Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в музыкальной гостиной. Сегодняшняя встреча посвящена творчеству великого австрийского композитора Франца Петера Шуберта, 210-летие которого весь музыкальный мир отмечает в этом году.
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале, предместье Вены. Первые уроки музыки преподал ему отец, Франц Теодор Шуберт, учитель лихтентальской приходской школы. Затем мальчик перешел под опеку Михаэля Хольцера, регента местной церкви. В возрасте одиннадцати лет Шуберт поступил певчим в императорскую капеллу и, распростившись с родным домом, уехал в Вену. Теперь он жил в императорском королевском конвикте — привилегированном интернате. И учился в гимназии. Об этом так мечтал его отец. Но жизнь его была невесела: подъем на заре, долгие и утомительные стояния на клиросе, вездесущие надзиратели. Существование Франца было бы совсем беспросветным, если бы не новые друзья. И если бы не музыка. Талант юного Шуберта заметил придворный капельмейстер — небезызвестный Антонио Сальери. Он продолжил заниматься с ним и после его ухода из школы в 1813 году (связанного с тем, что голос подросшего певчего стал ломаться и утратил необходимую “хрустальность”).
В 1814 году он поступил на работу в ту же школу, где преподавал его отец. Педагогическая деятельность казалась молодому музыканту скучной, неблагодарной, бесконечно далекой от его высоких потребностей. Но он прекрасно понимал, что быть обузой для семьи, которая и без того едва сводила концы с концами, он не может. Несмотря на все тяготы, те четыре года, что композитор посвятил учительству, оказались весьма плодотворными. К концу 1816 года Франц Шуберт является уже автором пяти симфоний, четырех месс и четырех опер. И самое главное — он нашел жанр, вскоре прославивший его. Нашел песню, где так волшебно сливались музыка и поэзия, две стихии, без которых композитор не мыслил своего существования.
В этот же период складывается вокруг Шуберта дружеский кружок. К старым (еще со времен конвикта) товарищам Иоганну Иенгеру, Ансельму Хюттенбреннеру и Иосифу Шпауну присоединяются новые — Франц Шобер, Иоганн Майерхофер и Теодор Кернер. В 1817 году Франц Шобер познакомил Шуберта с Иоганном Михаэлем Фоглем, известным всей Вене баритоном. Фогль (а подступиться к нему было дьявольски трудно — артист, знаменитость!) согласился прослушать некоторые песни молодого композитора. Похмыкал после первой: “Недурно”. Потом попросил сыграть еще. И, в конце концов, музыка Шуберта так захватила его, что он решил стать исполнителем его песен (чем немало способствовал их популярности).
В 1818 году он бросил школу, решив все свои силы посвятить музыке. Этот шаг был смелым, если не сказать — безрассудным. Других доходов, кроме учительского жалованья, музыкант не имел. На первых порах помогли друзья, с горячностью одобрившие романтический порыв композитора, а затем ему посчастливилось поступить учителем музыки к дочерям графа Эстергази. Так нашелся компромисс между свободой творчества и необходимостью зарабатывать на хлеб.
В 1820 году состоялось первое публичное исполнение произведений Франца Шуберта, принесшее ему первый успех. Примерно в это же время зародились и “шубертиады” — своеобразные музыкальные вечера. На этих полузакрытых концертах Шуберт сам аккомпанировал Фоглю, исполнявшему его песни. Сумасшедший вихрь работы и сомнительных удовольствий, которым он предался после известия о неверности своей любимой Терезы, привели Шуберта на больничную койку. Из больницы он вышел вялым, угрюмым, словно постаревшим на десять лет. Ему опять пришлось устроиться работать в ненавистную школу. Известность Шуберта тем временем росла. Его песни вошли в моду.
В 1828 году были опубликованы его важнейшие сочинения, а в марте того же года состоялся один из самых знаменательных для него концертов. На вырученные от него деньги Шуберт купил себе фортепиано. Он так мечтал о том, чтобы обладать этим “королевским инструментом”. Всего через несколько месяцев Шуберт заболел брюшным тифом.
19 ноября 1828 года композитор умер, не дожив даже до 32 лет. Несколько позже на его надгробии высекли эпитафию, принадлежащую перу Грильпарцера: “Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды”.
Протест, неудовлетворенность жизнью, вылилось в искусстве в целое направление-романтизм. Шуберт – один из первых композиторов-романтиков. Его творческое наследие очень разнообразно: 9 симфоний, 13 симфонических увертюр, 22 сонаты для фортепиано, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов, трио, квартеты, несколько опер. Но самое главное место в творчестве Шуберта занимают песни. Их более 600. Герой песен – простой человек, который все мысли и чувства доверяет природе, делит с ней все радости и печали. Наш концерт открывает песня “Форель”. Весело резвится серебристая рыбка в воде горного ручья и хорошо видит грозящую ей опасность.
Ф. Шуберт “Форель”
исполняет Аблязина Неля 3 “А” класс
педагог Журина И. М.
партия фортепиано Абрамова Т. П.
Шуберт очень любил писать музыку для фортепиано. Подобно песням, фортепианные сочинения просты и понятны. Излюбленным жанром были различные танцы.
Ф. Шуберт “Немецкий танец”
ансамбль в 4 руки
исполняет Клыкова Надя 2 “Б” класс
и ее педагог Прозорова М. В.
И вновь песенный жанр. “Полевая розочка” - простая и незамысловатая песенка.
Ф.Шуберт “Полевая розочка”
исполняет Назимова Надин 3 “Г” класс,
Климова Аня 4 “Г”
педагог Сергеева Л. Л.
партия фортепиано Приколаб Федя 5 “Г” класс
педагог Сергеева М. Л.
Экосез – это старинный шотландский народный танец. Появился во Франции в XVII веке и вскоре стал популярен в Европе. (В России появился при Петре I и назывался “английский танец”)
Шуберт “Экосез”
ансамбль в 4 руки
исполняют Родина Люба 3 “Б” класс,
Швецов Борис 4 “Б” класс
педагог Винокурова Е. В.
Долгое время венская публика настороженно относилась к необычным по своей простоте мелодиям. Но Шуберт и не думал подчиняться модным вкусам. Он продолжал писать выразительные и напевные пьесы.
Ф.Шуберт “Немецкий танец”
исполняет Алпатов Егор 4 “А” класс
педагог Прозорова М. В.
Вальс – очень популярен в Вене. Именно Шуберт дал первые образцы поэтизации этого жанра, нередко превращая вальс в лирическую миниатюру. Сейчас прозвучит именно такая миниатюра. Это небольшой детский фортепианный цикл, состоящий из 4 вальсов.
Ф.Шуберт “4 вальса”
исполняют Османова Яна 5 “А” класс
Олюнина Арина 5 “В” класс
педагог Сергеева М. Л.
“Музыкальный момент” - это небольшая лирическая пьеса танцевального характера. Как и многие другие фортепианные произведения, это произведение можно услышать в исполнении и всемирно прославленных пианистов, и юных музыкантов.
Ф.Шуберт “Музыкальный момент”
ансамбль в 4руки
исполняют Тагиева Парвин 4 “А” класс,
Иваник Валерий 4 “А” класс
педагог Винокурова Е. В.
Шубертом написано 2 песенных цикла. Один из них – “Прекрасная мельничиха” на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера. Все песни цикла объединены общим сюжетом. Следуя течению ручья, юный мельник отправляется в путь, искать свое счастье. Хорошо известна первая песня “В путь”.
Ф. Шуберт “В путь”
Исполняет Молянова Аня 4 “А” класс
Педагог Журина И. М.
Партия фортепиано Абрамова Т. П.
Еще одной песней цикла “Прекрасная мельничиха” является песня “Куда?”
Ф. Шуберт “Куда?”
исполняет Дмитриева Лиза 8 “А” класс
педагог Сергеева Л. Л.
партия фортепиано Сергеева М. Л.
Вальсы обычно возникали у Шуберта на “шубертиадах”, балах, загородных прогулках. Там он импровизировал их, а затем дома записывал. В одной из австрийских газет тех времен можно было прочесть: “Весь город, от прачки до знатной дамы, от мастерового до вельможи кружится в вальсе. Какая-то танцевальная болезнь!”
Ф. Шуберт “Вальс”
ансамбль в 4 руки
исполняет Скоркина Настя 8 “А” класс
педагог Назарова Н. И.
“Баркарола” - музыка на воде. Лирическая пьеса.
Ф. Шуберт “Баркарола”
исполняет Абрамова Т. П.
Завершает нашу сегодняшнюю встречу серенада. “Серенада” - песня лирического содержания. Первоначально серенады исполнялись ночью перед домом любимого человека. Исполнитель аккомпанировал себе на гитаре или магдолине. Иногда серенады исполнялись ансамблем музыкантов.
Ф. Шуберт “Серенада”
исполняет Журина И. М.,
ансамбль народных инструментов
руководитель Дядюченко И. П.
Наша встреча подошла к концу. Мы благодарим вас за внимание. До новых встреч!