Цели:
- знакомство с понятиями «сети линий», «пути»;
- обучение перемещению по сетям линий, поиску нужных путей, установлению закономерностей;
- отработка навыков сложения и вычитания в пределах 1000, знаний нумерации чисел в пределах 1000,
- формирование умений решать составные задачи.
Оборудование: работа на ПК – а) электронные индивидуальные карточки на преобразование величин, б) интерактивная доска для фронтальной работы, карточки с примерами для письменных вычислений.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
– Урок начнём с проверки домашнего задания. Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите карандаши для оценивания и начнём проверку. Прочитайте пример (стр.66, №2), решив который вы получили такой ответ:
381 (961 – 580 + 0)
924 315 + 47 + 562)
– Чему равна сумма 523 и 135 (658)
– Чему равна разность 756 и 24 (732)
– Какое правило сложения и вычитания
трёхзначных чисел помогло вам решить эти
примеры? (Единицы складываем и вычитаем с
единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями)
– Проверим задачу (стр.66, № 5).
– Что узнали в задаче, когда выполнили действие:
3м 17 см – 1 м 27 см
– Чему равна оставшаяся часть
– Чему она равна? (1 м 90 см)
– Почему вы брали действие вычитания? (Потому
что искали часть, а чтобы найти часть нужно из
целого вычесть известную часть)
Что нужно было найти в задаче? (На сколько
отрезанная часть верёвки меньше той, которая
осталась)
– Как сформулировать одним словом – что нужно
найти? (Разницу)
– Как найти разницу? (Чтобы узнать, на
сколько одно число больше или меньше другого,
надо из большего вычесть меньшее)
– Прочитайте ответ задачи (на 63 см отрезанная
часть верёвки меньше той, что осталась)
– Оцените работу своего соседа и верните тетради
друг другу. Кто получил за домашнюю работу «5»?
«4»? Надеюсь, что «3» и тем более «2» у нас нет.
– Дадим своим глазам немного отдохнуть –
закройте их, а наш мозг продолжает свою работу –с
закрытыми глазами считаем сотнями в в прямом
и обратном порядке до 1000. Молодцы. Потянулись,
сели прямо и продолжаем работу.
II. Постановка учебной задачи
– Сегодня на уроке мы будем закреплять свои умения сложения и вычитания трёхзначных чисел, решения задач на нахождение разницы и на примере нашей дороги в школу узнаем, как в математике называются пересекающиеся тропинки и дорожки. Но для начала проведём математическую разминку.
III Устный счёт
1. – Пока мы будем работать фронтально, некоторые ребята выполнят индивидуально задание на ПК – им нужно будет преобразовать единицы длины. Вспомним вместе соотношение между ними
1 дм = 10 см
1 м = 10 дм = 100 см
Вырази в указанных единицах измерения
3 м 5 дм 7 см = 357 см
5 м 9 см = 59 см
3 дм 2 см = 32 см
7 м = 700 см
5 м = 50 дм
4 м 3 дм = 43 дм
2 м 2 дм 9 см = 229 см
5 м 1 дм = 51 дм
(Если у учителя нет возможности составить данную работу в программе Excel на ПК, то карточки раздаются в напечатанном виде на листах)
2. «Цепочка»: 76 – 50 – 8 + 60 + 12 – 40 – 33 (17)
– Чем примечательно число 17 для нас с вами? (Учимся
в Гимназии № 17)
– А как полностью называется наше учебное
учреждение? (МОБУ Гимназия № 17)
3. – Дан ряд чисел 480, 48, 408. Назовите самое
большое число и самое маленькое.
– Что можете сказать об этих числах? (В их
записи есть цифры 4 и 8)
– Назовите число этого ряда, которое содержит 4 с
0 д 8 е (408)
– Расскажите, что знаете о числе 408 (Трёхзначное,
предыдущее 407, последующее 410)
IV. Работа в тетрадях и на доске
– Нарисуйте графическую модель числа 408 и выразите его в различных единицах счёта (408 = 4 с 0 д 8 е = 40 д 8 е = 4 с 8 ед)
– Представьте число 408 в виде суммы разрядных
слагаемых (400 + 8)
– Выразите 408 см в различных единицах
измерения (408 см = 4 м 7 см = 40 дм 8 см)
– Ещё раз посмотрите на ряд чисел: 480, 48, 408 и
скажите, какое число, по вашему мнению, лишнее и
почему (48 – двузначное)
– А для нашей Гимназии число 48 не лишнее,
догадайтесь, почему? (В этом году нашей
гимназии исполнилось 48 лет и находится она по
адресу К.Маркса, 48)
V. Работа над новым материалом
– Что вы видите на экране? (Карта нашего города). Сегодня на уроке мы поработаем с изображением центральной части его части. У вас на партах лежат листы с таким же изображением, что вы видите на доске.
– Рассмотрим и назовём улицы нашего города:
– На какой улице находится наша Гимназия? (Ул.
К. Маркса)
– Сколько центральных улиц идут параллельно
улице К.Маркса? Назовите их. (Ул. Ленина, 50 лет
Октября)
– На пересечении каких улиц находится
центральная площадь нашего города? (Ул.
Точисского и К.Маркса.)
– Какие улицы мы с вами пересечём, если будем
идти из школы на центральную площадь нашего
города? (Ул. Косоротова)
– Догадайтесь, что за здание изображено на карте
в виде синего треугольника? (Автовокзал)
– На какой улице он находится? (На ул. Кирова).
– Что за знание помечено красным крестом на
улице К.Маркса? (Поликлиника «Айболит»)
– Какие улицы мы пересечём, если пойдём туда из
школы? (Ул. Косоротова, Точисского, Пушкина)
– Что обозначает такой же красный крест на улице
Ленина? (Городская поликлиника, которую
посещают наши взрослые)
– Теперь поработайте в парах на ваших схемах по
предлагаемому алгоритму:
а) каждый найдите на ней улицу, на которой
вы живёте и свой дом
б) начертите свой путь в школу по улицам нашего
города. Если кто-то живёт за пределами района
карты, изображённого на листах, то покажите свой
путь в школу от своей бабушки.
в) отметьте линией другого цвета ту часть вашего
пути, которая совпадает с дорогой вашего соседа
по парте.
– Выходите по одному к доске и на ней изображайте
свой путь в школу.
(После того, как дети изобразили свой пути, на
доске убирается схема города и остаются одни
лини, проведённые детьми)
– Посмотрите, что у нас получилось в итоге. Как
можно назвать это изображение на котором
пересекаются наши с вами дорожки и тропинки?
– В математике пересекающиеся дорожки и
тропинки называют СЕТИ ЛИНИЙ или ПУТИ.
– Сколько перекрёстков и дорог вы
пересекаете по пути в школу? Как нужно
переходить дороги?
VI. Физкультминутка (по выбору учителя)
VII. Работа по учебнику
– Работу над новой темой продолжим по учебнику.
Стр. 68, № 1, 2
(Изображения сетей линий показаны на доске –
дети выполняют задание и в учебнике и на доске по
цепочке)
VIII. Решение задачи
– Послушайте задачу и подберите к ней схему из
предложенных:
В нашем городе и его пригороде 212 улиц и
переулков. Движение на 34 улицах регулируется
светофорами. На сколько меньше в Белорецке
регулируемых улиц, чем нерегулируемых?
– Что известно в задаче? Что нужно найти? Чем является в задаче количество нерегулируемых улиц? (Частью) Как найти часть?
(Решение задачи записывается в тетради в столбик. Один учащийся на доске)
1) 212
– 34
178 (у) – не регулируются светофорами2) 178
– 34
144 (у)
Ответ: на 144 улицы меньше регулируемых, чем нерегулируемых.
– А как переходить нерегулируемые улицы?
Прежде чем переходить улицу нужно посмотреть
налево, дойти до середины улицы, посмотреть
направо и завершить переход.
– Улиц в нашем городе много, а светофоров мало,
поэтому нам, пешеходам нужно быть особенно
внимательными.
IX. Решение примеров
– Решите примеры, расположите ответы в порядке возрастания, соотнесите ответ и букву. У каждого ряда – свои примеры и слова. Из этих слов мы вместе составим и прочитаем предложение, которое вам часто говорят взрослые.
– Какие правила дорожного движения вы знаете?
X. Итог урока
– Как в математике называются пересекающиеся
линии?
– Где в жизни мы встречаемся с сетями линий? (Метро,
дороги)
XI. Домашнее задание
Стр.68-69, № 3, 4, 7