Программное содержание
Развитие речи:
Закреплять умение внимательно слушать звучащую речь, адекватно реагировать на заданные вопросы, участвовать в беседе. Развивать у детей интерес к художественному слову (стихи, загадки). Показать детям словарное богатство родного языка. Обогащать речь детей словами "жанр", "характер произведения", "пейзаж", "натюрморт", "живопись", "первоцветы".
Музыка, пластика, ритмика:
Продолжать закреплять умение четко выполнять движения; координировать звук, движение, дыхание; фиксировать внимание на мимике, жесте, пластике. Развивать у детей интерес к пению, танцам, слушанию музыкальных произведений, к подвижным хороводным играм. Продолжать учить различать и определять звучание различных музыкальных инструментов в музыкальных произведениях.
Изобразительное искусство:
Закреплять умение самостоятельно находить
способы изображения, используя элементы
методики ТРИЗ: рисование бумажными тампонами,
соединение по точкам. Продолжать развивать
зрительное восприятие детей, показать
возможности передачи настроения в картинах,
музыкальных произведениях, учить находить
характерные особенности и детали, которые
являются частью изображения. Учить видеть
положительные результаты своего труда (красиво,
аккуратно, ярко).
Расширять, уточнять знания детей о весенних
явлениях природы (ярко светит солнце, тает снег,
прилетают перелетные птицы, распускаются
первоцветы, у зверей и птиц появляются весенние
заботы). Воспитывать заботливое, бережное
отношение к природе.
Развивать внимание (слуховое, зрительное);
двигательную и речевую активность; мышление,
фантазию, творческие способности детей.
Методы и приемы:
Создание игровой обстановки, беседы, вопросы детям, художественное слово (стихи, загадки), слушание музыкальных произведений, выполнение коллективной работы (рисование), сюрпризный момент (появление Весны), поощрение детей.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, беседа о весне, рассматривание иллюстраций, репродукции художников, разучивание стихов, песен, загадок, подвижные игры, наблюдения на прогулках.
Оборудование:
Силуэты деревьев, ёлки, оформление центральной стены (солнце, цветы, птицы, облака), верёвка, смотанная в клубок, конверт с письмом от весны, колокольчик, две репродукции (натюрморт, пейзаж), два музыкальных произведения (Римский-Корсаков Н.А. «Полёт шмеля», Чайковский П.И. «Подснежник»), звучание шума леса, стихотворения о лесе, о весне, загадки, изображения: кисть, скрипичный ключ,?,J, мольберт, большой лист ватмана (или обои), с недорисованными на нем цветами), разведенная гуашь (синяя, желтая, красная) в крышках, бумажные тампоны по количеству детей (на подносе), тазик для использованных тампонов, влажные салфетки для рук, костюм для Весны (платье, венок), гостинцы на тарелке (конфеты).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в украшенный зал «Весенний лес».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в детском саду сегодня гости – ваши папы и мамы. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Еще раз посмотрите на гостей, а теперь смотрите и слушайте только меня. Ребята, скажите, а куда это мы с вами попали?
Дети: В лес.
Воспитатель: Да, мы с вами пришли в
…весенний лес, полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?
Кто в душе твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои.
– А какое сейчас время года, ребята?
Дети: Весна.
Воспитатель: Мы с вами в весеннем лесу.
Давайте вспомним, что же бывает с природой
весной? (Ответы детей – тает снег, текут ручьи,
прилетают перелетные птицы, распускаются
первоцветы, просыпаются ежи, змеи, медведи и т.п.)
– Правильно, ребята. У нас здесь тоже много
деревьев, кругом светло. Посмотрите, над лесом и
солнышко взошло. Оно весной ярче и теплее светит.
– Ребята, а давайте с вами вместе сделаем
солнечную зарядку. (Делаем упражнения).
– Что выше леса? (Поднимаем руки вверх, тянемся на носочках).
– Что ярче света? (Руки вытягиваем вперед).
– Быть может солнце в сердце этом? (Руки на грудь, слушаем, как стучит сердце, и касаемся друг друга ладошками).
– Весеннее солнце такое же доброе, как наши сердца! Ребята, а вы знаете стихи о весне? Кто расскажет? (Читают стихи о весне).
Дети:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри,
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
(Никитин)
Воспитатель находит клубок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я что-то нашла. Как вы думаете, что это?
Дети: Колобок, шарик, мячик…
Воспитатель: Это клубок. А к нему еще и письмо приложено. Какой красивый конверт. Кто же нам прислал это письмо?
(Воспитатель читает письмо).
Воспитатель: Ребята, оказывается это
письмо нам прислала Весна-Красна, она пишет нам,
что клубок этот волшебный. Весна просит нас
разгадать её весенние секреты, а клубок нам в
этом поможет. (Прислушивается к клубку).
– Ребята, а клубок-то, оказывается, и
разговаривать умеет, он говорит нам, что поведёт
нас по лесу и покажет нам много сюрпризов,
говорит, что и задания будут.
(Воспитатель сматывает клубок и
останавливается у колокольчика).
– Клубок не дает нам дальше идти. Видите, здесь
колокольчик, а это значит, что нужно выполнить
задание. Посмотрите, вот две картины. Какое время
года на них изображено?
Дети: Весна.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Весенние цветы, тает снег, проталины и т.п.
Воспитатель: Ребята, назовите жанры этих картин.
Дети: Пейзаж и натюрморт.
Воспитатель: Кто их авторы? (Ответы детей)
Воспитатель: А есть ли тут грустные, печальные, мрачные картины?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что – это весна.
Воспитатель: Правильно, ребята! С помощь ярких, сочных красок можно изобразить хорошее весеннее настроение. Молодцы! (Сматываю клубок, подходим к картине с изображением скрипичного ключа).
Воспитатель: Еще одно задание, посмотрите. Что это за знак? Кто знает? Это скрипичный ключ. Он музыкальный ключик. И задание у нас тоже будет музыкальное. Послушайте два музыкальных произведения и скажите, как они называются?
Дети: «Полёт шмеля», «Подснежник».
Воспитатель: Кто их авторы?
Дети: Римский-Корсаков Н.А и Чайковский П.И.
Воспитатель: Молодцы! А какие музыкальные инструменты вы услышали, назовите.
(Дети называют).
Воспитатель: Молодцы! Да, авторы этих
музыкальных произведений - два замечательных
русских композитора, которые языком музыки
смогли нам так красиво рассказать о нашей
русской природе, о весне. (Сматываю клубок,
останавливаюсь у знака «?»)
– Ребята, снова нам клубок не дает идти дальше. Он
просит, чтобы мы отгадали загадки животных.
Отгадаем?
Дети: Да.
Воспитатель:
Он похож на ёлку,
Шуба вся в иголках.
Дети: Ёжик.
Воспитатель:
Не мышь, не птица,
На деревьях живёт
И орешки грызёт.
Дети: Белка.
Воспитатель:
Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год,
Шуба серая– для лета,
Для зимы – другого цвета.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Светит, сверкает, всех согревает.
Дети: Солнце.
Воспитатель: Какие вы молодцы,
ребятки! Все загадки весны смогли разгадать. А
теперь давайте поиграем в игру «А мы по лесу
ходили…» (Сматываю клубок и останавливаюсь
возле кисточки).
– Ребята, нужно нарисовать цветы. Их заколдовала
злая фея. Она заморозила их. Нужно их
расколдовать, оживить. Давайте, ребята, нарисуем
им яркие цветы.
(Дети нарисовали комком бумаги яркие цветы. Напоминала, что нужно рисовать аккуратно, старательно).
– Ребята, молодцы! Вы помогли весне оживить цветочки.
Дети идут за клубком дальше. Останавливаюсь на нотке J.
– Посмотрите, ребятки, что это?
– Нотка.
– А где она живёт?
Дети: В песенке.
Воспитатель: Это весна просит нас опять спеть песенку.
(Музыка. Стук в дверь).
Весна: Здравствуйте, ребятки! Вы меня узнали? Кто я такая?
Дети: Весна!
Весна: Молодцы! Не перепутали с зимой, правильно назвали. Я внимательно наблюдала за вами и видела, как вы рисовали, разгадывали загадки, отгадывали музыкальные произведения, читали стихи. Какие вы добрые, умные. Всё умеете и знаете. Молодцы!
Воспитатель: Весна, а мы про тебя и песенку знаем. Давайте, ребята, её вместе с Весной споём.
(Поют песню «Веснянка»).
Весна: Молодцы! Хорошая песня. А за то, что вы такие умные, добрые, я хочу вас угостить гостинцами.
(Угощает печеньями, прощается и уходит).
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Скажем «До свидания» и пойдём в группу.