Цель: обобщение полученных знаний об органе зрения в процессе реализации исследовательско-творческого проекта.
Задачи:
- закреплять полученные знания об органе зрения через передачу информацию сверстникам и младшим школьникам;
- формировать навыки ведения конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- воспитывать понимание ответственности за выполнение коллективной работы.
Форма занятия: исследовательско-творческая конференция.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, ростовые куклы «Глазик», «Компьютер», бейджики подгруппам, три тематических детских плакатов, фланлеграф, части глаза на фланелеграфе, мячик, мишень, игрушка кашки, очки для танца, две репродукции картины, шарики-глаза.
Ход работы
1. Введение в тему конференции. Пленарная часть
Ведущий: Добрый день. Дети дошкольной группы сейчас представят свой продукт в форме конференции, как результат трех месяцев работы над иследовательско-творческим проектом «А ты кто, мой глаз?».
Тема проекта близка теме года в нашем учреждении, который проходит под девизом «На радугу жизни здоровыми глазами».
Ребятами и их родителями и педагогами была проделана большая исследовательская и творческая работа. И сегодня результаты этой работы будут оценивать, и проверять специалисты:
- врач-офтольмолог – это врач, который непосредственно занимается лечением глаз;
- психотерапевт – это врач, который учит людей смотреть на мир позитивным взглядом;
- детский педиатр – это своего рода «Доктор Айболит», к которому дети со своими родителями ходят на приём в случае какого либо заболевания, и он так же может дать рекомендации по профилактике заболевания глаз.
Наши специалисты являются руководителями подгрупп: «Офтольмологи», «Взгляд», «Гигиена». За ходом работы конференции будет следить группа экспертов, которая в конце работы должна будет вынести решение о результатах работы трёх месяцев над проектом. В группу экспертов вошли – ……. (один родитель два ребёнка)
Обоснование темы проекта.
От каждой группы выступает по одному человеку.
1. – Каждый день мы смотрим в зеркало и видим свои глаза, видим глаза своих друзей, родных. И мы решили ответить на вопрос «А ты кто, мой глаз?».
2. – Мы решили проверить своё зрение в детской поликлинике. Результаты обследования. Нас заинтересовало, что значить для человека глаза? Как они устроены? Как человек их использует?
3. – Готовясь к конференции, мы изучали информацию из различных источников: в художественной и научной литературе – с педагогами, в Интернете – с родителями, читали сказки и мифы – с бабушками.
2. Основная часть конференции. Практическая часть.
Ведущий: Внимание на экран. «Как устроен глаз?» – это первый вопрос, на который был найден ответ. Слово предоставляется первой подгруппе «Офтольмологов».
Врач-офольмолог: Дети подгруппы «Офтольмологи» изучали и расскажут из чего состоит глаз.
«Офтольмологи» одновременно читают стихотворение и «строят» глаз на фланелеграфе.
Выносят веко с ресничками. |
Выносят зрачок. |
Выносят радужку. |
Вот глаз, который на мир глядит. |
Появляется ростовая кукла Глазик.
Врач-офтольмолог: Ребята к нам на конференцию пришел объект нашего исследования – Глазик.
Глазик: А вы знаете, что в старину глаза называли очами, а один глаз – око. Так, что вы можете меня называть глазиком, а можете оком.
Врач-офтольмолог: Глазик, посмотри, правильно ли ребята составили твоё внешнее строение.
Глазик: Правильно построили и дали характеристику каждой его части.
Врач-офтольмолог: Я с тобой абсолютно согласна. Действительно реснички являются неким фильтром от пыли и грязи, а веко увлажняет глаз и защищает от внешних воздействий. Верно, было сказано про зрачок, который обеспечивает возможность нам видеть. В старину зрачок называли зеницей. Есть даже поговорка «Беречь как зеницу око».
Глазик: А еще я знаю, что ребята меня нарисовали вместе со своими родителями.
Обращается внимание на выставку плакатов.
По одному из группы ребёнок говорит, что он нарисовал с мамой или папой – пословица, поговорка про глаза или какие то ассоциации.
Врач-офтольмолог: Ребятами было выявлено интересная информация, что по цвету, радужки судят о цвете глаз.
Интересно, а какого цвета глаза у детей в вашей группе?
Интеллектуальное упражнение.
- Если радужка голубая, то человека называют – (голубоглазым).
- Человека с карими глазами называют – (кареглазым).
- Если глаза серые, человек – (сероглазый).
- Если глаза зелёные, человек – (зеленоглазый)
Глазик: Я предлагаю исполнить песню ……. Исполнение песни.
Ведущий: Ребята вы пели эту весёлую песенку не только голосом, но глазами, показывая своё настроение. Ведь всем дано известно, что глаза могут сказать много. Есть поговорка «Глаза – зеркало души». Но как это? Разве глаза могут говорить и общаться?
– Слово предоставляется второй подгруппе «Взгляд», которые помогут ответить на вопрос – что значить для человека глаза?
Врач-психотерапевт: Глаза это одно из важнейших средств общения, восприятие мира во всех его красках и, конечно же, показатель здоровья человека.
Можно научиться по взгляду, понимать внутреннее состояние, настроение другого человека и таким образом или оказать вовремя дружескую поддержку или избежать ненужного конфликта.
Исследуя роль взгляда, ребята приготовили задание для родителей «Узнай ребёнка по глазам».
Глазик: Смогут ли родители найти своих детей только по глазам.
На слайде высвечиваются только глаза ребёнка. Родители должны угадать своего.
Врач-психотерапевт: Ребята, родители тоже приготовили вам задание «Узнай мамины глаза».
Задание по группам: глаза, чьей мамы из вашей группы на экране.
На экране будут глаза только трёх мам.
Глазик: Ребята, научились ли вы по выражению лица и глаз определять, какое настроение у человека?
На экране показывают фотографии детей дошкольного возраста. Задание – определить психологическое состояние.
Врач-психотерапевт: Результаты выполненного здания показали…….
Я могу сделать вывод, что теперь ребята смогут воспользоваться своими психологическими знаниями в области общения с другими людьми.
Ведущий: Пришло время ответить на третьей вопрос «Как человек использует глаза?»
– Слово предоставляется третьей подгруппе «Гигиене».
Глазик трет глаз кулаком.
Врач-педиатр: Глазик, что ты делаешь? Нельзя так тереть глаз.
Глазик: Почему нельзя? Очень чешется.
Врач-педиатр: Это может быть признаком одного из глазных заболеваний.
– Ребята, какие заболевания глаз вы знаете? (Коньюктивит, ячмень).
Врач-педиатр рассказывает о признаках болезни коньюктеива и ячменя.
Глазик: Ребята, а вы знаете, как избежать подобных проблем с глазами?
Ответы детей.
Врач-педиатр: Вы всё верно сказали. Ребята, самое главное при первых признаках – зуд, раздражение, боль обязательно сообщите своим родителям и немедля идите на приём к врачу, который предложит вам методы лечения.
Глазик: В нынешний век техники и кибернетики. При многочасовом просмотре телевизоров и игры в компьютер большая нагрузка падает на глаза. К чему это может привести мы сейчас и покажем. Ребята показывают танец очкариков «Компьютер и очки».
Врач-педиатр: Играть на компьютере можно не более 15 минут, а потом делать перерыв на 2-3 часа.
Врач-офтольмолог: Помните, вы рассказывали про возможности зрачка наводить фокус? При нарушении зрения существую и такие заболевания как, дальнозоркость и близорукость.
Ответы детей сопровождаются репродукциями картин.
Врач-офтольмолог: Чтобы корректировать зрение люди носят очки.
Глазик: А как возникли очки?
Ответы детей: Давным-давно жил человек в стране Голландии и был он продавцом разных мелочей. У него было странное увлечение: он любил шлифовать стёкла. Брал обыкновенное стёклышко и обтёсывал его разными инструментами для резки и обработки стекла. Пока оно не становилось чистым и прозрачным. Так он научился делать различные линзы.
Врач-офтольмолог: Такие линзы вставлялись в оправу и получались – лупа, монокль, пенсне, лорнет, очки, бинокль, подзорная труба, микроскоп, телескоп.
– Но если люди лишенные возможность видеть – это слепые люди.
Ведущий: Во время работы над проектом ребята провел ряд экспериментов. Два, из которых вам сейчас представят.
Эксперемент № 1 – Приглашается один родитель и один ребёнок. Нужно зажмуриться, дойти до стула и взять один предмет и сесть на него. Задание выполняют одновременно ребёнок и родитель.
Вывод: Лишаясь возможности видеть, мы, двигаемся с трудом. Глаза – это наш проводник. Они помогают нам ориентироваться. А значит – их надо беречь.
Эксперемент № 2 – На занятиях по физической культуре мы выявили самого меткого из группы – это…..Он попадает в цель с … А вы можете бросить этот мячик с такого же расстояния.
Приглашается ребёнок из зала такого же возраста, и бросаем мяч в цель.
Вывод: Меткость это важное качество, которое может пригодиться в спорте, на охоте, на рыбалке, а так же в домашних делах.
Врач-педиатр: Как и всем частям тела – рукам, ногам, туловищу. Глазам тоже необходима зарядка. Ребята знаете ли вы упражнения полезные для глаз.
Ответы детей: Мы выполняем вот такие упражнения на каждом занятии.
Упражнение с шариками-глазами.
Глазик:
Гладит игрушечную кошку.
– А глаза животных отличаются от глаз человека?
Ответы детей: Мы изучали глаза не только человека, но и животных и пришли к интересным наблюдениям. Глаза рыбы отличаются от человеческих глаз, тем, что они не моргают. Их веки неподвижны.
– Глаза кошки и козы отличаются расположением зрачков. У кошки вертикально, у козы горизонтально.
– А способностью глаз хамелеона позавидует и человек. Он может ими так вращать, что получает информацию о том, что у него происходит не только впереди, но и за спиной и по сторонам.
– У людей тоже существуют особенности в разрезе глаз в зависимости от их национальности.
– Русские, вьетнамцы, чукчи. Их разрез глаз формировался много веков благодаря тем климатическим условиям, где они проживали.
3. Решение по итогам конференции. Заключительная часть.
Ведущий: Ребята постарались в полном объеме ответить на три интересующих их вопроса – что значит для человека глаза, как они устроены, как человек их использует?
Слово предоставляется экспертам для вынесения решения по итогам работы исслеовательско-творческой конференции.
Эксперты:
- Соблюдать технику безопасности в играх. Ежедневно делать гимнастику для глаз.
- В случае болевых признаков глаза сообщить своим родителям и немедля идти на приём к врачу, который предложит методы лечения.
- При общении с другим человеком обратить внимание на его выражение лица и глаз, чтобы оказать дружескую поддержку или избежать ненужного конфликта. Признать исслеовательско-творческоую работу подгрупп на конференции познавательно полезной и интересной. Работу врачей-специалистов профессиональной и грамотной.
Ребёнок: А что внутри моего уха?
Ведущий: На этот вопрос нужно снова искать ответ? Возможно это тема вашего следующего исследования?
А в заключении хочется сказать – «Смотрите на радугу жизни здоровыми глазами!»