Урок окружающего мира "Потребители и разрушители экосистемы леса"

Разделы: Начальная школа


Класс: 3, образовательная система «Школа 2100» (автор учебника А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов и др.)

Технологии: ИКТ, метод проблемного обучения, элементы групповой работы.

Аннотация. Это второй урок, посвященный экосистеме леса,  по-своему сложен. Наряду с изучением рисунка с изображениями обитателей этой экосистемы и знакомством с хвойными и лиственными деревьями, учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями. Внимание обращается  на их роль в круговороте как  «едоков»  т.е. потребителей вещества и энергии,  и  их регуляторную роль. На уроке использован исследовательский метод изучения нового материала. Вместе с учителем ученики в ходе диалога обнаруживают уровень своего незнания и формулируют  вопрос, на который они будут искать ответ на уроке. В ходе рассуждения  учащиеся  предлагают  свои версии ответов на поставленные вопросы, проверяют  себя,  используя материал учебника. Ребята  решают  задачи в группах, парах и индивидуально,   выполняют самоконтроль,    делают   выводы из своих наблюдений. Применение на уроке ИКТ способствует  в более доступной наглядной форме донести до учащихся роль деятельности животных в экосистеме леса. Развивает у учащихся интерес, любознательность, внимание.

Практическая реализация. Урок проведён  21 января 2010 года; на уроке присутствовала Бочарникова Г.Х. (директор),  Рейндольф Т.А. (заместитель директора по УВР), Абнер И.Н.(учитель русского языка и литературы).

Конспект урока:

Цели:

  • уметь объяснять взаимные приспособления организмов в лесной экосистеме;
  • развивать мышление, память, воображение, речь, самостоятельность, познавательные интересы,  умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,;
  • воспитывать любовь к животным и ко всему живому,  аккуратность и прилежание.

Задачи:

  • повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»;
  • раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой;
  • научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей  питания.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (карточки с задачами), модели лесной экосистемы (деревья, кусты, трава, цветы).

Оформление доски: слова для справки «цепи питания», «экосистема, «потребители», «разрушители», «круговорот веществ», «замкнутый», «незамкнутый»,  «ускоряет», «регулируют», « устойчивая».   

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Перемену отдохнули?
И опять звонит звонок.
Вы готовы?  Стол в порядке?
Начинается урок.

– Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас  гости, а во-вторых, работать на уроке нам  будет помогать наш друг компьютер.
Выполнение дыхательной гимнастики, так как это четвёртый урок и на нем присутствуют гости (для снятия психологического напряжения).

II.  Постановка проблемы и актуализация знаний

Фронтальный опрос по изученному материалу.
– С какими экосистемами мы познакомились на предыдущих уроках? (Озеро, болото, луг, лес)
(Презентация, слайд 2)
– Почему я поставила стрелки? Ч то с ними происходит со временем?  (Озеро превращалось в болото, которое зарастало и превращалось в луг, который превращался в лес).
– В  чём  причина  неустойчивости?  (Незамкнутый круговорот веществ).
– О какой экосистеме мы говорили на прошлом  уроке? (Экосистема леса)
– Давайте смоделируем лесную экосистему. (Работа с раздаточным материалом в парах. Приложение 1).

(Презентация. Слайд 3) Ребята проверяют правильность моделирования экосистемы.
– О каких организмах вы рассказывали? (деревья, кустарники, травы)
– Как назвать их одним словом? (Растения)
– Какую роль растения играют в лесу? (Производители)
– Мы с вами не упомянули животных. Может быть, они в лесу не так важны? (Предположения ребят)
– На какой вопрос мы должны ответить на нашем  уроке? (Какова роль животных в экосистеме леса?)   (Презентация. Слайд 4)

Физминутка

III. Поиск решения проблемы

– Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока.
– Рассмотрите  рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему. (учащиеся в парах работают по рисунку сначала самостоятельно) (Составляют цепи питания). (Презентация. Слайд 5)
– Итак, какова роль животных – потребителей?  (Потребители участвуют в круговороте веществ.)
– Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё?
(Презентация. Слайд 6)
– Короеды. Кто это? Что вы о них знаете? Почему эти жуки так названы? (Предположения ребят).

Решение задач. Что произойдет с растениями, если короед поселиться на… (Приложение 2).

(Класс делится на две группы,  с самопроверкой по учебнику с.63.).

– Давайте проверим ваше предположение по учебнику (страница 63.)
– А может, они ещё выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование.
– Прочитайте текст на с.63. выделите ключевое слово. (Презентация. Слайд 7)
– Итак, какую роль играют животные в экосистеме леса?
(Презентация. Слайд 8)
– Какое это животное? Какую роль он играет в экосистеме? (Разрушитель)
– В каких условиях живут разрушители? Что им необходимо? (Питательные вещества, влага)
– А условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей?
– Как их деятельность тогда отразиться на круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушители будут справляться со своей работой, круговорот веществ  будет замкнут).
Что мы можем сказать об  экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая экосистема).
– Какой был вопрос урока? Как мы на него ответим? (Животные, являясь потребителями, регулируют круговорот веществ в экосистеме леса). (Презентация. Слайд 9)
Какова была тема урока? (Потребители и разрушители лесной экосистемы) (Презентация. Слайд 10)

Физминутка

IV. Самостоятельное применение знаний

Группа ребят решают задачу необходимого уровня – 3 мин. (Приложение 3). Проверка с использованием интерактивной доски (тот, кто решил задачу раньше, вписывает слова-ответы).  (Презентация. Слайд 11)
Три ученика решают задачу программного уровня индивидуально  – 5 мин. (Приложение 4).  Проверка с использование интерактивной доски (тот, кто решил задачу раньше, вписывает слова, в проверке участвует уже весь класс).  (Презентация. Слайд 12)
– Человек влияет на жизнь в экосистемах?  Как? (Может нарушить полноценную жизнь леса).

V. Итог

– Каких потребителей можно встретить в лесу? (Презентация. Слайд 13)
– Чем они питаются?
– При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой?

Оценки за работу на уроке.

VI. Домашнее задание

– Чтение текста и ответы на вопросы к теме 16.
– Выберете животное, вспомните,  что интересного вы о нем знаете. Напишите коротко об этом.

VII. Рефлексия

– Кто доволен своей работой на уроке?
– Какое задание вам сегодня больше всего понравилось?
– Как надо вести себя в природе?
– Урок окончен. Спасибо.

Литература:

  1. А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина. Методические рекомендации для учителя.– М.: Баласс, 2009.
  2. А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан.  Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» часть 1, 3-й класс. – М.: Баласс, 2008.

Приложение 1.

Раздаточный материал. Силуэты деревьев, кустарников, травянистых растений.

Приложение 2.

Задача 1. Что произойдёт с растениями, если короед поселится на молодом, здоровом растении?

Задача 2. Что произойдёт с растениями, если короед поселится на старом, больном растении?

Приложение 3.

Жёлуди дуба довольно тяжелы, поэтому они не могут разлетаться по ветру.  Догадайся и напиши как, расселяются дубы.

Осенью _________ находят  жёлуди и закапывают их _________________ , чтобы сделать запас на зиму. Многие жёлуди остаются _________________ и _______________ .

Приложение 4.

Допиши фразы,  и ты получишь рассказ о роли волков в  экосистеме  леса.

В результате неумеренной ___________ и вырубки  лесов лосей стало гораздо ___________ .  Взялись за ______________ хищников – волков. Запретили охоту на лосей. В результате лосей стало так ____________ , что они ______________ все молодые побеги сосен.  Место волков стали занимать __________________ .  Они опасались лосей, поэтому стали часто нападать на ____________________ .  Разладилось всё в экосистемах  лесной зоны. Оказалось, что без ____________  невозможна полноценная жизнь леса.

Слова для вставки: уничтожили, домашних животных, охоты, истребление, волков, много, одичавшие собаки, меньше.