективной модели внеурочной деятельности учащихся для формирования ключевых компетентностей и социально значимых качеств личности школьника (как средство достижения современного качества образования).
Своими основными педагогическими задачами я считаю следующие:
- cпособствовать формированию качеств личности, востребованных современным обществом (самостоятельность, организованность, самоанализ, потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании);
- не столько научить предмету, сколько помочь ученику реализовать себя в мире;
- перенос акцента с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика; поддержка умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задач, поставленных перед современной школой. Внимание современного учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность. Это возможно при использовании деятельностных образовательных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда – учитель.
Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают методически грамотно организованной внеурочной деятельности выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Моя система организации внеклассной работы состоит из следующих направлений:
- Организация проектной деятельности учащихся (данное направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами).
- Организация индивидуально-групповой работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, к успешной сдаче ЕГЭ.
- Предметные праздники как средство реализации творческой активности учащихся и формирование познавательной мотивации к изучению предмета.
IV. Реализация направлений воспитательной системы:
1-е направление – организация проектной деятельности
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Непременные условия проектной деятельности – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов, создание плана, программы организации деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление.
Суть метода проектов сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.
Очень хорошо, если ученик знает, как провести опыт, например, по определению состава воздуха, но еще лучше, если он сам соберет необходимую установку, проведет этот опыт, получит впечатления (т. е. опыт эмоционально-ценностного отношения) и сделает выводы.
Использование метода проектов во внеурочной деятельности по химии повышает познавательную активность школьников, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Подобная модель организации познавательной деятельности называется "обучением через открытие". Работа над проектами даёт учащимся возможность проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, а не только в учебной, и, тем самым, способствует формированию у них ключевых компетентностей. Ощущение успешности в проектной работе, в свою очередь, положительно влияет на результаты учебной деятельности. Я всегда ориентирую ребят, работающих над своим проектом, на то, что на материале проекта необходимо разработать и провести внеклассное мероприятие или занимательный урок, что привлекает и других школьников к изучению химии.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта, обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, я имею в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, – необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей».
Организацию проектной деятельности через внеклассную работу я строю по двум направлениям:
- Исследовательские проекты практической направленности (практико-ориентированные проекты, в основе которых лежит эксперимент, исследование, опыт, которые можно реализовать в стенах школьной лаборатории, а также используя внешние связи с городскими организациями, лабораториями). Например, в течение этого учебного года в рамках индивидуальной внеурочной работы моими учащимися были реализованы следующие проекты:
- «Влияние тяжелых металлов на растения гороха»,
- «Алюминий. Знакомый незнакомец»,
- «Качество воды г.Нефтеюганска»,
- «Полезное и вредное влияние металлов на организм человека»,
- «Металлы в средствах косметики»,
- «Химический состав почвы пришкольного участка».
- Учебные проекты (проекты теоретического содержания, которые развивают критическое мышление учащихся и являются действенным средством подготовки выпускников не только к успешной сдаче ЕГЭ, но и к обучению в вузе, так как в их основе лежит вузовская система работы со студентами). Данное направление реализуется мной через элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки учащихся.
Я, как учитель, преподающий химию на базовом уровне, осознаю значимость метода проектов как эффективного средства повышения самостоятельности высокомотивированных учащихся в освоении химии. Всем понятно, что если ученики не будут работать самостоятельно, не научатся приемам работы с дополнительной литературой, обобщению учебного материала, анализу полученной информации, самостоятельному выдвижению гипотез, принятию решений, то никакой качественной оценки на экзамене им не получить. Кроме того учебный проект развивает критическое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быстро определять из какой темы данный вопрос, на который они должны будут дать ответ на экзамене.
Метод учебного проекта я использую при организации внеклассной работы в 10-11 классах. Эту форму организации занятий, предусматривающую комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени, я применяю при проведении элективных занятий, ориентированных на подготовку к ЕГЭ. Каждый учебный проект в списке проектов, который я предлагала учащимся, был ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Темы своих учебных проектов дети выбирали сами, исходя из того, какая тема труднее всего им давалась при решении контрольно-измерительных материалов. Главной особенностью выбора темы проектов являлась проблема, которую увидел сам ученик, и решил для себя, что эту тему он изучит на активной основе, через целесообразную собственную деятельность, соответствующую его личным интересам.
Главная мысль здесь та, что при методе проектов комплексную тему намечали и прорабатывали сами ученики, а не педагог. Учащиеся выполняли учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием учителя.
Полезность проекта заключается в первую очередь в изменении роли учителя: в ходе работы над проектом я не даю детям знаний в готовом виде, не рассказываю ничего лишнего. У ученика есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.
После того как ученик выбрал тему, происходило погружение в учебный проект, то есть шел этап определения проблемы проекта, что соответствовало начальному этапу творчества. Затем происходил этап организации деятельности, который представлял собой постановку цели и задач по решению проблемы проекта и осуществление исследования, то есть не что иное, как подготовка к решению. На этапе осуществления деятельности учащиеся "добывали" недостающие знания, готовили презентацию результатов. А проверка результатов, которая происходила публично, необходима и учащемуся и учителю для оценки и соответственно самооценки. Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.
Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействие? Они есть в каждом учебном проекте, но завуалированы от учащихся. Мне, как учителю, учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как средство социализации учащихся, как средство развития коммуникативной, познавательной, информационной и социально-трудовой компетентностей.
Работу учащихся над учебными проектами я организую по следующему алгоритму:
- Проблема проекта (почему?). Актуальность проблемы.
- Цель проекта (Зачем?). Целеполагание.
- Задачи проекта (Что?).Разбивкаматериала на подтемы, выделение задач.
- Методы и способы (Как?). Планирование.
- Результат (Что получится?).
- Презентация.
Чем был важен любой учебный проект для самих учащихся, который выполняли мои ученики? Какой продукт они получили, выполнив этот проект? Продуктов было несколько:
- умение отобрать нужный теоретический материал по теме исследования (информационная компетентность).
- умение отсортировать вопросы в тестах ЕГЭ по теме проекта (структурирование информации).
- умение найти решение проблемы опытным или теоретическим путем (познавательная компетентность).
- Навык консультирования по теме проекта (коммуникативная компетентность, способ самореализации).
- умение сделать презентацию по теме проекта (ИКТ-компетентность)
- умение предъявлять свои результаты, доказывать свою точку зрения.
- Расширение собственно предметных знаний по теме проекта.
Конечно, мои ученики не совершают открытий в прямом понимании значения этого слова. Результат их труда является открытием для них. Это неудивительно: многие талантливые люди совершали открытия, уже известные человечеству, прежде чем внести реальный вклад в ту или иную область науки. Для развития творческих способностей учащихся объективная новизна результатов их труда не имеет значения.
В течение учебного года моими учениками были разработаны и представлены на школьных конференциях, предметных праздниках и внеклассных занятиях следующие учебные проекты:
- «Химические элементы в организме человека»,
- «Коррозия металлов»,
- «Типы химических реакций на примере воды»,
- «Металлические болезни»,
- «Теория химического строения органических веществ»,
- «Природные источники углеводородов».
- Водородные соединения неметаллов
- Гибридизация атомных орбиталей
- Классификация неорганических и органических соединений
- Периодический закон и система химических элементов Д.И.Менделеева
- Обратимость химических реакций
- Электролиз растворов и расплавов солей
- Кислоты неорганические и органические
- Гидролиз солей
- Скорость химических реакций
- Изомерия органических соединений
- Витамины
- Ферменты
- Гормоны
- Высокомолекулярные соединения.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное и полезное в данный момент для него, самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, которая позволяла проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задач, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Ученик, который сумел справиться с работой над учебным проектом, приобрёл не только хорошие предметные знания по химии, но и достаточно большие надпредметные знания, то есть умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения. Такой ученик в настоящей взрослой жизни окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям, потому что приобретает достаточно большой круг компетентностей, а также наиболее подготовлен к жизни в современном обществе, то есть является гражданином и патриотом в широком социальном смысле данных слов.
Если рассматривать результативность работы по данному направлению, то необходимо отметить следующее:
- Рост количества учащихся, вовлеченных в проектную деятельность.
2007-2008 уч год | 2008-2009 уч год | 2009-2010 уч год |
10 человек | 21 человек | 45 человек |
- Наличие призовых мест в научно-практических конференциях и фестивалях проектов различного уровня (в том числе дистанционных): «Шаг в будущее», «Познание и творчество», «Грани познания», «Портфолио».
- Как следствие развития познавательной компетентности – повышение результатов сдачи ЕГЭ (баллы соответствуют уровню обучаемости школьника – максимальное раскрытие его потенциала):
2006-07 уч. г | 2007-2008 уч г. | 2008-09 уч г. |
Спицина Е. – 82 б. Габдулганиева Ю – 71б Шкуренков А. – 61б. |
Спиридонова Ю. – 72б Чирухин Д. – 96 б. Бронникова Анастасия – 58 б |
В школе не было выпуска 11 кл |
2-е направление – организация индивидуально-групповой работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, конкурсам.
Это еще одно не менее важное направление реализации моей системы, которое с успехом можно организовать через внеурочную деятельность.
Опыт работы с одаренными детьми, накопленный мною за более чем 30 лет педагогического стажа показывает, что, прежде всего их, необходимо просто отыскать. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек» – не такая уж трудная задача. Обучение химии начинается в –8-м классе, и поначалу учащиеся демонстрируют интерес к данному предмету. Но с течением времени, когда они сталкиваются с той бездной знаний, которую таит в себе данная наука, энтузиазм стихает. Одним становится неинтересно, другим предмет дается с трудом, третьи просто зарабатывают отметки. И лишь немногие, выдержавшие это нелегкое испытание, не теряют блеска глаз и искреннего стремления к познанию (как говорится, через тернии к звездам).
Эти школьники более восприимчивы к новой информации, не боятся трудностей, умеют находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач. Процесс выявления одаренных детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и опыте педагога, его интуиции, знании не только своего предмета, но и психологии.
Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного. И если информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система работы с ними, безусловно, должна отличаться от системы работы с другими детьми. В моем кабинете есть огромное множество научной, статистической и энциклопедической литературы, развивающих кроссвордов, интересных задачников, которыми они свободно пользуются во внеурочной деятельности. Химическая лаборатория (не смотря на ограниченность любой школьной лаборатории) позволяет погружать высокомотивированных учащихся в эксперимент, на практике ощутить, что такое химия.
При подготовке к олимпиадам ученик должен выработать навыки решения олимпиадных задач. Поэтому с такими учащимися я провожу очень большую индивидуальную работу. Каждую неделю для восьмиклассников я веду спецкурс, на который приходят дети для подготовки к олимпиаде. На этом спецкурсе мы решаем задачи и упражнения, выходящие за рамки школьной программы.
Существует опасность того, что одаренные дети, стремясь к новым знаниям и опережая в этом отношении остальных учащихся, могут уделять недостаточно внимания основной программе. Этого не должно происходить, поскольку программа – это базис, основа основ, стержень, на который записываются более глубокие знания, и пробелы в программных знаниях обязательно негативно скажутся на всем процессе обучения. Поэтому главная задача учителя – нахождение компромисса, оптимального баланса между изучением программы и получением углубленных знаний, между урочной и внеурочной деятельностью.
На следующей стадии необходимо развить в одаренном ребенке психологию лидера. Важно, чтобы он не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли, ведь они интересны окружающим хотя бы потому, что они не стандартны и не имеют аналогов. Одаренный ученик стремится показать свои знания не только на уроке, но и на более высоком уровне – на олимпиадах и интеллект марафонах. На этом уровне талант оказывается в среде себе равных. Когда человек обладает хорошими способностями, он стремится соревноваться в этой области с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание я обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил, мы готовимся к этим конкурсам, повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу и, как правило, достигаем успеха, доказательство – высокие результаты моих учеников, достигнутые на городских и окружных олимпиадах.
Талантливый человек талантлив, если не во всем, то во многом. Поэтому я всегда оставляю ученикам право выбора того, каким предметом углубленно заниматься, по каким предметам представлять школу на олимпиадах. Я никогда и ни к чему их не принуждаю, ни на чем не настаиваю. Мы живем в демократичном обществе, отличительной чертой которого является возможность выбора у каждого человека. Задача педагога – предложить ученику альтернативу, помочь осознать важность выбора, а дело ученика расставить приоритеты и действовать в соответствии со своими интересами и убеждениями. Иными словами, сделать правильный выбор. И как это важно в жизни – сделать правильный выбор! Но если ученик сделал выбор в сторону моего предмета, я требую от ученика полной самоотдачи, терпения, трудолюбия, выполнения всех заданий.
В процессе подготовки наши отношения становятся партнерскими, каждая из сторон заинтересована в конечном результате. Особенно я добиваюсь, чтобы ученик осознал, что он идет на олимпиаду не ради учителя, не только ради самого себя, а ради своего коллектива, своей школы. Он достоин этого сейчас, он – лицо сначала своего класса, затем лицо своей школы, как когда-нибудь, через несколько лет, оп станет лицом своего предприятия, своего города или своей страны и ради этого можно и нужно много трудиться.
Мои ученики – победители, призеры и участники химических олимпиад прошлых лет, практически все выбрали мой предмет основой своей профессии, и в большинстве своем стали хорошими специалистами, врачами, которые продуктивно работают как в нашем городе, так и в нашей стране. Поэтому можно уверенно предположить, что и нынешние старшеклассники, еще только заинтересовавшиеся химией, лет через 10–15 окажутся на ее переднем крае. Но чтобы удачно выступить на олимпиаде, чтобы прийти к финишу в числе первых, а олимпиада – это в значительной мере спортивное соревнование, – надо знать маршрут и препятствия, которые подстерегают каждого участника, надо знать типы задач, уровень их сложности, заготовленные организаторами состязания ловушки и подводные камни. Главное предназначение учителя как раз и состоит в том, чтобы познакомить будущих участников химических олимпиад с заданиями, предлагавшимися ранее на различных этапах российской химической олимпиады школьников.
Сложившаяся система внеурочной индивидуальной и групповой работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам имеет положительные результаты:
- Анкетирование родителей 8-11 классов показывает заинтересованность в посещении их детьми внеурочных занятий, так как они видят результат – приращение интеллектуальных способностей.
- Анкетирование учащихся, в системе посещающих подобные занятия, показало, что дети удовлетворены организацией подобных занятий (а выпускники отмечают, что опыт подобных занятий пригодился им в научной студенческой среде).
- Регулярно мои ученики становятся победителями и призерами предметных олимпиад муниципального и регионального уровня, дипломантами дистанционной олимпиады по основам наук УФО, неоднократно получали приглашения для обучения в центрах для одаренной молодежи г.Новосибирска, Ханты-Мансийска; поступают на бюджетные места в профильные вузы.
Результативность участия в предметных олимпиадах.
Учебный год | ФИО ученика | Муниципальная олимпиада | Региональная олимпиада |
2004-2005 | Ходенева Н. | 1 место | 1 место |
2005-2006 | Родикова Ю. | 1 место | 1 место |
2006-2007 | Спицина Е. | 3 место | |
2007-2008 | Спиридонова Ю. | 3 место | |
2008-2009 | Мудряков Р. | 3 место | |
2009-2010 | Мудряков Р. | 1 место | Грамота Югорского университета за высокие показатели в экспериментальном туре региональной олимпиады |
Коваленко Е. | 1 место | ||
Команда учащихся 8-х классов | 1 место в химическом марафоне |
Результативность участия в дистанционных олимпиадах.
Учебный год | ФИО ученика | Результат |
2009-2010 | Гибадуллина Гузалия | Дипломант 3-й степени |
Шайхутдинова Айсылу | Дипломант 3-й степени | |
Рахматуллина Инна | Дипломант 3-й степени | |
Коваленко Елена | Дипломант 3-й степени | |
Нагорных Елена | Дипломант 3-й степени |
3-е направление – активные формы внеклассной работы как средство реализации творческой активности учащихся и формирование познавательной мотивации к изучению предмета
В настоящее время много говорят о роли деятельности в развитии ребёнка, но при этом не всегда подчёркивают, что далеко не каждая деятельность развивает. Часто школьник получает определённые знания и умения в ходе своей деятельности, но сколько-нибудь заметного продвижения в развитии его способностей не происходит. Сколько прилежных учащихся, радуя родителей отличными отметками в младших классах, к старшим классам обнаруживают отсутствие развитых способностей!
Для того чтобы занятия развивали ум учащегося и его способности к творчеству, необходима познавательная потребность. Именно эта потребность, т. е. собственный интерес ребёнка к познанию, выступает своего рода катализатором развития всех вышеупомянутых качеств. Без этой потребности способности развиваться не могут.
Основой развития познавательной компетентности школьника, на мой взгляд, является организация в школе внеурочной работы по предмету. Внеурочная работа служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
Вся внеклассная работа по химии строится на основе принципа добровольности, поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы, которые могли бы заинтересовать учащихся ещё до того, как они глубже познакомятся с предметом в ходе изучения школьной программы. Я начинаю решать эту проблему ещё при изучении элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека», который включает множество тем, напрямую связанных с химией. На первых же уроках химии ставлю перед учащимися вопросы, которые должны стимулировать их любознательность, дать первые импульсы к чтению дополнительной литературы по предмету, вызывать стремление собственными руками осуществить те превращения, о которых говорится в учебнике и прочитанных книгах. Предлагая учащимся готовить небольшие дополнительные сообщения к урокам, создавать мультимедийные презентации, участвовать в проведении сначала эпизодических, а затем всё более систематических массовых мероприятий, я вовлекаю их в интенсивную кружковую работу по предмету. Затем из общего числа школьников, охваченных этой работой, формируется актив – члены кружка и отдельные учащиеся, особенно энергично помогающие в организации внеклассных мероприятий по химии.
Интерес учащихся к предмету не пропадает, они с головой уходят в решение и более глобальных проблем, например при выполнении проектов «Перспективные технологии опреснения воды», Создание электронных пособий по стереохимии» и другие. И даже те школьники, которые не планируют связать своё будущее с химической наукой, пишут проектные работы, например «Актуальность экономических взглядов Д. И. Менделеева в свете модернизации современной российской экономики», «Основатель науки химия – М.В. Ломоносов». Гордость за великих соотечественников – также одна из составляющих патриотизма.
Каждый год в школе проводится неделя естественных наук. На этой неделе проводится много различных конкурсов, познавательных игр, турниров. Эти внеклассные мероприятия проводятся для учащихся разных классов и готовятся учениками старших классов. Заканчивается неделя большим предметным вечером, на котором проводятся не только познавательные игры «Химический марафон», «Химический КВН», «Счастливый случай», «Своя игра», но и обязательно театрализованное представление «Самое удивительное вещество на Земле», «Как непросто совершаются великие открытия», «Озоновая история», «ЧП в государстве организм», которые несут большую познавательную информацию связанную с предметом химия: о жизнедеятельности ученых, об экологических проблемах, о здоровом образе жизни. Эти представления готовят сами учащиеся, а поэтому при подготовке формируется коллектив учащихся, у которых возникает необходимость быть ответственными друг за друга, необходимость помогать друг другу.
Достаточно серьезно я готовлю своих учеников и к различным познавательным турнирам, которые проводятся в городе. В этом учебном году команда учащихся 8 класса принимала участие в городской игре «Химический марафон» и заняла 1 место.
Предметные праздники помогают мотивировать учащихся на творческую самореализацию. Результатом этих праздников является рост активности участников праздников предметных знаний, призовые места на городских познавательных турнирах, а самое главное – рост мотивации к изучению предмета (анкетирование учащихся).
Внеклассная работа открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников. Участие во внеклассной работе способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм и вытекающее из последнего чувство «зависимой ответственности». Организованная таким образом внеурочная деятельность даёт возможность всем учащимся понять особое значение химической науки, химических знаний для научно-технического прогресса, процветания землян, а также позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе, в инструмент творческого освоения мира. И, кроме того, служит основанием для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области химии. Хорошо организованная внеклассная работа помогает также выявить задатки, интересы, склонности учащихся и, тем самым, оказывает влияние на выбор будущей профессии, то есть играет профориентационную роль и развивает различные компетентности.
V. Общие выводы:
Система внеклассной работы содействует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми, способствует самореализации личности школьника.
Методически грамотно организованная внеурочная деятельность даёт возможность всем учащимся понять особое значение химической науки, химических знаний для научно-технического прогресса, а также позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе, в инструмент творческого освоения мира. И, кроме того, служит основанием для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области химии.
Химия по праву считается наукой созидания, но одновременно она же может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. В курсе химии учителю предоставляются большие возможности для патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской позиции подрастающего поколения.
Я считаю: если учитель успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция гражданина и патриота.
«Воспитание человека – гражданина, человека – патриота, должно быть главной целью всего педагогического процесса»
М.В. Ломоносов
Литература:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования – 2002, № 5.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. – 2002, № 5.
- Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования. Высшее образование сегодня. – 2002, № 5.
- Макотрова Г.В. Учебно-исследовательская культура учащихся. Педагогика – 2007, № 1.
- Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. – В сб. докладов научно-практической конференции "Глобальные телекоммуникации в образовании" 20 января 1996 г. Москва, ИНТ и Методический центр Восточного учебного округа. – с. 98-109.
- Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска.//Учитель – № 1, 2000 г. – с.41-45.
- Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.//Учитель – № 4, 2000 г. – с.52-55.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, № 1, 2004. – с. 42
- Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.
- Котикова И.В. О развитии познавательной активности учащихся. Химия в школе № 3, 2010.
- Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка Химия в школе № 4, 2007.