Урок окружающего мира в 1-м классе "В лес по грибы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формирование предметных умений – гриб, грибница, плодовое тело шляпочного гриба, пластинчатые и трубчатые  грибы, съедобные, ядовитые грибы, правила сбора грибов;
  • формирование универсальных учебных действий: уметь узнавать предметы по их признакам, характеризовать, сравнивать, классифицировать, находить отличительные признаки, работать с текстовой информацией и иллюстрацией;
  • развивать бережное отношение к природе, развивать умение вести диалог, речь, мышление, умение детей находить решение в сложной ситуации)

Оборудование: учебник «Окружающий мир»: 1-й класс под ред О.Т.Поглазова –  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008 г.; компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, пластилин.

ХОД УРОКА

(Приложение 2. Слайд 1)

I. Организационный момент

Учитель:

Какой денек хороший: солнечно, тепло!
Берем с тобой лукошко –
И скорее в путь-дорожку.
Идем тропинкой узкой, потом свернули в лес,
Туда, где сосны рослые касаются небес,
Где сказки шепчут ели, березы и дубы,
Где ягоды поспели и выросли грибы.

– Ребята, сегодня наш урок будет необычный, мы отправимся на прогулку в лес.  На нашем пути мы встретимся с интересными растениями. Отгадайте какими?

1-й ученик:

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Ответы детей: Грибы).

II. Сообщение темы урока

(Приложение 2. Слайд 2 – строение гриба, правила грибника)

Учитель: Итак, сегодня мы отправляемся в лес за грибами, но среди нас есть неопытные грибники, расскажите из каких частей состоит гриб и как правильно нужно собирать грибы.  (Ответы детей: учащиеся показали все части гриба и его грибницу)

III. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового

(Приложение 2. Слайд 3 – съедобные и несъедобные)

1-й ученик:

Если гриб растет в лесу
Если он съедобный,
Каждый знает, что его
Можно положить в ведро.
И, придя потом домой,
Вместе сварим суп грибной.

2-й ученик:

В красной шляпе с белой ножкой
Мухомор растет в кусточке
Только ты его не рви,
Для лося прибереги.

Учитель: Человек с незапамятных времен начал собирать грибы, что приносит ему удовольствие и радость. Но, к сожалению, грибы являются не только источником радости, но и печали. Некоторые виды ядовитых грибов вызывают отравления. Образованный человек должен уметь отличать съедобный гриб от ядовитого. Назовите отличия. (Ответы детей)

Учитель: Многообразная жизнь грибов и функции необходимы на Земле, хотя человеку они приносят и пользу и вред.

Игра «Найди ядовитый гриб»

(Приложение 2. Слайд 4 – игра «Найди ядовитый гриб»)

(Ответы детей)

1-й  ученик:

Если животных изучают биологи,
А растения – ботаники,
То для грибов нашлись микологи,
Изучающие их разнообразие.

Учитель: Ребята, изучают грибы –микологи. Они-то и установили, что наиважнейшими признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному и растительному царству,  они занимают промежуточное положение между животными и растениями.
– Расскажите о разнообразии грибов. (Ответы детей)

(Приложение 2. Слайд 5 – трубчатые и пластинчатые грибы)

Физкультминутка: «Грибная охота»:

Ваня шел, шел, шел –
Подберезовик нашел.
Дима шел, шел, шел.
И лисичку нашел.
Оля шла, шла, шла –
Сыроежку нашла.

(Учащиеся шагают на месте, наклоняются, чтобы «срезать грибы».)

Практическая работа:

Выберите трубчатые и пластинчатые грибы, сделайте их из пластилина. Не забудьте о признаках, которые есть у несъедобного гриба.

(На перемене организовать выставку детских работ с последующим обсуждением)

Конкурс на «Лучшего грибника» (на столе лежат карточки с названиями грибов):

Учитель: У меня в руках лукошко, а рядом «растут» грибы. Берите по «грибу» и читайте вопрос. Если ответ будет правильный, я возьму этот «гриб» в свое лукошко.
– Какой гриб носит ласковое название животного? (Лисичка)
– Назовите самый вредный гриб? (Бледная поганка)
– У каких грибов шляпки разного цвета, а название одно? (У сыроежек)
– Назовите грибы, которые растут целыми семьями? (Грузди, опята, лисички)

(Жюри подводит итоги конкурса, победителю вручается грибок из муляжа)

(Приложение 2. Слайд 6 – удивительные грибы)

Учитель:

Итак, в природе есть грибы
Разной формы, разноцветны,
А иные не видны.
Так зачем они нужны? (Ответы детей)

А) Гриб полезен, очень важен. Во Вьетнаме, например, с помощью плесневелых грибов готовят соевые соусы.
Б) В медицине применяется пенициллин, полученный благодаря грибу – пенициллу.
В) Некоторые грибы помогают бороться с насморком.
Г) Грибы-дрожжи применяются в хлебопечении.

 IV. Итог урока:

Учитель: Наша прогулка закончилась. Были ли трудности в выполнении заданий? Какое «открытие»  сегодня для себя каждый из вас сделал ? Как считаете, хорошо ли вы работали на уроке? Кому еще предстоит потренироваться? Где можно использовать эти знания? (Ответы детей)

Учитель: Грибы удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельно царство. Человек как хороший хозяин должен научиться использовать их полезные свойства и избегать вреда, который они могут причинить.

Приложение 1

Приложение 3