Программное содержание:
- Закреплять навыки конструирования объектов в соответствии с установленными условиями.
- Учить находить решение проблемной задачи путем замещения деталей при сохранении заданной формы.
- Упражнять в чтении простых конструкций в схемах и фотографиях.
- Формировать умения работать в соответствии с общим замыслом.
- Воспитывать у детей интерес к историческим памятникам, связанным с прошлым, настоящим и будущим своей Родины.
Словарь: развалины, реставрация, восстановление.
Материал: строительный материал, дополнительный материал (деревья, цветы, памятник), схемы построек, фотографии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Добрый день, дорогие ребята. Мы с Веселым кирпичиком снова у вас в гостях. И пришли не с пустыми руками. Предлагаем внимательно посмотреть и отгадать интересные картинки-загадки.
Чего не хватает?
Найди одинаковые фигуры
– Сначала, что это за постройки? (Ворота или
арки)
– А теперь, задание на внимание. Попробуйте-ка
найти две одинаковые постройки.
– Молодцы!
– Веселый кирпичик, предлагает еще задание. Вот
фотографии одной постройки. Вы заметили, чем они
отличаются? (Не хватает деталей в одной из
построек) Каких?
Звуковой сигнал.
– Наш Кирпичик, чего-то хочет. Наверное, нужно к
чему-то подойти. (Педагог идет сначала в одну
сторону – кирпичик сигналит – «Не туда!»,
направление меняется – кирпичик умолкает. Дети
садятся на стульчики)
– Вот, что хотел показать вам наш Кирпичик.
Педагог показывает детям фотографии разрушенных зданий.
– Это развалины зданий. Может, кто-то объяснит,
почему развалины? (Развалины – это остатки
построек, которые были разрушены.)
– Что осталось от этой постройки? Чего не хватает
в этом здании?
– Почему разрушаются постройки? (От времени,
войной.)
– А как можно узнать военные развалины? (По
круглым, большим дырам в стенах, следам от пуль.)
– Вот знакомые мне развалины! Да это же Брестская
крепость! Эта крепость была построена
давным-давно. А в годы войны с фашистами ее целый
месяц защищали наши солдаты. Крепость бомбили с
самолетов, расстреливали из тяжелых пушек,
забрасывали минами и гранатами. Были разрушены и
крепостные стены, и сторожевые башни, и главный
бастион. Но даже развалины помогали смелым
солдатам сражаться за родную землю до последнего
вздоха. Умирая, они царапали на крепостных старых
стенах слова: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай,
Родина!» «Умрем, но из крепости не уйдем».
Я недавно была в Белоруссии и видела
восстановленную крепость. Как вы думаете, что
значит восстановить?
– Правильно. Это не построить заново. Например,
это достроить оставшийся фрагмент крепостной
стены. Для этого нужно подобрать кирпич такого
цвета, выложить стену такой же высоты и формы, не
забыть про бойницы и ворота, которые были раньше.
Этими работами занимаются реставраторы.
– Посмотрите, вот развалины здания. Что можно
восстановить в нем, чтобы оно перестало быть
развалинами? (Достроить стены, восстановить
крышу, вставить окна и двери, и т.д.).
– Давайте и мы с вами сегодня реставрируем
крепость, так как это делают настоящие
реставраторы. Веселый Кирпичик приготовил нам
много подсказок. Это схемы, фотографии. Вот они.
– Давайте подойдем к руинам нашей крепости. (Дети
располагаются вокруг стола)
– Крепость это большой комплекс построек.
Каждому из вас найдется свое дело. Коле и Свете
восстановить ворота, Маша вместе с Дашей
восстановит башни. Свои башни будут и у Юли и
Димы, главный бастион будут восстанавливать
Сережа и Коля, а главные ворота достанутся Марине
и Пете.
– Перед началом работы Вам нужно внимательно
посмотреть на свою подсказку, найти свой объект и
только тогда приступить к работе. Не забывайте,
что, восстанавливая разрушенную постройку, нужно
помнить главные правила реставраторов:
- разбирать сохранившиеся постройки.… Нельзя!
- использовать строительный материал такого же цвета, и такой же формы;
- бережно относиться к оставшимся постройкам;
- построил – проверь!
- проверил – помоги товарищу.
– Готовы? Начинаем реставрационные работы. Веселый кирпичик всегда готов придти на помощь к любому из вас, только позовите его.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь.
Вопросы к детям, закончившим работу раньше:
– Какую постройку восстанавливал?
– Что достраивал?
– Какие детали использовал?
– Почему выбрал такие детали?
– Старые крепости – это исторические, памятные
места, которые посещают люди. Они приезжают из
разных уголков нашей страны и даже из других
стран. Историческими памятниками гордятся,
бережно сохраняют их, облагораживают (украшают)
территорию.
Облагородим и мы нашу крепость. В этом питомнике
деревья разных сортов. Возьмите по одному дереву.
Хвойные деревья (какие?). Их нужно посадить вдоль
красной стены. Лиственные деревья посадим вдоль
зеленой стены. Кустарники (показывает)
расположим у желтой крепостной стены. Давайте
отойдем и посмотрим, как мы потрудились. Кем мы
были? (Реставраторами)
Звуковой сигнал.
– Помню, помню. Нужно сфотографировать восстановленную крепость (сигнал продолжается). Опять что-то искать? Ну, пошли искать.
Педагог подводит детей к коробке с изображением кирпичика.
– Кирпичик опять приготовил нам какой-то сюрприз. Что же это может быть? Дети высказывают свои предположения.
(В коробке два памятника)
– Напомню вам, что крепость это исторический памятник. Какой памятник для нашей крепости мы выберем сегодня? (Памятник солдату). Почему?
Устанавливается памятник.
– Вокруг памятников всегда высаживают цветы. Попросим об этом наших девочек.
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
Фотографируется восстановленная крепость, и дети у постройки.
– Вы великолепно справились со всеми заданиями сегодняшнего дня. Спасибо большое за сотрудничество.