Цель:
- Систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи,дть начальное представление об их классификации.
- Восстановить в памяти необходимые сведения из изученного материала по морфологии.
- Обобщить грамматические особенности каждой части речи.
- Совершенствовать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
План проведения занятий
1. Организационный момент
2. Деление детей на 4 части
Входя в класс, каждый ученик выбирает рисунок летающей тарелки любого из четырех цветов (розовый, зеленый, оранжевый) и садится за стол, обозначенный соответственным цветом. За столом 6–7 человек. Каждая команда готовит фломастеры определенного цвета. (Красный, синий, черный, зеленый.)
3. Объявление темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о частях речи. У нас на уроке сегодня неожиданный гость... Это житель неизвестной планеты. Он заблудился и не может найти дорогу домой. Мы конечно могли бы ему помочь, но он не понимает нашу речь.
(Учитель показывает рисунок с жителем планеты.)
– Может быть, тема нашего урока поможет ему нас
понять...
– Что используют люди нашей планеты для общения
друг с другом? (Речь.)
– Из чего состоит наша речь? (Из слов.)
– Это и есть – части речи. А кто из вас вспомнит,
какая наука изучает части речи. (Морфология.)
4.
– Сегодня мы вспомним 4 части речи, а какие вы
догадаетесь сами.Каждая команда получает
задание и определяет с какой частью речи будет
работать.
1.......обозначает действие предмета
2.......обозначает предмет
3.......указывает на предметы или признак, но не называет его
4.......обозначает признак предмета
Дети называют части речи: глагол, существительное, прилагательное, местоимение.
5.
– Сейчас вы будете работать в группах, используя
стратегия “4 угла”
Инструкция:
- Каждый стол работает фломастером только своего цветы.
- Готовность команда показывает сигналом – руки соединяют над головой.
- После того, как все команды готовы, начинаем движение по часовой стрелке по сигналу учителя.
Команды могут дописывать своим фломастером
материал, которого нет в работе.
По сигналу учителя все команды возвращаются на
свои места.
6. Представление работ
Каждая команда выбирает представителя, который представит работу группы, т.е. рассказать о своей части речи.
– Что нужно было составить, прежде чем записывать свои знания? (Составить план ответа.)
Дети представляют свои работы.
– Я думаю, что нашему гостю стало намного легче понимать нашу речь. Но чтобы ему еще помочь, давайте выполним такую творческую работу – напишем сочинение-миниатюру на тему “Наш класс”. Но каждая команда постарается максимально использовать свою часть речи.
(Через 5 минут дети зачитывают свои сочинения.)
7.
– Как вы думаете, мы помогли гостю понять нас?
– Он скоро улетит к себе домой и, конечно же,
будет про вас рассказывать своим друзьям. И чтобы
он не забыл все, что сегодня узнал, каждый из вас
заполнит таблицу: “Части речи”.
– Подпишите листочки, заполните таблицу.
(В таблице можно использовать графы: часть речи, на какие вопросы отвечает, что обозначает, постоянные признаки.)
– Какая графа вызвала затруднение? (Ответы детей.)
7. Заключительная часть
Подведение итогов.
– Какая тема урока была сегодня?
– Какая задача стояла перед нами?
– Мы выполнили эту задачу?
– Давайте посмотрим, что произошло с нашем
удивительным гостем?
(Меняется рисунок, учитель показывает улыбающегося человечка.)
– Интересно, а какое настроение было у вас
сегодня на уроке?
– Если такое, как у нашего гостя в начале урока –
прикрепите свою летающую тарелку слева (под
грустным человечком).
– Если такое, как у нашего гостя в конце урока –
справа.
– Молодцы! Я вижу, что у всех сегодня настроение
было замечательное! Вы хорошо работали и у меня
настроение было отличное!
(Учитель прикрепляет летающую тарелку справа.)
– Всем спасибо за урок!