Тип урока: повторительно-обобщающий.
Образовательная технология: развивающее обучение.
Использован креативный принцип –
Ищу – и нахожу,
Думаю – и узнаю,
Пробую – и делаю.
Поиск, творчество, самостоятельность.
Задачи урока:
- Мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков;
- Формировать у учащихся систему знаний, умений, навыков;
- Развивать познавательную сферу (внимание, память, модальность –> (прием и переработка информации)
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по истории Древнерусского Государства в IX – XI вв.
- Закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами.
Этапы урока:
I. Организационный момент
Настрой на успешную работу, цели и задачи урока.
Дети самостоятельно выводят учебную задачу.
Ключевая фраза:
Составим КЛАСТЕР – это графический способ организации учебного материала (слова, выражения, простые предложения – ассоциации к теме и т.д.)
Учащиеся должны проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении темы
Записываем солва, которые приходят на ум по данной теме:
- 882 г.
- русы
- 988 г.
- Киевская Русь
- Правда Ярослава
- реформы Олега
- походы Святослава
- народность
- культура
- путь из «воряг в греки»
- вече
- великий князь
- поместники
- дружина и т. д.
– Задайте вопросы по теме этого кластера:
«Ли – вопросы»
«Какой (кто, какие) – вопросы»
«Сколько – вопросы»
«Что (как, почему) – вопросы»
– Дети, выведите нашу главную ЗАДАЧУ, исходя из того, что у нас урок повторения, дана тема и мы озвучили вопросы к кластеру.
II Этап. Экспресс-опрос
– Что такое государство? (Организация
управления обществом, людьми, которые проживают
на какой – то определенной территории.)
– Какого князя можно считать создателем
Древнерусского государства? Почему? (Собрав
большое войско Князь Олег (882 г.) объединил два
главных центра (север и юг) Киев и Новгород,
подчинив себе полян, древлян, северян,
разгромил хазар.)
– Почему древнерусское государство можно
назвать монархией? (Князь – великий Киевский,
сосредоточил всю полноту власти в своих руках
(издавал законы, высший судья, главный защитник
государства – Ярослав Мудрый)
– Что было общего в деятельности первых
русских князей? (Распространяли свою власть на
все восточнославянские племена; поддерживали
торговые связи)
– Какие изменения внесла в управление
Древнерусским Государством Княгиня Ольга? (Реформа
––> уроки ––> погосты)
– Перечислите категории или слои
Древнерусского общества.
- Правящая верхушка – «старшая дружина» – бояре
- Высший слой – местные князья, купцы, духовенство
- Основная часть заселения – свободные земледельцы
- Зависимое население:
- смерды
- закупы
- рядовичи
- Бесправные рабы
- холопы (челядь)
III Этап. Проверка домашнего задания
СИНКВЕЙН – французское слово означает «пять», пятистрочная строфа (свободное творческое размышление)
Правило составления.
1-я строка (существительное) – термин, понятие,
имя, фамилия.
2-я строка (два прилагательных) – определения
предмета темы.
3-я строка (три глагола) – определяющие
деятельность, функции, «героя» синквейна.
4-я строка (предложение из 4-х слов), раскрывающих
смысл главного слова синквейна.
5-я строка (существительное или одно слово)
определяющее эмоцию автора по отношению к
главному слову синквейна.
Например:
- Миклухо-Маклай
- Человеколюбивый, справедливый
- Наблюдал, измерял, анализировал
- Доказал равенство разных рас
- Верно! (может быть) – путешественник.
Мини-сочинение
Эльфхен «эльф» – 11 немецкая технология (11 слов, 11 предложений).
Эльфхен – конструирование фраз по начальным буквам слова (фраза должна выражать смысл темы)
Государство
Г – Год 882 – год образования
Древнерусского Государства
О – Олег первый Киевский Великий князь
С – Святая, равноапостольная княгиня
Ольга первой провела государственную
реформу
У – Установив точный размер и место
сбора дани
Д – Древляне были жестоко наказаны за
смерть князя Игоря
А – А сын Ольги – Святослав вошел в
историю, как храбрый князь – воин
Р – Русь приняла православие в 988 г. при
князе Владимире
С – Святой, Красно-солнышко, так
называли Владимира простые люди
Т – Только при Ярославе Мудром наступил
расцвет древнерусского государства
В – Во время княжения Ярослава
сложилась древнерусская народность
О – Общество стало говорить на едином
древнерусском языке
IV Этап. Цифровой диктант
«Да» – 1, «нет» – 0
Я утверждаю, что …
1). Новгород князь Олег объявил «матерью городов русских » | 0 |
2). Вторым лицом после князя был воевода | 1 |
3). Святослав не нападал на врагов не готовых к бою, а посылал гонцов с предупреждением: «Иду на Вы» | 1 |
4). Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода законов | 1 |
5). Путь из «варяг в греки» это торговый путь из Балтийского в Азовское море | 0 |
Ответ: 01110
Буквенный диктант
I вариант.
- Глава местного управления, назначенный центральной властью (НАМЕСТНИК)
- Натуральный или денежный побор с покоренных народов (ДАНЬ)
- Объединения воинов, которые служили князю и сделали войну своей профессией (ДРУЖИНА)
- Первый Великий Киевский князь (ОЛЕГ)
- Восточнославянское племя жестоко расправившиеся с князем Игорем (ДРЕВЛЯНЕ)
- Старший дружинник, крупный землевладелец (БОЯРИН)
- Размер дани (УРОКИ)
- Имя князя, всю жизнь проведенного в походах, предупреждавшего врагов: – «Иду на Вы» (СВЯТОСЛАВ)
- Место сбора дани (ПОГОСТЫ)
- Древнее название нашего государства (РУСЬ)
Ответ: НАРОДНОСТЬ
–Дайте определение термина народность. (Народность – единство жителей XI в, связанных общим языком, верованиями, образом жизни.)
II вариант.
- Важное изменение в жизни людей (РЕФОРМА)
- Точный размер дани (УРОКИ)
- Киевский князь правивший (с 957 по 972 гг) (СВЯТОСЛАВ)
- Место сбора дани (ПОГОСТЫ)
Ответ: РУСЫ
– Дайте определение термина русы. (Русы – это часть норманов осевшие в землях восточных славян)
V Этап. Видеофрагмент
Ответить на вопросы после просмотра.
– Какую роль играли воины в жизни жителей
Древней Руси?
– С какими государствами и народами воевала
Древняя Русь?
VI Этап. Работа с документом.
Чтение, анализ, комментарии, ответы на вопросы.
– Дайте характеристику воинскому искусству Древней Руси.
VII Этап. Сформулируй вывод
1) В IX – XI в происходило становление
Древнерусского государства М_ _ _ _ _
_ И, объединившей племена восточных славян и
их соседей под властью одной княжеской Д _ _ _ _
_ _ И
2) В процессе укрепления государства происходит
складывание древнерусской Н _ _ _ _ _ _ _ _ И
3) Формирование государства и принятие Х _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ А благотворно сказалось на быте и
правах восточных славян.