Цели: установить особенности воспроизводства населения России и его основные исторические типы; раскрыть особенности демографической революции и объяснить особенности демографического перехода; знакомство с новыми терминами; развивать умения работать со статистическими материалами; способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности.
Форма урока: комбинированный.
Методы обучения: организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.
Оснащение урока: карты атласа, политико-административная карта России, статистические данные о численности населения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (в форме географического футбола – вопрос, ответ).1. Вопрос задает учитель по пройденной теме: что такое демография? (Выбирает желающего, дальше отвечающий задает вопрос и определяет кому и т.д.)
II. Знакомство с новым материалом. (Приложение 1.)
Рассказ учителя.
1) Под воспроизводством населения понимают “процесс производства людей людьми”, процесс непрерывной смены поколений.
К процессам естественного движения относятся рождаемость и смертность. Кроме того, к социальным явлениям естественного движения относятся процессы брачности и разводимости.
ЕДН | смертность рождаемость брачность разводимость |
Естественный прирост (ЕП) = рождаемость – смертность (‰)
Рис. 1. Естественный рост населения России [1].
2) Типы воспроизводства населения.
Новые термины (работа со словарем).
Индустриализация – создание крупного промышленного производства.
Урбанизация – рост городского населения, повышение роли городов, распространение городского образа жизни.
Эмансипация – отмена ограничений, освобождение от зависимости и предрассудков (уравнивание прав женщин и мужчин).
Переход от одного типа к другому называется демографическим переходом или демографической революцией.
3) Этапы демографического перехода (рис.13 стр.53).
I. С↓ Р↑ =>Е.П.↑ – демографический взрыв
II. С↑ Р↓═ Е.П. невысокий
III. Р = С => Е.П. невысокий
IV. С↑ ≠ Р↓ => депопуляция
4) Причины снижения смертности (С):
- Улучшение медицинского обслуживания.
- Улучшение жизни (благоустройство); питание, гигиена, условия труда, отдых.
- Изменение психологии населения по отношению к болезням и условиям своей жизни.
5) Задание. Из текста учебника выпишите причины снижения рождаемости
Причины снижения рождаемости (Р):
- Неблагоприятная половозрастная структура.
- Изменение экономической ситуации.
- Эмансипация женщин.
- Снижение детской смертности.
- Психо-физиологические особенности супругов/
- Уровень брачности и разводимости.
- Уровень урбанизации, уровень образования и
- Изменение роли детей.
Проанализировать данные таблицы № 4, с. 57, сделать вывод.
К 2050 году население России сократится со 140 до 108 млн. человек. С таким прогнозом выступили специалисты ООН.
В России проводится демографическая политика -то есть совокупность экономических, социальных мер, направленных на регулирование естественного прироста. Сейчас в нашей стране делают все возможное, чтобы рождаемость увеличилась. А что именно? Идет обсуждение.
III. Итог урока.
Познакомившись с основными демографическими показателями, с основными характеристиками воспроизводства населения России (по таблице № 4) можно сделать вывод о российской специфике демографического перехода. Он заключается в переходе от традиционного типа воспроизводства с высокой нерегулируемой рождаемостью и высокой смертностью к современному, с планированием числа детей в семье и практически нулевым приростом населения. Демографический кризис (4) достаточно отчетливо выражен в России.
Домашнее задание (иногда лучше озвучить в начале урока): § 12.
Объявляется конкурс-проектов. Создание проекта “ я и моя семья”, в зеркале демографических процессов России. Обязательные разделы проекта:
– отслеживается 4 поколения и количество детей в каждом поколении
(составление мини-генеалогического древа семьи),
– география расселения родственников (достаточно 3-х поколений),
– профессии моей семьи,
– родственники, которыми я горжусь,
– я и мое будущее.
Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5.
Список использованной литературы.
- http://ru.wikipedia.org
171 с.