На протяжении многих лет углублённо работаю по теме “Воспитание нравственных чувств в процессе общения детей с природой”. В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные формы: различные акции, конкурсы, игры “Что, где, когда?”, экологические ринги. Предлагаю вниманию читателей один из экологических рингов.
Программные задачи
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.
- Уточнять представление детей о растительном и животном мире севера.
- Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций, загадки и вопросы. Поощрять независимую обоснованную позицию.
- Продолжать учить детей работать сообща, дать возможность ощущения радости поиска наилучших решений.
Словарная работа: активизация словаря – эколог, экология, юннат, Кольский полуостров, лось, подосиновик, сыроежки, малиновое, черничное, клубничное (варенье), морошка, зайцы – листопаднички.
Материал: эмблемы команд, шапочки для “птиц” и “ягод”, карточки с изображением животных и их следов, напоминающее знаки, реквизит для сценки, три кормушки с кормом. Ягоды для дегустации.
Предварительная работа:
- Чтение книг:
- “Край, который я люблю” А. Н. Кохичко.
- “Сорочьи тараторки” Н. Сладков.
- “С любовью к природе” Э. Н. Соловьёва.
- Сборники рассказов Чарушина и Скребицкого.
- Заучивание стихов:
- “Наши друзья” Г. Ладонщиков.
- “Берегите птиц зимой” Берестов.
- Наблюдения на прогулках за птицами и белками.
- Рассматривание картин и альбомов о природе
- Разучивание загадок, песен.
- Изготовление кормушек.
Ход урока
Ребёнок: | Ребёнок: |
У каждого листочка, У каждого ручья, Есть главное на свете – Есть родина своя. Для ивушки плакучей Нет реченьки милей, Для беленькой берёзки Опушки нет родней. |
Есть ветки у листочка, Овражек у ручья, У каждого на свете, Есть родина своя. Там, где мы родились, Где радостно живём, Края свои родные, Мы родиной зовём. |
Ведущий:
А мы с вами родились на севере, на Кольском полуострове и поэтому север- это наша маленькая Родина. И сейчас мы узнаем, как вы знакомы с природой своего родного края. Итак, мы начинаем игру “Знатоки родной природы”
I. Конкурс приветствий
Прошу капитанов представить свои команды.
Команда “Юный эколог”
Наш девиз – “Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!”
Команда “Юннаты”
Наш девиз – “У природы есть друзья, это мы, и ты, и я”.
А теперь команды поприветствуйте друг друга
Команда “Юный эколог”
“Соперник выходи на честный бой!
И пусть жюри рассудит нас с тобой.
Эколог – я, а ты - юннат,
Хранить природу каждый рад!”
Команда “Юннаты”
“Здравствуйте, дорогие участники и зрители!
Мы, юннаты - природы родной знатоки и любители.
Охраняем лес и его жителей,
И очень просим каждого из вас,
В любое время года всякий раз,
С добрым сердцем в лес входите,
Всё, что есть в нём – берегите!”
А теперь команды, поприветствуйте наше уважаемое жюри.
Команда “Юный эколог”
“Здравствуй, доброе и щедрое жюри,
От бумажек оторвись и посмотри:
Мы – экологи: хранители лесов, рек, озёр, кустарников, лугов.
По весне мы дружно в лес пойдём,
Все жестянки и стекляшки соберём.
Чтобы зайка в травке бегал смело,
Чтобы птичка в небе песни пела”.
Команда “Юннаты”
“Юннаты – народ весёлый.
Мы в лес отправляемся после школы,
Накормим белку, накормим синиц,
Снегирей и прочих птиц.
Жюри, посылаем мы вам привет!
Любите природу, живите сто лет”
Ведущий: спасибо, молодцы! А теперь команды займите свои места. А уважаемое жюри, оцените первый конкурс
II. Конкурс загадок
Ведущий:
“Белобокая сорока, прилетела из далёка,
Не сказала, где была.
Но зато, она, ребятки, интересные загадки
На хвосте нам принесла”
Команда “Юный эколог”
- На поляне возле ёлок дом построен из иголок.
- Ягода, не сладость, зато глазу - радость.
- Он в берете ярко-красном,
- Он большой и неуклюжий, спит зимой, не любит
стужи.
Он живёт в лесах, горах, на людей наводит страх.
Но уж мимо не пройдёт, если где увидит мёд (медведь)
За травой не виден он, а жильцов в нём миллион (муравейник)
И лесам – украшение, и снегирям – угощение (рябина)
В чёрной курточке атласной.
Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит (дятел)
Команда “Юннаты”
- За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя,
- Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
- У меня длинней иголки, чем у ёлки.
- Красногрудый, черноклювый любит зёрнышки
клевать.
С первым снегом на рябине, он появится опять (снегирь)
Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара (лиса)
Ходит смело и легко, рога раскинув высоко (лось, олень)
Очень прямо я росту в высоту,
Если я не на опушке – ветки только на макушке (сосна)
Оценки жюри
III. Конкурс “Птичья столовая”
Участвуют все дети, им раздаются шапочки с разноцветными кружками, соответствующие окраске птиц. Под музыку птицы летают, а по окончании музыки, слетаются, каждая к своей кормушке.
Снегири – красная шапочка – рябина.
Синицы – жёлтая шапочка – сало.
Воробьи – коричневая шапочка – хлебные крошки,
семечки.
Оценка жюри
Ведущий:
“Идёт в тайгу охотник, с собою прихватив два фотоаппарата и фотообъектив.
Он по лесу крадётся, напав на верный след.
И делает не выстрел, а делает портрет.
К нему ребята часто приходят посмотреть,
Какой кабан клыкастый, какой большой медведь!”
IV. Конкурс фотографов
Приглашаются по два участника от каждой команды
1. “Узнать животных по следу” (заяц, белка, лось – первая команда) (медведь, волк, лиса – вторая команда)
2. “Отобрать животных, живущих в наших северных лесах” (карточки – медведь, заяц, лиса, лось, олень, волк, тигр, лев, леопард, верблюд)
Оценка жюри
А теперь, честной народ, заводи-ка хоровод!
Музыкальная пауза “Хоровод в лесу”
V. Сладкий конкурс
Приглашаются к столу по три участника от каждой команды. Дети с закрытыми глазами определяют на вкус ягоды. (Брусника, черника, клубника – первая команда) (Клюква, малина, морошка – вторая команда)
Оценка жюри
VI. Блиц-конкурс.
За одну минуту нужно ответить на большее количество вопросов. На сколько вопросов ответите, столько и получите очков.
Команда “Юный эколог”
- Почему снегирю дано такое имя? (прилетает с первым снегом)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- Каких зайцев называют листопадничками? (рождаются осенью)
- Где раки зимуют? (под водой, под корягами)
- У какого дерева ствол белый? (берёза)
- Какая ягода бывает и красной, и белой, и чёрной? (смородина)
- Кровожадный хищник наших лесов? (волк)
Команда “Юннаты”
- Для чего птице хвост? (руль, держатся на дереве)
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
- Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц)
- Последняя ягода наших лесов? (клюква)
- Кто собирает грибы спиной? (ёж)
- Самое крупное животное наших лесов? (лось)
- Какие грибы растут под осинами? (подосиновики)
Оценки жюри
VII. Конкурс “Любители и нарушители”.
Ведущий: сейчас вы посмотрите небольшую сценку “Прогулка в лесу”. Будьте внимательны. Если заметите какие-либо нарушения в поведении героя, отмечайте их. В этом нам помогут напоминающие знаки. Победит та команда, которая не пропустит ни одного нарушения. Удачи вам!
Нарушения:
- Выбрасывает мусор в лесу.
- Разводит костёр.
- Забирает домой ежонка.
- Трогает яйца в гнезде.
- Сбивает ногой грибы.
- Громко играет музыка.
Оценка жюри
Ведущий:
“С песней праздник веселее,
Без неё нам жить нельзя,
Потому исполнить песню,
Приглашаю, вас, друзья!”
Исполняется песня “Помощники природы”
Ведущий:
Вот и закончилась наша игра, вы молодцы! Вы показали хорошие знания о природе родного края. А теперь окончательные итоги подведёт жюри.
Награждение команд. Круг почёта.