Цель занятия:
Повышать уровень интеллектуального и речевого развития у детей с нарушением речи, формируя представления о времени средствами словесно-дидактических игр.
Задачи.
Коррекионные
- Способствовать формированию лексико-грамматических структур, объяснительной и доказательной речи.
- Совершенствовать словесно-логическое мышление.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.
Образовательные
- Обогащение и активизация словаря детей по теме “Временные представления”.
- Закреплять и углублять представления детей о частях суток, временах года, днях недели.
- Закрепить понятия “часы”, “стрелки”, “циферблат”, умение определять время по часам до целого часа.
- Продолжать учить решать задачи на логическое мышление, разгадывать ребусы.
- Формировать навык полных ответов на вопросы.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к занятиям в игровой соревновательной форме.
- Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
- Воспитывать интонационную выразительность речи.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
- Воспитывать у детей организованность, собранность, выдержанность.
Предварительная работа.
Воспитателя группы
- Использование дидактических игр на закрепление знаний о временах года, явлениях природы и об окружающих предметах.
- Использование игр на развитие логического внимания.
- Решение занимательных задач и вопросов, ребусов.
- Закрепление умения соотносить цифру с положением стрелок на циферблате.
- Использование художественного слова – стихотворных текстов о временах года, частях суток, днях недели с целью обогащения впечатлениями и приобщения к художественной литературе.
- Закрепление понятия “циферблат”, “часовая”, “минутная” стрелки.
- Разучивание с детьми стихотворных текстов с использованием мнемотехники с целью увеличения объёма памяти и знаний.
Совместная работа учителя-логопеда с воспитателем группы, которая осуществлялась путем
- Закрепления лексико-грамматических категорий.
- Уточнения и расширения словарного запаса.
- Построения сложных предложений.
- Отработка практических навыков словообразования и словоизменения.
Оборудование:
Эмблемы командам; флажки для судейства членам жюри; 2 мольберта; 2 маркера; карточки-символы для игры “Времена года”; картинки с изображением разных видов часов; плакаты с циферблатами часов для игры “Который час?”; рисунки-ребусы; аудио записи фоновой музыки; магнитофон; медали для награждения команд.
Ход занятия
Зал красочно оформлен. Жюри из 3 человек занимают свои места. Приготовлены флажки, присуждаемые командам за выполнение задания. Под музыку входят две команды: “Стрелочка” и “Минутка” - садятся на отведённые им места напротив друг друга. Ведущий представляет болельщикам команды и их капитанов.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Как приятно видеть вас, таких нарядных, весёлых, радостных. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы узнать, как вы, ребята, умеете отгадывать загадки, решать задачи. Посмотрим, какие вы ловкие,
внимательные, находчивые. Для того, чтобы команда победила, надо быть очень внимательными, не отвлекаться, следить за ответами товарищей, а также нельзя подсказывать игрокам другой команды.
Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в Царство времени. Все задания, которые предстоит решать командам, будут так или иначе касаться времени, будь то время суток, время года или просто время на часах.
Соревнование начнём с разминки. Капитанов команд прошу подойти к жюри и с помощью жеребьёвки определить, чья команда первой начнёт сегодняшнюю встречу.
Итак, задание для команды “Стрелочка”, слушайте и отгадывайте! Будьте, пожалуйста, внимательны!
Как называются сутки, в которых мы живём в настоящий момент? (Сегодня)
Назовите все части суток начиная с дня. (День, вечер, ночь, утро)
Если сегодня вторник, какой день был вчера? (Понедельник)
Задание для команды “Минутка”.
Как называются сутки, которые скоро наступят? (Завтра)
Какой день наступает раньше пятница или воскресенье? (Пятница)
Назовите все части суток начиная с ночи. (Ночь, утро, день, вечер)
Первое испытание закончено. Слово предоставляется членам нашего уважаемого жюри.
Жюри. За каждый правильный ответ команда получает по одному очку. Молодцы!
Ведущий. Следующее задание для капитанов команд. На доске зашифрованы слова в виде ребусов. Вы должны разгадать эти слова. За правильный ответ команда получает очко.
Ведущий. А теперь проверим, как наши дети знают пословицы о времени. Задача команд: вставить в пословицу недостающие слова.
Задание для команды “Минутка”.
- День да ночь….. (сутки прочь)
- Скучен день до вечера… (коли делать нечего)
- Время дороже… (золота)
- Аппетит проходит… (во время еды)
- Вчерашнего дня… (не воротишь)
Задание для команды “Стрелочка”.
- Завтраками меня… (не корми)
- Много дней впереди… (много и позади)
- Не откладывай на завтра то… (что можно сделать сегодня)
- Время ни за какие … (деньги не купишь)
- Потеряешь минуту…. (потеряешь час)
Молодцы, ребята! И с этим заданием обе команды справились успешно. Подвести итоги двух предыдущих конкурсов попросим членов нашего уважаемого жюри.
Ведущий. Следующее задание командное.
Дети выстраиваются в командах друг за другом. У каждой команды по 2 большие карточки – символа (например: зима - весна или лето - осень). Каждый игрок по очереди бежит к противоположно стоящему столу и берёт маленькую карточку, которая подходит к его времени года. Например: снежинки, снеговик, шуба, теплая шапка, санки – это зима, а желтый лист, зонтик, спелый виноград, плащ-дождевик, грибы – это осень. Выигрывает та команда, которая первой правильно соберёт все свои карточки.
Ведущий. А сейчас вниманию команд будут предложены необычные задачи.
Итак, задачи для команды “Стрелочка”:
Саша приехал на дачу в четверг, а его сестра на один день раньше. В какой день приехала Катя? (В среду) Кто из детей был на даче дольше, если вернулись они домой вместе? (Катя)
Ане 5 лет, а Тима младше её на 2 года. Сколько лет Тиме? (3 года)
Чиполлино капал грядки 2 дня. Начал он работу в четверг. Когда закончил работу Чиполлино? (В пятницу)
А теперь задачи для команды “Минутка”:
Встретились две подружки. Одна из них говорит: “Я вчера в четверг, ходила на каток”, - “А я пойду завтра”, - ответила другая. В какой день недели встретились подружки? (В пятницу) Когда другая девочка пойдёт на каток? (В субботу)
Даше 7 лет, а Надя старше её на 2 года. Сколько лет Наде? (9 лет)
Золушка шила платье с понедельника по среду. Сколько дней работала Золушка? (3 дня)
Ведущий. Слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
Переходим к следующему заданию. Перед вами рисунки с изображением различных часов. Ваша задача назвать, что это за часы?
Каждой команде предлагается по 5 картинок с часами.
Команде “Стрелочка”: солнечные, электронные, огневые, карманные, часы – петух.
Команде “Минутка”: водяные, песочные, цветочные, механические, наручные.
Музыкальная пауза. Дети приглашают гостей на общий танец.
Ведущий. Следующее задание будет называться “Что не так?”. Каждой команде нужно будет сказать, что неправильно в предложении и предложить правильный вариант.
Предложения для команды “Минутка”:
Летом замерзают реки.
Весной птицы улетают на юг.
Зимой опадают листья.
Осенью журчат ручьи.
Летом идёт снег.
Зимой солнце греет жарко.
Осенью распускаются подснежники.
Предложения для команды “Стрелочка”:
Летом воет метель.
Весной звери готовятся к зиме.
Зимой вода в реке тёплая.
Осенью на крышах домов сосульки.
Летом люди надевают шубы.
Весной люди собирают урожай.
Осенью катаемся на лыжах.
Ведущий. Слово предоставляется членам нашего уважаемого жюри.
А сейчас мы посмотрим, как наши дети научились определять время по часам.
На мольберт помещается плакат с изображением нескольких циферблатов, на которых показано разное время с точностью до целого часа. А внизу под циферблатами в ряд нарисованы цифры. Задача игроков каждой из команд по очереди добежать до мольберта и линией соединить один из циферблатов с цифрой, которая соответствует данному времени.
Ведущий. А закончим мы нашу сегодняшнюю встречу поэтическим конкурсом, в котором участвуют обе команды. Дети расскажут стихи о времени.
По желанию дети выходят и читают стихи, “зарабатывают” очки для своей команды.
Ведущий. Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Сейчас мы узнаем счёт. Но кто бы не победил в этом конкурсе, мы можем с уверенностью сказать, что победила дружба, смекалка и находчивость. Для объявления счёта слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
Жюри торжественно объявляют победителя конкурса (или объявляют ничейный результат). Все участники получают памятные призы.