Воспроизводство населения России

Разделы: География


Цели: установить особенности воспроизводства населения России и его основные исторические типы; раскрыть особенности демографической революции и объяснить особенности демографического перехода; знакомство с новыми терминами; развивать умения работать со статистическими материалами; способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности.

Форма урока: комбинированный.

Методы обучения: организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

Оснащение урока: карты атласа, политико-административная карта России, статистические данные о численности населения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (в форме географического футбола – вопрос, ответ).

1. Вопрос задает учитель по пройденной теме: что такое демография? (Выбирает желающего, дальше отвечающий задает вопрос и определяет кому и т.д.)

II. Знакомство с новым материалом. (Приложение 1.)

Рассказ учителя.

1) Под воспроизводством населения понимают “процесс производства людей людьми”, процесс непрерывной смены поколений.

К процессам естественного движения относятся рождаемость и смертность. Кроме того, к социальным явлениям естественного движения относятся процессы брачности и разводимости.

ЕДН смертность
рождаемость
брачность
разводимость

Естественный прирост (ЕП) = рождаемость – смертность (‰)


Рис. 1. Естественный рост населения России [1].

2) Типы воспроизводства населения.

Новые термины (работа со словарем).

Индустриализация – создание крупного промышленного производства.

Урбанизациярост городского населения, повышение роли городов, распространение городского образа жизни.

Эмансипация – отмена ограничений, освобождение от зависимости и предрассудков (уравнивание прав женщин и мужчин).

Переход от одного типа к другому называется демографическим переходом или демографической революцией.

3) Этапы демографического перехода (рис.13 стр.53).

I. С↓ Р↑ =>Е.П.↑ – демографический взрыв

II. С↑ Р↓═ Е.П. невысокий

III. Р = С => Е.П. невысокий

IV. С↑ ≠ Р↓ => депопуляция

4) Причины снижения смертности (С):

  • Улучшение медицинского обслуживания.
  • Улучшение жизни (благоустройство); питание, гигиена, условия труда, отдых.
  • Изменение психологии населения по отношению к болезням и условиям своей жизни.

5) Задание. Из текста учебника выпишите причины снижения рождаемости

Причины снижения рождаемости (Р):

  • Неблагоприятная половозрастная структура.
  • Изменение экономической ситуации.
  • Эмансипация женщин.
  • Снижение детской смертности.
  • Психо-физиологические особенности супругов/
  • Уровень брачности и разводимости.
  • Уровень урбанизации, уровень образования и
  • Изменение роли детей.

Проанализировать данные таблицы № 4, с. 57, сделать вывод.

К 2050 году население России сократится со 140 до 108 млн. человек. С таким прогнозом выступили специалисты ООН.

В России проводится демографическая политика -то есть совокупность экономических, социальных мер, направленных на регулирование естественного прироста. Сейчас в нашей стране делают все возможное, чтобы рождаемость увеличилась. А что именно? Идет обсуждение.

III. Итог урока.

Познакомившись с основными демографическими показателями, с основными характеристиками воспроизводства населения России (по таблице № 4) можно сделать вывод о российской специфике демографического перехода. Он заключается в переходе от традиционного типа воспроизводства с высокой нерегулируемой рождаемостью и высокой смертностью к современному, с планированием числа детей в семье и практически нулевым приростом населения. Демографический кризис (4) достаточно отчетливо выражен в России.

Домашнее задание (иногда лучше озвучить в начале урока): § 12.

Объявляется конкурс-проектов. Создание проекта “ я и моя семья”, в зеркале демографических процессов России. Обязательные разделы проекта:

– отслеживается 4 поколения и количество детей в каждом поколении (составление мини-генеалогического древа семьи),
– география расселения родственников (достаточно 3-х поколений),
– профессии моей семьи,
– родственники, которыми я горжусь,
– я и мое будущее.

Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5.

Список использованной литературы.

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://revolution.allbest.ru
  3. http://articles.excelion.ru
  4. Е. Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. Москва “Вако”, 2009 – 288 с.
  5. С.А. Малиновская. География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной. – Волгоград: Учитель, 2004.–
    171 с.