Части речи. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи,дть начальное представление об их классификации.
  • Восстановить в памяти необходимые сведения из изученного материала по морфологии.
  • Обобщить грамматические особенности каждой части речи.
  • Совершенствовать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

План проведения занятий

1. Организационный момент

2. Деление детей на 4 части

Входя в класс, каждый ученик выбирает рисунок летающей тарелки любого из четырех цветов (розовый, зеленый, оранжевый) и садится за стол, обозначенный соответственным цветом. За столом 6–7 человек. Каждая команда готовит фломастеры определенного цвета. (Красный, синий, черный, зеленый.)

3. Объявление темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о частях речи. У нас на уроке сегодня неожиданный гость... Это житель неизвестной планеты. Он заблудился и не может найти дорогу домой. Мы конечно могли бы ему помочь, но он не понимает нашу речь.

(Учитель показывает рисунок с жителем планеты.)

– Может быть, тема нашего урока поможет ему нас понять...
– Что используют люди нашей планеты для общения друг с другом? (Речь.)
– Из чего состоит наша речь? (Из слов.)
– Это и есть – части речи. А кто из вас вспомнит, какая наука изучает части речи. (Морфология.)

4.
– Сегодня мы вспомним 4 части речи, а какие вы догадаетесь сами.Каждая команда получает задание и определяет с какой частью речи будет работать.

1.......обозначает действие предмета
2.......обозначает предмет
3.......указывает на предметы или признак, но не называет его
4.......обозначает признак предмета

Дети называют части речи: глагол, существительное, прилагательное, местоимение.

5.
– Сейчас вы будете работать в группах, используя стратегия “4 угла”

Инструкция:

  1. Каждый стол работает фломастером только своего цветы.
  2. Готовность команда показывает сигналом – руки соединяют над головой.
  3. После того, как все команды готовы, начинаем движение по часовой стрелке по сигналу учителя.

Команды могут дописывать своим фломастером материал, которого нет в работе.
По сигналу учителя все команды возвращаются на свои места.

6. Представление работ

Каждая команда выбирает представителя, который представит работу группы, т.е. рассказать о своей части речи.

Что нужно было составить, прежде чем записывать свои знания? (Составить план ответа.)

Дети представляют свои работы.

– Я думаю, что нашему гостю стало намного легче понимать нашу речь. Но чтобы ему еще помочь, давайте выполним такую творческую работу – напишем сочинение-миниатюру на тему “Наш класс”. Но каждая команда постарается максимально использовать свою часть речи.

(Через 5 минут дети зачитывают свои сочинения.)

7.
– Как вы думаете, мы помогли гостю понять нас?
– Он скоро улетит к себе домой и, конечно же, будет про вас рассказывать своим друзьям. И чтобы он не забыл все, что сегодня узнал, каждый из вас заполнит таблицу: “Части речи”.
– Подпишите листочки, заполните таблицу.

(В таблице можно использовать графы: часть речи, на какие вопросы отвечает, что обозначает, постоянные признаки.)

– Какая графа вызвала затруднение? (Ответы детей.)

7. Заключительная часть

Подведение итогов.

Какая тема урока была сегодня?
– Какая задача стояла перед нами?
– Мы выполнили эту задачу?
– Давайте посмотрим, что произошло с нашем удивительным гостем?

(Меняется рисунок, учитель показывает улыбающегося человечка.)

– Интересно, а какое настроение было у вас сегодня на уроке?
– Если такое, как у нашего гостя в начале урока – прикрепите свою летающую тарелку слева (под грустным человечком).
– Если такое, как у нашего гостя в конце урока – справа.
– Молодцы! Я вижу, что у всех сегодня настроение было замечательное! Вы хорошо работали и у меня настроение было отличное!

(Учитель прикрепляет летающую тарелку справа.)

– Всем спасибо за урок!