Комплексное занятие во второй разновозрастной группе "Наши соседние республики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Формировать представление детей о том, что Россия – огромная многонациональная страна.

Задачи.

  • Познакомить с республиками Хакасия и Тыва, с государственной символикой, с бытом и традициями этих народов.
  • Обогащать словарный запас детей, упражнять в образовании однокоренных слов, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать беседу.
  • Развивать способность создавать коллективную композицию, подбирать иллюстрации отражающие особенности быта данного народа
  • Воспитывать патриотизм, уважение к людям другой национальности, к их символике.
  • Прививать интерес к играм других народов.

Словарная работа. Республика, Хакасия, Тува, юрта, чум, символы.  

Предварительная работа. Создание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом и с государственным гербом России, беседы о дружбе.

Материал. Гербы и флаги республик, иллюстрации. Кассета с записью «Песня о Родине» на хакасском языке, листы плотной бумаги, ножницы, кисточки, салфетки, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Дети, как вы думаете, что произойдет, если все люди вдруг забудут свои адреса? Вот представьте себе: идете вы домой с мамой, и ... забыли, где вы живете. И спросить бы у кого, да адреса не знаете.

Рассуждения детей.
Делают вывод: необходимо знать свой домашний адрес.

Дидактическая игра  «Назови адрес»

Дети передают конверт по кругу и называют свой адрес.

– В какой стране мы живем?
– Как называют всех людей, живущих в нашей стране? (Россияне)
– Наша страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями. Рядом с нами живут люди различных национальностей. Каждый народ имеет свои национальные костюмы, любимые праздники, песни, танцы, свой родной язык.

Дидактическая игра «Кто где живет»

Воспитатель называет страну, дети народ который там живет.
В записи звучит песня на хакасском языке.

– Что это за песня? На каком языке она звучит, на русском? (Нет.)
– Эту песню, ребята, поют хакасы. А где они живут?
– Вы, наверно, часто бываете в г.Абакане. Это главный город республики Хакасии. У этой республики есть свой герб и флаг.

Воспитатель на доске выставляет государственные символы Хакасии.

– Традиционное занятие хакасов – скотоводство. Хакасы содержат лошадей, крупный рогатый скот и овец. Поэтому раньше им много приходилось переезжать с места на место, чтобы пасти скот, тогда основным жилищем у них была юрта. Но сейчас все меньше разводят скота и поэтому все больше хакасы строят деревянные и кирпичные дома и живут в городах и деревнях.
– Мужская и женская одежда состоит из рубахи и штанов, сшитых из ткани. Верхняя осенняя одежда называется – степей, зимняя шуба из овчины – тон. Все виды одежды украшаются узорами вышивки ярких, насыщенных тонов.
– На территории Хакасии находится самая крупная Саяно-Шушенская ГЭС.
– В Хакасии очень красивая природа. Тут и высокие Саянские горы, которые дополняют степи и тайга. В тайге обитают самые разные животные: лось, марал, коза, кабарга, медведь, соболь, белка, барсук, колонок, ласка.
– Также здесь много озер и рек, в которых водится много рыбы: хариус, нельма, таймень, ленок, а также бобер и выдра.

Все названные животные и рыбы располагаются на карте Хакасии.
Дети рассматривают иллюстрации из жизни хакасов.
 Воспитатель предлагает поиграть.

Подвижная игра «Стрельба в мишень».

 Дети делятся на две команды. На расстоянии 4-5 м ставится стульчик, на него кладут колобок из шерсти овцы, так, чтобы при попадании в него мячом он откатился.  Выигрывает тот, кто больше наберёт очков.

– Ребята сейчас мы с вами играли в тувинскую народную игру. Дети, какой национальности играют в неё? А где они живут? На каком языке разговаривают?
– Вы слышали про Кызыл? Этот главный город-столица республики Тыва. Эта республика тоже имеет свои символы государственной власти. Какие?

Дети рассматривают герб и флаг республики Тыва.

–Тыва – горная страна, а половина её территории покрыта лесами в основном ценных хвойных пород.
– Назовите, какие хвойные деревья преобладают в тувинских лесах? (лиственница, кедр, сосна, ель)
– Там обитают лисица, волк, соболь, колонок, горностай, росомаха, марал, бурый медведь, рысь и др. Высоко в горах живут – горный козел, пищуха, белая куропатка. В реках и пресных озерах водятся – хариус, таймень, ленок, щука, язь, сиг и др.
– У тувинцев не менее красивые национальные одежды. Наиболее характерной частью их одежды был длинный халат с запахом на правую сторону и двумя застежками (на плече и под мышкой), подпоясанный матерчатым кушаком. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.
– Тувинцы разводят овец, коз, лошадей и верблюдов. Они производят много овечьей шерсти, козьего пуха, шкур. Они, как и хакасы, раньше много кочевали, чтобы пасти скота. Жилищем им служила в зимнее время войлочно-решетчатая юрта, а летом берестяной чум.

Дети рассматривают иллюстрации.
На доске выставляются иллюстрации фигур мужчины и
женщины в национальном костюме.

Дидактическая игра «Мы охотники, мы рыболовы»

Воспитатель бросает мяч и говорит «охотники» – дети называют животного, «рыболовы» – рыбу.
Воспитатель предлагает детям разрезные картинки с сюжетом жизни народов Хакасии и Тывы. Дети объединяются в компании по сюжету картинки.
На столах приготовлен материал для создания коллажа.
Дети создают общую картину жизни характерную для их республики.