Решение физических задач, являясь частью учебного процесса, выполняет следующие функции: побуждающую, обучающую и контролирующую. Задача, таким образом, является методом обучения. Математический аппарат является основным средством решения физических задач. При их решении в школе, как правило, ограничиваются алгебраическим и графическим способами. Учащиеся используют при решении известные им законы, строго определенные уравнения и формулы. В конце концов, это может привести к ослаблению или потере интереса к решению задач. Чтобы разнообразить этот род учебной деятельности, инициировать творческую и стимулировать познавательную деятельность учащихся, на занятиях можно показать некоторые подходы решения задач в науке. К числу таких подходов относятся метод размерностей [1] и метод «изобретения» формулы (закона).
Метод размерностей для решения физических задач
Аналитически записанная функциональная зависимость в физике оперирует значениями величин. При решении учебных задач предпочтительно получение решения в общем виде, которое проверяют действием с единицами физических величин (проверка по размерности).
Метод размерностей можно применить также и для определения самой функциональной зависимости между величинами, заданные условием величины (если известно, что данная зависимость представляет одночлен). Зависимость представляется как размерная: размерность искомой физической величины равна размерности физических величин, заданных условием задачи.
Как правило, понятие «размерность физической величины» подменяется понятием «наименование единиц». Вводя понятие «производная величина», необходимо наряду с наименованием и обозначением единиц давать и формулы размерностей (таблица 1.1). Формула размерностей физических величин имеет вид степенного одночлена:
, (1.1)
где M – размерность массы, L – размерность длины, T – размерность времени.
Таблица 1.1 – Размерности некоторых физических величин (СИ)
Величина | Единица измерения | Формула размерности |
Период Частота Скорость Ускорение Площадь Объём Плотность Сила Импульс Давление Энергия Мощность |
с (секунда) 1/с, Гц м/с (метр в секунду) м/с2 м2 м3 кг/м3 Н (ньютон) кг•м/с Н/м2 Дж Вт |
Т Т–1 LT–1 LT–2 L2 L3 ML–3 MLT–2 MLT–1 ML–1T–2 ML2T–2 ML2T–3 |
Приведем пример использования метода размерностей физических величин.
Задача. Тело, находящееся в состоянии покоя, свободно падает с высоты h на Землю. Определите скорость тела при падении на Землю.
Известно, что расчётная формула для скорости имеет вид:
. (1.2)
С помощью метода размерностей выведем зависимость скорости от ускорения и высоты падения. Выразим данную зависимость в виде соотношения
~, (1.3)
где p и q – неизвестные показатели степени.
Запишем размерности обеих частей соотношения (1.3):
; (1.4)
. (1.5)
Приравняем размерности левой и правой частей соотношения (1.3):
. (1.6)
В результате получим систему уравнений:
(1.7)
Из системы (1.7) следует, что и .
Полученные значения p и q подставим в соотношение (1.3). В результате получаем функциональную зависимость скорости от ускорения свободного падения и высоты, с которой произошло падение:
~. (1.8)
Полученное выражение, конечно нельзя применить
для расчёта абсолютного значения скорости.
Однако, данное выражение позволяет ответить,
например, на вопрос: “во сколько раз увеличится
скорость при падении, если высоту увеличить в 4
раза”. Соотношение (1.8) даёт ответ: “увеличится в
2 раза”.
Коэффициент пропорциональности (равный ) в соотношении (1.8) можно
определить, проведя эксперимент.
“Изобретение” формулы (закона)
Метод основан на конструировании
формулы для определения какой-либо физической
величины из величин, от которых она может
зависеть в условиях конкретной физической
задачи.
«Изобретем» формулу для определения силы
гравитационного взаимодействия FГР
между телами, которые можно в данных условиях
считать материальными точками. Жизненный опыт
(или знание второго закона Ньютона) подсказывает
нам, что сила пропорциональна массе m.
Следовательно, сила FГР притяжения
между телами пропорциональна как массе
первого тела m1, так и массе второго m2.
Т.е. FГР ~ m1 и FГР ~
m2. Обобщив, получаем, что
~. (2.1)
Полученная пропорциональность уже позволяет ответить, например, на вопрос: «Во сколько раз сила притяжения некоторого тела к телу массой 2m больше силы притяжения к телу массой m?». Из соотношения (2.1) следует ответ: «В два раза».
Очевидно, что сила притяжения зависит также от расстояния r между телами. Интуиция, основанная на жизненном опыте, подсказывает нам, что сила взаимодействия должна уменьшаться по мере увеличения расстояния между телами. Сила, таким образом, обратна пропорциональна расстоянию – ~. Так ли это?
Продолжим рассуждения, отступив в них физической строгости. Бросили, например, камень в воду. Волна, образованная на воде, расходится при этом кругами. Энергия (кинетическая) камня, преобразованная в волну, распределяется по окружности радиуса r. Длина окружности равна 2?r. Чем дальше находится рассматриваемая точка от места падения камня, тем больше длина окружности, и, следовательно, меньше воздействие, переданное камнем молекулам воды в этой точке. Делаем вывод: воздействие обратно пропорционально расстоянию r.
Однако, гравитационное взаимодействие распределяется в пространстве во всех возможных направлениях, а не в некоторой плоскости как в рассмотренном выше примере. Поэтому, рассмотрим следующую ситуацию. Пусть имеется точечный источник звука. Энергия, излучаемая источником (в виде звуковых волн), распределяется в этом случае по сфере радиуса r. Необязательно даже помнить выражение для площади сферы S= 4r2. Достаточно того, что площадь S пропорциональна квадрату линейных размеров тела (для квадрата со строной r – S = r2, для окружности радиуса r – S= r2 и т.п.). Таким образом, воздействие ослабевает пропорционально квадрату расстояния от точечного источника. Обобщив данный вывод на гравитационное взаимодействие, заключаем, что
~. (2.2)
Объеденив пропорциональности (2.1) и (2.2), получаем:
~. (2.3)
Дальнейший ход рассуждений таков. Проверка размерностей в соотношении (2.3) показывает, что коэффициент пропорциональности который нужно в него ввести (чтобы «превратить его в полноценную формулу») должен иметь размерность Н . м2/кг2. Вывести этот коэффициент мы не можем, т.к. он является фундаментальной физической постоянной. Известно, что коэффициент равен 6,67 . 10–11 Н . м2/кг2 и называется гравитационной постоянной.
Конечно, ученик, способный провести подобные рассуждения, без труда запомнит закон всемирного тяготения в известной форме
. (2.4)
Тем не менее, решение задач с помощью данного метода (а также и подача нового теоретического материала в такой форме) будет стимулировать интерес и менее способных учащихся. Ведь в этом случае на глазах учащихся происходит открытие закона, и они являются его соавторами.
Литература:
1. А.В.Усова, Н.Н.Тулькибаева. Практикум по решению физических задач. М.: Просвещение, 2001.