Исторические места – память народная

Разделы: Технология, Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закреплять навыки конструирования объектов в соответствии с установленными условиями.
  • Учить находить решение проблемной задачи путем замещения деталей при сохранении заданной формы.
  • Упражнять в чтении простых конструкций в схемах и фотографиях.
  • Формировать умения работать в соответствии с общим замыслом.
  • Воспитывать у детей интерес к историческим памятникам, связанным с прошлым, настоящим и будущим своей Родины.

Словарь: развалины, реставрация, восстановление.

Материал: строительный материал, дополнительный материал (деревья, цветы, памятник), схемы построек, фотографии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Добрый день, дорогие ребята. Мы с Веселым кирпичиком снова у вас в гостях. И пришли не с пустыми руками. Предлагаем внимательно посмотреть и отгадать интересные картинки-загадки.

Чего не хватает?

Найди одинаковые фигуры

– Сначала, что это за постройки? (Ворота или арки)
– А теперь, задание на внимание. Попробуйте-ка найти две одинаковые постройки.
– Молодцы!
– Веселый кирпичик, предлагает еще задание. Вот фотографии одной постройки. Вы заметили, чем они отличаются? (Не хватает деталей в одной из построек) Каких?

Звуковой сигнал.

– Наш Кирпичик, чего-то хочет. Наверное, нужно к чему-то подойти. (Педагог идет сначала в одну сторону – кирпичик сигналит – «Не туда!», направление меняется – кирпичик умолкает. Дети садятся на стульчики)
– Вот, что хотел показать вам наш Кирпичик.

Педагог показывает детям фотографии разрушенных зданий.

– Это развалины зданий. Может, кто-то объяснит, почему развалины? (Развалины – это остатки построек, которые были разрушены.)
– Что осталось от этой постройки? Чего не хватает в этом здании?
– Почему разрушаются постройки? (От времени, войной.)
– А как можно узнать военные развалины? (По круглым, большим дырам в стенах, следам от пуль.)
– Вот знакомые мне развалины! Да это же Брестская крепость! Эта крепость была построена давным-давно. А в годы войны с фашистами ее целый месяц защищали наши солдаты. Крепость бомбили с самолетов, расстреливали из тяжелых пушек, забрасывали минами и гранатами. Были разрушены и крепостные стены, и сторожевые башни, и главный бастион. Но даже развалины помогали смелым солдатам сражаться за родную землю до последнего вздоха. Умирая, они царапали на крепостных старых стенах слова: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!» «Умрем, но из крепости не уйдем».
Я недавно была в Белоруссии и видела восстановленную крепость. Как вы думаете, что значит восстановить?
– Правильно. Это не построить заново. Например, это достроить оставшийся фрагмент крепостной стены. Для этого нужно подобрать кирпич такого цвета, выложить стену такой же высоты и формы, не забыть про бойницы и ворота, которые были раньше. Этими работами занимаются реставраторы.
– Посмотрите, вот развалины здания. Что можно восстановить в нем, чтобы оно перестало быть развалинами? (Достроить стены, восстановить крышу, вставить окна и двери, и т.д.).
– Давайте и мы с вами сегодня реставрируем крепость, так как это делают настоящие реставраторы. Веселый Кирпичик приготовил нам много подсказок. Это схемы, фотографии. Вот они.

– Давайте подойдем к руинам нашей крепости. (Дети располагаются вокруг стола)
– Крепость это большой комплекс построек. Каждому из вас найдется свое дело. Коле и Свете восстановить ворота, Маша вместе с Дашей восстановит башни. Свои башни будут и у Юли и Димы, главный бастион будут восстанавливать Сережа и Коля, а главные ворота достанутся Марине и Пете.
– Перед началом работы Вам нужно внимательно посмотреть на свою подсказку, найти свой объект и только тогда приступить к работе. Не забывайте, что, восстанавливая разрушенную постройку, нужно помнить главные правила реставраторов:

  • разбирать сохранившиеся постройки.… Нельзя!
  • использовать строительный материал такого же цвета, и такой же формы;
  • бережно относиться к оставшимся постройкам;
  • построил – проверь!
  • проверил – помоги товарищу.

– Готовы? Начинаем реставрационные работы. Веселый кирпичик всегда готов придти на помощь к любому из вас, только позовите его.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь.

Вопросы к детям, закончившим работу раньше:

– Какую постройку восстанавливал?
– Что достраивал?
– Какие детали использовал?
– Почему выбрал такие детали?

– Старые крепости – это исторические, памятные места, которые посещают люди. Они приезжают из разных уголков нашей страны и даже из других стран. Историческими памятниками гордятся, бережно сохраняют их, облагораживают (украшают) территорию.
Облагородим и мы нашу крепость. В этом питомнике деревья разных сортов. Возьмите по одному дереву. Хвойные деревья (какие?). Их нужно посадить вдоль красной стены. Лиственные деревья посадим вдоль зеленой стены. Кустарники (показывает) расположим у желтой крепостной стены. Давайте отойдем и посмотрим, как мы потрудились. Кем мы были? (Реставраторами)

Звуковой сигнал.

– Помню, помню. Нужно сфотографировать восстановленную крепость (сигнал продолжается). Опять что-то искать? Ну, пошли искать.

Педагог подводит детей к коробке с изображением кирпичика.

– Кирпичик опять приготовил нам какой-то сюрприз. Что же это может быть? Дети высказывают свои предположения.

(В коробке два памятника)

– Напомню вам, что крепость это исторический памятник. Какой памятник для нашей крепости мы выберем сегодня? (Памятник солдату). Почему?

Устанавливается памятник.

– Вокруг памятников всегда высаживают цветы. Попросим об этом наших девочек.

За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.

Фотографируется восстановленная крепость, и дети у постройки.

– Вы великолепно справились со всеми заданиями сегодняшнего дня. Спасибо большое за сотрудничество.