Класс: 3, образовательная система «Школа 2100» (автор учебника А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов и др.)
Технологии: ИКТ, метод проблемного обучения, элементы групповой работы.
Аннотация. Это второй урок, посвященный экосистеме леса, по-своему сложен. Наряду с изучением рисунка с изображениями обитателей этой экосистемы и знакомством с хвойными и лиственными деревьями, учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями. Внимание обращается на их роль в круговороте как «едоков» т.е. потребителей вещества и энергии, и их регуляторную роль. На уроке использован исследовательский метод изучения нового материала. Вместе с учителем ученики в ходе диалога обнаруживают уровень своего незнания и формулируют вопрос, на который они будут искать ответ на уроке. В ходе рассуждения учащиеся предлагают свои версии ответов на поставленные вопросы, проверяют себя, используя материал учебника. Ребята решают задачи в группах, парах и индивидуально, выполняют самоконтроль, делают выводы из своих наблюдений. Применение на уроке ИКТ способствует в более доступной наглядной форме донести до учащихся роль деятельности животных в экосистеме леса. Развивает у учащихся интерес, любознательность, внимание.
Практическая реализация. Урок проведён 21 января 2010 года; на уроке присутствовала Бочарникова Г.Х. (директор), Рейндольф Т.А. (заместитель директора по УВР), Абнер И.Н.(учитель русского языка и литературы).
Конспект урока:
Цели:
- уметь объяснять взаимные приспособления организмов в лесной экосистеме;
- развивать мышление, память, воображение, речь, самостоятельность, познавательные интересы, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,;
- воспитывать любовь к животным и ко всему живому, аккуратность и прилежание.
Задачи:
- повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»;
- раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой;
- научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей питания.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (карточки с задачами), модели лесной экосистемы (деревья, кусты, трава, цветы).
Оформление доски: слова для справки «цепи питания», «экосистема, «потребители», «разрушители», «круговорот веществ», «замкнутый», «незамкнутый», «ускоряет», «регулируют», « устойчивая».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Перемену отдохнули?
И опять звонит звонок.
Вы готовы? Стол в порядке?
Начинается урок.
– Сегодняшний урок будет не совсем обычный.
Почему? Во-первых, сегодня у нас гости, а
во-вторых, работать на уроке нам будет
помогать наш друг компьютер.
Выполнение дыхательной гимнастики, так как это
четвёртый урок и на нем присутствуют гости (для
снятия психологического напряжения).
II. Постановка проблемы и актуализация знаний
Фронтальный опрос по изученному материалу.
– С какими экосистемами мы познакомились на
предыдущих уроках? (Озеро, болото, луг, лес)
(Презентация, слайд 2)
– Почему я поставила стрелки? Ч то с ними
происходит со временем? (Озеро превращалось
в болото, которое зарастало и превращалось в луг,
который превращался в лес).
– В чём причина неустойчивости? (Незамкнутый
круговорот веществ).
– О какой экосистеме мы говорили на прошлом
уроке? (Экосистема леса)
– Давайте смоделируем лесную экосистему. (Работа
с раздаточным материалом в парах. Приложение
1).
(Презентация. Слайд 3)
Ребята проверяют правильность
моделирования экосистемы.
– О каких организмах вы рассказывали? (деревья,
кустарники, травы)
– Как назвать их одним словом? (Растения)
– Какую роль растения играют в лесу? (Производители)
– Мы с вами не упомянули животных. Может быть, они
в лесу не так важны? (Предположения ребят)
– На какой вопрос мы должны ответить на нашем
уроке? (Какова роль животных в экосистеме леса?)
(Презентация.
Слайд 4)
Физминутка
III. Поиск решения проблемы
– Давайте проведём исследование, чтобы
ответить на вопрос урока.
– Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на
вопрос к нему. (учащиеся в парах работают по
рисунку сначала самостоятельно) (Составляют
цепи питания). (Презентация.
Слайд 5)
– Итак, какова роль животных – потребителей? (Потребители
участвуют в круговороте веществ.)
– Только ли в этом заключается их роль? Хотите
узнать ещё?
(Презентация. Слайд 6)
– Короеды. Кто это? Что вы о них знаете? Почему эти
жуки так названы? (Предположения ребят).
Решение задач. Что произойдет с растениями, если короед поселиться на… (Приложение 2).
(Класс делится на две группы, с самопроверкой по учебнику с.63.).
– Давайте проверим ваше предположение по
учебнику (страница 63.)
– А может, они ещё выполняют какую-то роль?
Давайте продолжим исследование.
– Прочитайте текст на с.63. выделите ключевое
слово. (Презентация.
Слайд 7)
– Итак, какую роль играют животные в экосистеме
леса?
(Презентация. Слайд 8)
– Какое это животное? Какую роль он играет в
экосистеме? (Разрушитель)
– В каких условиях живут разрушители? Что им
необходимо? (Питательные вещества, влага)
– А условия леса благоприятны для
жизнедеятельности разрушителей?
– Как их деятельность тогда отразиться на
круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушители
будут справляться со своей работой, круговорот
веществ будет замкнут).
– Что мы можем сказать об экосистеме
леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая
экосистема).
– Какой был вопрос урока? Как мы на него ответим?
(Животные, являясь потребителями, регулируют
круговорот веществ в экосистеме леса). (Презентация. Слайд 9)
– Какова была тема урока? (Потребители
и разрушители лесной экосистемы) (Презентация. Слайд 10)
Физминутка
IV. Самостоятельное применение знаний
Группа ребят решают задачу необходимого уровня
– 3 мин. (Приложение 3). Проверка с
использованием интерактивной доски (тот, кто
решил задачу раньше, вписывает слова-ответы). (Презентация. Слайд 11)
Три ученика решают задачу программного уровня
индивидуально – 5 мин. (Приложение 4).
Проверка с использование интерактивной доски
(тот, кто решил задачу раньше, вписывает слова, в
проверке участвует уже весь класс). (Презентация. Слайд 12)
– Человек влияет на жизнь в экосистемах? Как? (Может
нарушить полноценную жизнь леса).
V. Итог
– Каких потребителей можно встретить в лесу? (Презентация. Слайд 13)
– Чем они питаются?
– При каких условиях лес долго будет устойчивой
экосистемой?
Оценки за работу на уроке.
VI. Домашнее задание
– Чтение текста и ответы на вопросы к теме 16.
– Выберете животное, вспомните, что
интересного вы о нем знаете. Напишите коротко об
этом.
VII. Рефлексия
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Какое задание вам сегодня больше всего
понравилось?
– Как надо вести себя в природе?
– Урок окончен. Спасибо.
Литература:
- А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина. Методические рекомендации для учителя.– М.: Баласс, 2009.
- А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» часть 1, 3-й класс. – М.: Баласс, 2008.
Приложение 1.
Раздаточный материал. Силуэты деревьев, кустарников, травянистых растений.
Приложение 2.
Задача 1. Что произойдёт с растениями, если короед поселится на молодом, здоровом растении?
Задача 2. Что произойдёт с растениями, если короед поселится на старом, больном растении?
Приложение 3.
Жёлуди дуба довольно тяжелы, поэтому они не могут разлетаться по ветру. Догадайся и напиши как, расселяются дубы.
Осенью _________ находят жёлуди и закапывают их _________________ , чтобы сделать запас на зиму. Многие жёлуди остаются _________________ и _______________ .
Приложение 4.
Допиши фразы, и ты получишь рассказ о роли волков в экосистеме леса.
В результате неумеренной ___________ и вырубки лесов лосей стало гораздо ___________ . Взялись за ______________ хищников – волков. Запретили охоту на лосей. В результате лосей стало так ____________ , что они ______________ все молодые побеги сосен. Место волков стали занимать __________________ . Они опасались лосей, поэтому стали часто нападать на ____________________ . Разладилось всё в экосистемах лесной зоны. Оказалось, что без ____________ невозможна полноценная жизнь леса.
Слова для вставки: уничтожили, домашних животных, охоты, истребление, волков, много, одичавшие собаки, меньше.