Урок преследует следующие цели:
Сформировать представление о
происхождении вулканов и гейзеров.
Воспитывать уважительное отношение к природе, умение правильно действовать в сейсмической зоне.
Актуальность урока в объединении двух уроков в одно целое: географии и основ безопасности жизнедеятельности, так как уровень интеграции содержит стадию перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.
Интегрированным урокам достигается систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на тему.
Урок является результатом тщательной подготовки учеников и учителей.
Для достижения целей на уроке используются следующие формы работы: групповая, индивидуальная: подготовка докладов, самостоятельное разгадывание кроссворда.
Были использованы следующие методы обучения:
– репродуктивный – для запоминания и
воспроизведения знаний;
– частично-поисковый – для развития
наблюдательности, самостоятельности мышления,
творческого подхода к делу;
– объяснительно – иллюстративный – для более
полного усвоения материала.
Этапы урока имеют логическую последовательность и плавную взаимосвязь. Межпредметная связь не только с ОБЖ, но и с литературой (стихотворение А. С. Пушкина), русским языком (объяснение написания новых слов, их значение), химией (опыт с калийной солью), изобразительным искусством (картина “Последний день Помпеи” К.П. Брюллов).
На уроке используется мультимедийное сопровождение, много наглядности, карта, иллюстрации разных вулканов, гейзеров, анимация о происхождении вулканов, фильм о действующих вулканах и гейзерах.
На занятии внедряются здоровьесберегающие принципы – дети садятся в группы по желанию, рекомендуем для эффективного проведения поставить урок по счету вторым– третьим в среду или в четверг. Материал лучше усваивается в хорошо проветренном и чистом кабинете. Урок для шестого класса, материал подобран в соответствии с возрастными особенностями.
Урок апробирован в 2008-2009 учебном году. Рекомендуем разработку использовать при изучении тем: “Вулканы. Гейзеры”, “Правила поведения в сейсмичной зоне”, Поведение у подножия гор с возможными Ч.С.
Тема: Вулканы. Горячие источники.
Цель урока: сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.
Задачи:
- Сформировать знания о вулканах и вулканических извержениях как опасных природных явлениях.
- На примере отдельных типов вулканов сформировать представления о разнообразии вулканических извержений и их возможных катастрофических последствиях для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Ход урока
1. Организационный момент – 5 минут.
2. Проверка домашнего задания – 10 минут.
Класс делится на две группы и отвечает на вопросы друг другу.
3. Изучение нового материала – 20 минут.
У.г. Проанализируйте “Сказку о самой большой в мире юрте”. Объясните, какие природные объекты и явления послужили основой для ее создания.
У. Самая большая юрта имеет форму юрты. Такую же форму, как и юрты из оленьих шкур. И топят их по “черному”. Дивным-давно здесь был дол. И жил в этом долу в обычной юрте из оленьих шкур богатый охотник Томгиргин. Ходил он на своих широких лыжах на охоту. И однажды забрел далеко-далеко за горные хребты и вышел к морю – океану.
Жил на берегу моря старый рыбак и была у него дочь Итатель, красавица писаная. Как увидел ее Томгиргин, так и влюбился, а влюбившись, жениться на ней захотел. Да только не отдавал ему рыбак дочь, ни в какую. Но в конце концов согласился, только условие поставил, по которому Томгиргин должен будет построить такую большую юрту, чтобы ее из-за горных хребтов с берега моря видно было.
Возвратился домой Томгиргин, задумался, как построить такую юрту. Из оленьих шкур построить: ветром ее такую высокую свалит, да и где столько шкур взять? Начал строить из камней. Долго строил, но построил на славу.
Отдал ему рыбак дочь, и поселился с ней Томгиргин в своей каменной юрте. Первым делом свадьбу сыграли. Очаг при этом так жарко растопили, что над юртой высоко в небо огненный столб взметнулся.
Теперь уже старые стали Томгиргин и Итатель. Но все равно, когда гостей принимают, очаг жарко топят. Золы тогда много выпадают и на нартах ездить плохо: очень уж полозья зола стачивает.
У.г. Итак, о чем эта сказка? Мы сегодня будем говорить о вулканах, о их происхождении, о гейзерах, о правилах поведения при извержении вулканах.
Эпиграфом нашего урока являются слова:
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхности дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.
Запишем в тетрадях число и тему урока.
Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот, почему он образуется, откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют, и многое другое вы узнаете на этом уроке.
У каждого лежат листочки с кроссвордами, слушая внимательно все что будет говориться, показываться на уроке вы отвечаете на вопросы и в конце занятия мы проверим вместе с вами.
А теперь поговорим о том, что вы уже знаете. Какие ассоциации вызывает у вас слово “вулкан”? А откуда к нам пришло название этого явления. Давайте послушаем сообщение.
У. Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубиться дым, кует оружие.
Самая главная кузнеца бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.
У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем переименован в Вулкан. По преданию он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на о. Вулкан в Пирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вызывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.
У.г. Итак, что же такое вулкан? Запишем с вами определение в тетрадь, учебник с, 86.
Какое строение имеет эта конусообразная гора, давайте посмотрим, послушаем и зарисуем в тетрадь. (Строение вулкана, фрагмент)
Итак, что такое кратер (большая чаша)– углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Конус – вулканическая гора, образовавшаяся застывшей лавой.
Магма – расплавленная масса глубинных зон Земли.
Лава – магма, излившаяся на поверхность.
Вулканы очень разнообразны. Некоторые из них извергаются часто, некоторые совсем редко.
К потухшим вулканам относят Эльбрус, Казбек. Действующих вулканов на Земле несколько сотен. О некоторых вулканах мы сейчас с вами узнаем. Начертите в тетрадях таблицу на странице 88 вашего учебника.
Сообщения (приложение 2)
В чем причина появления вулканов на Земле? (Вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т. е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.)
Посмотрите на рисунок как вы думаете, где будет больше вулканов– на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т. к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)
У.О. Предвестником извержения служат вулканические землетрясения. Специальные приборы регистрируют изменения наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением изменяются местное магнитное поле и состав вулканических газов. В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведут непрерывное наблюдение за вулканами, чтобы вовремя предупредить об их пробуждении.
Извержение вулкана столь губительно, что никакие достижения современной техники не могут уберечь человека. (Фильм)
Единственный способ спасения людей при извержении вулканов – эвакуация населения.
Что нужно сделать при заблаговременном оповещении об извержении вулкана? Подумайте в своих группах, какие меры нужно предпринять, если вы оказались при извержении вулкана.
Действия при заблаговременном оповещении об извержении вулкана.
УКРЫТИЕ
В населенном пункте:
– Включите телевизор, радио и послушайте сообщение и рекомендации.
– Закройте окна форточки, вентиляционные отверстия.
– Соберите необходимые вещи, документы, продукты и следуйте в укрытие.
Периодически выходите, сбрасывайте пепел с крыши, стряхивайте его с деревьев.
В непосредственной близости от вулкана:
– Защитите органы дыхания.
– Следуйте в укрытие или на возвышенное место.
Самой же большой опасностью остается “палящая туча”, от которой можно спастись лишь бегством. Эвакуацию населения производят при малейших признаках извержения, так как во время извержения вулкана она невозможна из-за отсутствия видимости. Самый надежный и безопасный способ уберечься от извержения вулкана – поселиться в отдалении от действующих вулканов.
У.Г. Вулканы и следующее явление природы, которые мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Послушайте определение и скажите, о каком явлении идет речь: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара (гейзер). (ФИЛЬМ).
Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать). Подумайте в своих группах, как можно использовать воду горячих источников, поделитесь своими вариантами. Энергия горячих источников используется, например, в Исландии, наКамчатке. Широко известны и целебные свойства термальных (горячих) вод. Термальных курортов много в Италии, есть они и в России, например в предгорьях Кавказа, на Алтае, на Камчатке.
4. Заключение – 5 минут.
Мы с вами сегодня познакомились с вулканами, гейзерами, правилами поведения при этом стихийном явлении. Весь урок вы заполняли кроссворд, отвечая на вопросы, а теперь мы проверим, на все ли вопросы вы ответили. (Приложение 3)
5. Рефлексия.
На каждую букву слова ВУЛКАН выразите свое отношение к сегодняшнему уроку.