Цели урока:
- познакомить с классификацией традиционной крестьянской лирики;
- раскрыть художественные достоинства народной песни;
- развить вокально-хоровые навыки с элементами игры и движений;
- привить любовь к народной музыке.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, сборник «Русские народные песни», фортепиано, иллюстрации.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, проверка степени подготовки к уроку; эмоциональный настрой.
2. Соощение темы урока
– Ребята, тема нашего урока: «Русская народная песня как богатый источник культурного наследия». А как вы думаете: «Что такое культурное наследие»? (Это то, что оставили и сохранили для нас наши предки. И благодаря этому, мы можем увидеть прекрасные дворцы, соборы, живописные полотна.)
– Правильно. Из того, что вы перечислили, мы
можем отнести к материальным богатствам, то есть
всё это можно увидеть, потрогать, ощутить.
Но к культурному наследию относятся не только
материальные богатства, а и духовные. Духовное
богатство – это то, что воспитывает в человеке
его нравственность, внутреннюю красоту, помогает
развивать эмоциональную и чувственную сферы. К
такому духовному наследию мы и относим её
Величество – Музыку. А наше занятие мы посвятим
одному из видов музыкального искусства –
народной песне.
3. Основная часть
– Прежде, чем начать разговор о народной песне,
скажите, пожалуйста, что такое народная песня?
(Народная песня – это музыкальное
произведение, автор которого неизвестен.
Как правило, автор песни – сам народ. Народные
песни передаются из поколения в поколение,
отражают историю народа, его обычаи и традиции.)
– А какую роль играла песня в жизни русского человека? (Вся жизнь русского человека сопровождалась песнями: во время уборки урожая, крестьянских посиделок, семейных праздников.)
– А как же создавалась народная песня? По словам Белинского это происходило так: «Всякое отдельное народное произведение было обязано своим началом одному лицу, которое, с горя или с радости, вдруг запело его; но во-первых, это лицо само не знало, что оно – поэт, и смотрело на свое дело, как на безделье; а во-вторых, песня, переходя из уст в уста, претерпевала много изменений…»
Песня – самый демократический жанр фольклора по общедоступности исполнения: в доме, на улице, во время работы и отдыха, в любое время, в любом настроении. В этом причина популярности народной лирики. Весь репертуар крестьянской традиционной лирики фольклористы делят на песни протяжные и частые.
В протяжных песнях выделяют: любовные,
семейные, трудовые, солдатские. По своему
характеру эти песни тягучи и неторопливы,
исполняются только голосом, без элементов
движения. Частые песни характеризуются чётким
ритмом, быстрым темпом, многократными повторами
строк. К ним относятся хороводные, игровые,
плясовые.
Эти песни сопровождаются различного рода
движениями.
– Сейчас, ребята, я предлагаю вам прочитать несколько текстов народных песен и определить, к какому из видов они относятся.
«…Что под той ли было белой под берёзой,
Не сиз ли голубь с голубушкой сидит, воркует,
Не девица ли с молодцем речи говорила.
У душечки ли у красной девицы
Не дождичком ли белое лицо смочило,
Не морозом ли ретиво сердце познобило». (Любовная.)«…Уж вы кудри мои, кудерушки,
Молодецкие, удалецкие!
По плечам лежат, словно жар горят:
Послышали на себя невзгодушку,
Невзгодушку – чужую сторонушку,
Чужедальнюю, незнакомую.
Отдают дружка во солдатушки,
Во молоденьки во некрутушки». (Солдатская.)«Из луга, луга зелёного
Ясен сокол вылетает,
Белую лебедь выкликает:
– Белая лебедь, выйди ко мне из хоровода!
– Ясен сокол, не в чем мне выйти.
– Белая лебедь, чего у тебя нету?
– Ясен сокол, у меня шубки нету.
– Я в торжок пойду, тебе шубку куплю!Из луга, луга зелёного
Ясен сокол вылетает,
Белую лебедь выкликает:
– Белая лебедь, выйди ко мне из хоровода!
– Ясен сокол, не в чем мне выйти.
– Белая лебедь, чего у тебя нету?
– Ясен сокол, у меня сапожек нету.
– Я в торжок пойду,тебе сапожки куплю!Из луга, луга зелёного
Ясен сокол вылетает,
Белую лебедь выкликает:
– Белая лебедь, выйди ко мне из хоровода!
– Ясен сокол, не в чем мне выйти.
– Белая лебедь, чего у тебя нету?
– Ясен сокол, у меня веночка нету.
– Я в чистое поле пойду, тебе веночек совью! (Игровая.)
– Правильно, ребята. А знаете ли вы, что народные игровые песни часто сопровождались хороводами? Основной формой движения хоровода является движение по солнцу, то есть влево по кругу. Внутри одного круга мог двигаться другой в противоположном направлении. Кроме круга хоровод мог идти «улицей», то есть по прямой линии. Наконец, хоровод мог состоять из двух линий – рядов, стоящих друг против друга; эти ряды по очереди наступали с песней один на другой.
4. Разучивание песни-хоровода
– Сейчас я хочу предложить вам разучить хороводно-игровую песню «Ясен сокол и Белая лебедь», с текстом которой вы уже познакомились. Игра-хоровод будет заключаться в следующем: по считалке выбирается Ясен сокол и Белая лебедь. Остальные играющие выстраиваются в две шеренги друг против друга. Во время исполнения песни каждая шеренга мерным шагом подходит к Ясному соколу и Белой лебеди и возвращается на прежнее место. Ясен сокол и Белая лебедь разыгрывают содержание песни.
5. Русская народная песня «Матушка, что во поле пыльно»?
– И на завершающем этапе нашего
занятия я предлагаю послушать русскую народную
песню «Матушка, что во поле пыльно»? Сейчас я вам
прочту текст, а вы ответьте на следующие вопросы:
– К какому виду данная песня относится?
– Какова главная тема песни?
– Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
– Дитятко, милое, кони разыгралися.
– Матушка, матушка, на двор гости едут,
– Сударыня матушка, на двор гости едут.
– Дитятко, милое, я тебя не выдам.– Матушка, матушка, в нову горницу идут,
– Сударыня матушка, в нову горницу идут!
– Дитятко, милое, я тебя не выдам!
– Матушка, матушка, за столы садятся,
– Сударыня, матушка, за столы садятся!
– Дитятко, милое, не бойсь, не пужайся!– Матушка, матушка, образа снимают,
– Сударыня, матушка, меня благословляют…
(Песня – семейная. Главная тема – замужество против собственной воли.)
– Да, ребята. Тема замужества против
собственной воли, тема неравного брака широко
была распространена в искусстве 2-й половины 19
века. Сначала эта тема появилась в литературе, а
затем – в живописи и музыке. Сейчас мы послушаем
песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно»? А во
время прослушивания я вам предлагаю посмотреть
иллюстрацию к картине «Неравный брак»
замечательного русского художника Пукирёва.
Послушайте, посмотрите и сопоставьте эти два
образа – музыкальный и живописный; а затем
ответьте на следующие вопросы:
– Насколько близки героини?
– Каковой будет их дальнейшая судьба?
– Что можно сказать об их чувствах, настроении?
6. Подведение итогов
– Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали о народной песне? (Классификацию народной лирики, процесс создания песни, её роль в жизни русского человека. Также разучили хороводно-игровую песню и послушали народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно», сопоставив её с иллюстрацией к картине «Неравный брак».)
– Я думаю, урок вам показал, насколько богаты
художественные достоинства народной песни,
насколько она разнообразна, интересна. Любите и
сохраняйте то, что досталось нам от наших
предков!
– Спасибо за работу на уроке.
Выставление оценок.