Цели урока:
- ознакомить учащихся с моделированием фартука;
- научить школьниц приемам моделирования;
- развивать творческое отношение к поставленной задаче;
- воспитывать толерантность и культуру труда.
Оснащение урока: плакат с изображение готовых чертежей выкроек фартуков различных моделей. Образцы готовых фартуков различных моделей. Образцы чертежей различных моделей фартуков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Приветствие учащихся; проверка явки
учащихся, заполнение классного журнала;
– Проверка готовности учащихся к уроку;
сообщение темы и плана урока.
II. Повторение
– Какие мерки необходимо снять с фигуры для
построения чертежа фартука?
– Как снимаются и как записываются мерки длин?
– Как снимаются и как записываются мерки
обхватов?
– Какие правила снятия мерок надо знать?
– Какими линиями пользуются при построении
чертежа?
– Из скольких деталей состоит чертеж фартука?
– Назовите парные и одинарные детали фартука;
– По какой мерке рассчитывают ширину фартука?
– Назовите основные горизонтальные линии
чертежа;
III. Изложение нового материала
Модель – это образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. Перед вами образцы разных моделей фартуков.
Моделирование – это процесс
изменения чертежа выкройки в соответствии с
выбранной моделью.
Чтобы сшить фартук, необходимо иметь его
выкройку, по которой раскраивается ткань.
Моделируют фартук на основе построенного
чертежа. В результате моделирования можно
изменить форму нижней части фартука: сделать ее
закругленной или углом; можно изменить форму
нагрудника и кармана, в соответствии с выбранной
формой нижней части фартука. В процессе
моделирования подбирается отделка (аппликация,
кружево, тесьма, шитье и т.д.).
Варианты отделки фартука
Художественное моделирование – это создание эскизов, рисунков новых моделей изделий. Эту работу выполняют художники-модельеры.
Техническое моделирование – это создание новой выкройки, путем внесения изменений в выкройку основу в соответствии с рисунком художника модельера. Эту работу выполняют модельеры-технологи.
Этапы моделирования
Процесс моделирования можно разделить на три этапа:
- Определить и нанести линию фасона.
- Разрезать выкройку по линиям фасона.
- Внести изменения в выкройку (раздвинуть или склеить ее согласно модели).
1. Изменение формы углов нижней части фартука и кармана (рисунок 3)
Этапы моделирования нижней части фартука
1. Определить и нанести линию фасона:
- от точки Н1 вверх и влево отложить по 10см
- из точки Н1 провести биссектрису = 3см
- точки 10; 3; 10 соединить плавно
2. Отрезать выкройку по полученной линии фасона.
Этапы моделирования кармана
1. Определить и нанести линию фасона:
- от точки К3 вверх и влево отложить по 3см.
- от точки К4 вверх и вправо отложить по 3см.
- точки 3; К3; 3 и 3; К4; 3 соединить плавно.
2. Отрезать выкройку кармана по линии фасона.
2. Изменение формы нижней части фартука и кармана «углом». (рисунок 4)
Этапы моделирования нижней части фартука
1. Определить и нанести линию фасона:
- от точки Н1 вверх и влево отложить по 10см
- из точки Н1 провести биссектрису = 3см
- точки 10; 3; 10 соединить плавно
2. Отрезать выкройку по полученной линии фасона.
Этапы моделирования кармана
- от точек К3 и К4 вверх отложить по 3см
- отрезок К4 К3 разделить пополам, получим точку С. Точки 3 соединить с точкой С
- отрезать выкройку кармана по полученным линиям фасона.
Подготовка выкройки к раскрою
- На деталях выкройки написать их название.
- На каждой детали указать направление долевой нити стрелкой.
- Проставить цифрами величины припусков на швы к каждому срезу.
На нижней части фартука:
– по линии талии – 1 см
– по линиям бока – 2 см
– по линии низа – 2 см
На кармане:
– вход в карман – 4 см
– по линиям бока и низа кармана – 1 см
На поясе:
– 1 см ко всем линиям пояса.
4. Обозначить контрольные точки для более точного соединения деталей:
– на середине линии талии нижней части
фартука
– на линии середины пояса
– отметить складки на линии талии
IV. Практическая работа учащихся: «Моделирование фартука»
а) Вводный инструктаж:
– сообщение названия практической работы,
разъяснение задач практической работы;
– ознакомление с инструкционной картой
«Моделирование фартука», показ
приемов моделирования;
– предупреждение о возможных затруднениях при
выполнении моделирования фартука;
– рассказать о способах устранения возможных
ошибок.
б) Самостоятельная работа учащихся по моделированию фартука:
Школьницы выполняют 2 варианта моделирование
нижней части фартука и кармана (рис.3, рис.4) в
масштабе 1:4 на цветной бумаге с использованием
основного чертежа и приклеивание выкройки в
рабочую тетрадь. В процессе моделирования к
нижней части фартука подбирают карман так, чтобы
детали фартука дополняли друг друга.
Самостоятельная работа выполняется по
инструкционной карте «Моделирование фартука»
– текущий инструктаж по ходу выполнения
практической работы;
– оказание помощи слабоуспевающим учащимся;
в) Заключительный инструктаж:
– проверка правильности выполнения
моделирования учащимися;
– анализ самостоятельной работы учащихся
(показать лучшие работы школьниц), указать на
допущенные ошибки:
– вскрытие причин и разбор ошибок, допущенных
учащимися;
– повторное объяснение способов устранения
допущенных ошибок.
V. Закрепление
1. Что означает термин «модель»?
2. Что означает термин «моделирование»?
3. С какими видами моделирования вы
познакомились?
4. В чем заключается моделирование фартука?
Назовите варианты моделирования фартука.
5. Что такое художественное моделирование и кто
эту работу выполняет?
6. Что такое техническое моделирование и кто эту
работу выполняет?
7. Назовите этапы моделирования.
8. Как подготовить выкройку к раскрою?
VI. Подведение итогов урока
– Сообщение о достижении цели урока.
– Оценка результатов труда учащихся,
выставление отметок в классный журнал.
– Задание на подготовку к следующему уроку.
– Уборка рабочих мест.
VII. Задание на дом: подготовить выкройку к раскрою: написать названия деталей, отметить контрольные точки и линии, проставить величины припусков на швы. Принести ткань для раскроя фартука, рабочую коробку с необходимыми инструментами и материалами. Повторить правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой и булавками.