Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • закрепить знания учащихся об имени существительном и имени прилагательном.

Развивающие:

  • развивать умение правильно  и точно использовать в речи имена существительные и прилагательные;
  • углубить знания о словах, обозначающих признаки предметов, об их  роли в нашей речи;
  • закрепить умения ставить вопросы к прилагательным, определять род, число, падеж;
  • развивать речь учащихся, их творческие способности;
  • формировать навыки грамотного письма и каллиграфии.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях чувство дружбы, товарищества и взаимопомощи, расширять кругозор, воображение.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Методы:

  • словесные (беседа)
  • наглядные
  • практические методы

Оборудование: магнитофон, медиапроектор (для просмотра презентации), сигнальные карточки.

Ход урока

1. Устная беседа

– Над какой большой темой мы работали на прошлых уроках?

– Имя прилагательное и имя существительное.

– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени существительном и имени прилагательном.

– Как вы думаете, почему мы объединили обе части речи  на одном уроке?

– Они согласуются в роде, числе и падеже.

– Дайте определение имени существительного, дайте определение имени прилагательного. А что вы знаете об имени прилагательном?

– Ребята, послушайте музыку и подумайте, где бы вы могли услышать эти звуки.

– В лесу.

– А почему?

– Совершенно верно это звуки леса. И сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес, где будем играть и отдыхать. Ведь лес это место  для отдыха.

2. Чистописание

. ес точно терем расписной лиловый, золотой, багряный…

– Какой буквы не хватает в первом слове?

– Буквы л (какой, заглавной или строчной?)

– Давайте запишем соединение заглавной и строчной буквы Лл.

– Назовите окончания прилагательных.

– -ый, -ой.

– В каком роде пишутся окончания -ый, -ой?

– В мужском роде.

– Запишите строчку, чередуя окончания -ой и -ый.

Учитель: Ребята, вот мы с вами и в лесу, но прежде, чем мы начнём играть, давайте познакомимся с теми кто в нём живёт.

3. Словарная работа.

– Я вам буду загадывать загадки, а вы записывайте словарные слова-отгадки вместе с подходящими по смыслу прилагательными.

За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Ответ – лиса.

Учитель: Лиса какая? Хитрая пушистая рыжая (выбрать одно прил.)

хитрая лиса

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь) 

большой косолапый бурый белый

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)

трусливый косой белый

Учитель: А теперь узнаем какие растения растут.

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.

Ответ – земляника.

душистая спелая красная

Никто не пугает, а вся дрожит.

Ответ – осина.

тонкая

Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет –
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с ...

Ответ – малина. 

ароматная спелая полезная лесная

В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет
На зубок он попадет.

Ответ – орех.

лесной грецкий круглый

Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.

Ответ – берёза.

белая стройная

Учитель: Определите род имён прилагательных  Какое вы знаете правило?

– Род имени прил. зависит от рода им. сущ.

– А теперь давайте просклоняем словосочетания белая берёза – 1 вариант, крепкий орех – 2 вариант.

И.п. (Что?) белая берёза,  крепкий орех
Р.п. (чего?) белой берёзы,  крепкого ореха
Д.п. (чему?) белой берёзе,  крепкому ореху
В. п. (что?0 белую берёзу, крепкий орех
Т. п. (чем?) белой берёзой, крепким орехом
П. п. (о чём?) о белой берёзе, о крепком орехе

4. Взаимопроверка работ.

– Ну вот мы с вами на опушке леса, на которой растёт берёзка.

– Ребята, посмотрите на берёзу.

– Скажите, в какое время года мы можем увидеть такое дерево?

– Зимой. А почему?  По каким признакам вы это определили?

Учитель: А давайте опишем,  как будет выглядеть берёза весной.

Устные ответы.

Учитель: Ребята, а теперь послушайте, как описал природу весной один ученик.

(Презентация. Слайд 1)

Наступила  весна. С  неба льются лучи  солнышка. Ручьи с  шумом несутся с гор. В воздухе уже поют птицы. Смолой пахнут почки.

– Вам понравился его рассказ?

– А почему? (Нет описания предметов и явлений – нет прилагательных, а прилагательные дают эмоциональную окраску предметам.)

А давайте мы с вами представим себя художниками, но не простыми, а словесными. И опишем весенний лес.

(Слайд 2)

5. Игра «Словесный художник»

– Ребята, у нас получился вот такой рассказ.

Наступила ранняя весна. С голубого неба льются лучи яркого солнышка. Ручьи с весёлым шумом несутся с гор. В чистом  воздухе уже поют птицы. Душистой смолой пахнут набухшие почки.

(Слайд 3)

– Выпишите из него словосочетания существительных и прилагательных и определите падежи, окончания. (Звучит музыка  А. Вивальди)

Проверка сигнальными карточками

– Молодцы, хорошо справились с заданием, посмотрите, на берёзке распустились  листочки.

6. Физминутка

На зарядку солнышко
Вызывает нас
Поднимаем руки мы
По команде «Раз»
А над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде «Два»

Я в лесу гуляю
Ноги поднимаю
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад!
Рвать не буду я цветы
Много будет красоты.

– Следующая наша игра:

7. Игра «Кто какой?»

Учитель: Ребята, животные и растения в лесу перепутали свои признаки, давайте поможем им разобраться в путанице. Запишите существительное с подходящим по смыслу прилагательным, определите род и выделите окончание.

(Слайд 4)

Белка          Пёстрая

Волк            Злой

Земляника   Съедобный

Гриб             Душистая

Ландыш        Ароматный

бабочка        Шустрая

Проверка сигнальными карточками.

– Ребята, мы помогли жителям леса и на берёзе распустились ещё листочки.

8. Подведение итогов

– Наша прогулка подходит к концу, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном и об имени прилагательном.

– Перед вами карточки с цифрами, если вы согласны с мои утверждением, то зачеркиваете номер вопроса, если не согласны – пропускаете. 

9. Зачёт-тест

  1. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет.
  2. Имя прилагательное отвечает на вопрос какой? какая? какое?
  3. Имя существительное изменяется по числам.
  4. Склонение – это изменение им. существительных по падежам.
  5. Имя существительное лес относится к 1 склонению.
  6. Имена прилагательные в предложениях всегда связаны с именем существительном.
  7. Прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя.
  8. Прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончание -ое.
  9. Прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончание -ой, -ий, -ый.

10. Итог урока

Учитель: Мы повторили все, что знаем о существительных и прилагательных. Вспомнили, что забыли. Давайте подведём итоги нашего урока.

– Как вы думаете, можно ли было сначала изучать тему «Прилагательное», а потом «Существительное»? Почему?

11. Оценивание учащихся. Домашнее задание