1. Место данного урока в теме, разделе курсе.
Данный урок является заключительным в теме “Методы решения тригонометрических уравнений”. На изучение этой темы в программе отводится 12 часов.
2. Связь с предыдущими уроками, темами, на что в них опирается.
На данном уроке используются знания учащихся по всем темам тригонометрии. (30 ч.)
3. Влияние этого урока на последующие уроки, темы.
Урок является основополагающим в данной теме: на нем демонстрируются различные способы решения тригонометрических уравнений, ведется подготовка к контрольной работе.
4. Учет реальных возможностей учащихся класса, уровня его воспитанности, развития, интересов, склонностей.
Состав класса разнороден: 10% учащихся имеют высокий уровень развития интеллектуальных способностей и учебной мотивации; 45% хорошо усваивают учебный материал. Однако некоторые ученики имеют пробелы в знаниях за курс основной школы, поэтому испытывают затруднения в усвоении отдельных тем. Адаптационный процесс к условиям обучения в МРТК проходит в соответствии с нормой. Вместе с тем, у некоторых студентов завышена самооценка (20%), у других есть желание иметь высокий балл, но нет желания прикладывать к этому какие-либо усилия (20%).
5. Специфика урока, его тип.
Урок систематизации знаний, отработки умений и навыков учащихся.
6. Какие задачи будут решаться на уроке?
1) Отработка навыков решения
тригонометрических уравнений различными
способами посредством включения учащихся в
самостоятельную познавательную деятельность.
2) Воспитание самостоятельности и
ответственности за качество своих знаний.
3) Развитие умений анализировать, составлять план
или алгоритм учебных действий, развитие навыков
самоконтроля.
7. Структура урока, его рациональность.
Урок состоит из следующих этапов:
- постановка цели, мотивация учащихся;
- обобщение и систематизация знаний, отработка навыков решения тригонометрических уравнений различными способами;
- подведение итогов урока, задание на дом.
8. Методы осуществления задач урока.
Методы самостоятельной познавательной деятельности являются ведущими в осуществлении задач урока. В ходе урока планируется проведение различных видов самостоятельных работ: проверочной, тренировочной по отработке и совершенствованию навыков.
9. Формы работы: Коллективные, групповые , индивидуальные, разноуровневые.
10. Средства, которые будут использованы на уроке.
- Ноутбук,
- проектор,
- экран.
План-конспект урока
Цели:
- обобщить знания и отработать навыки решения тригонометрических уравнений различными способами посредством включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, подготовить учащихся к выполнению контрольной работы по данной теме;
- способствовать воспитанию самостоятельности и ответственности обучающихся за качество своих знаний;
- создать условия для развития навыков самоконтроля, умений анализировать, составлять план или алгоритм учебных действий.
ХОД УРОКА
Мотивационная беседа
Сегодня у нас заключительный урок по теме “Решение простейших тригонометрических уравнений”. Повторяем, обобщаем, приводим в систему приемы решения простейших тригонометрических уравнений, составляя план или алгоритм учебных действий.
Перед вами стоит задача – показать свои знания и умения по решению данных уравнений.
Проверка домашнего задания. Ребята, дома вы должны были решить тригонометрические уравнения. (Cамопроверка)
Подведение итогов: Большинство справились с домашним заданием.
Для закрепления темы, по решению простейшых тригонометрических уравнений предлагаю самостоятельную работу на два варианта с взаимопроверкой.
№ |
Уравнение |
Ответы |
||||
I вариант |
II вариант |
А |
Б |
В |
Г |
|
1 |
sin(2p -x)=1 |
sin(x-2p )=0 |
||||
2 |
cos4x=0.5 |
cos2x= |
||||
3 |
tg(x-4p )=1 |
tg(4p -x)=1 |
Ответ:
I вариант – 1-б; 2-а; 3-г.
II вариант – 1-г; 2-в; 3-а.
Актуализация опорных знаний
Вспомните, какие методы решения тригонометрических уравнений вы знаете. Назовите их.
Ответ: приведение к квадратному, однородные, понижение порядка, замена суммы произведением, с помощью универсальной подстановки.
Устно: среди уравнений (слайд 5; 6)
- 2sin2x - 5cos2x = 3sinxcosx
- sin2x + cos22x = 3/2.
- cosx·sin7x = cos3x·sin5x,
- sin2x - 2sinx – 3 = 0,
- 2 cosx – sinx = 0,
- sinx + sin3x = sin5x – sinx,
- sinx – sin2x + sin3x – sin4x = 0,
- 3sin2x + 2cos2x +2 cosx = 0,
- sin2x - V3/3 sin2x = cos2x, выбрать те, которые решаются:
а) заменой переменной; (4;8)
б) приведением к квадратному; (4; 8)
в) делением на старшую степень синуса или косинуса, т. е. как однородные; ((1; 5; 9)
г) понижением степени; (2)
д) с помощью формул суммы или разности; (6; 7)
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Поэтому сегодня будем не наблюдать, а большую часть урока работать самостоятельно. (Слайд 7)
2. Фронтальная письменная работа с классом решения уравнений по алгоритму.
Задание: Метод замены переменной | Алгоритм решения | Конкретные шаги решения | Базовые знания |
Сos 2x – sin 2x – cos x = 0 | 1. Привести к одной функции. 2. Привести подобные слагаемые. 3. Ввести новую переменную и решить квадратное уравнение. 4. Решить простейшее уравнение. |
1. cos 2x-(1-cos 2x)-cos x = 0 2.
cos 2 x -1+cos 2x-cos x =0 3. Пусть cos x = z, 2z 2-z-1=0, 4. cos x = 1, отсюда x=2пn |
1. Основное тригонометрическое
тождество sin 2 x +cos 2x = 1 2. При приведении подобных слагаемых складываем коэффициенты. 3. Решение квадратного уравнения ax2+bx+c=0 4. Решение простейших уравнений. cоs x =a |
1-й ряд (низкий уровень) решают первый пример по разобранному алгоритму.
2-й и 3-й ряды (средний и высокий) составляют алгоритм решения самостоятельно и сверяют с доской, где работают два студента.
3 Дифференцированная самостоятельная работа в группах по решению уравнения разными способами.
Город Мирный - столица алмазного края. Ваши родители работают в алмазодобывающей компании, вы учитесь в МРТК и готовитесь стать специалистами для работы в компании Алроса. И поэтому наше следующее задание будет связано с алмазами.
КРОССВОРД
1. Денуар” —
2. “Кохинор” —
3. “Орлов” —
4. “Шах”
5. Виктория —
6. Грибоедов А.С.
7. Екатерина II —
8. Великобритания —
9. Индия —
10. Персия —
11. Россия —
Масса:
12. 0,2 —
13. 53 —
14. 89 —
15. 109 —
16. 400 —
2 карточка
1. Масса драгоценных камней измеряется каратами. 1 карат – 0,2 г.
2. Алмазы, имеющие массу более 53 карат получают собственные номера.
3. Наиболее крупные драгоценные камни хранятся в Алмазном фонде страны, расположенном в Московском Кремле.
4. Одним из самых замечательных бриллиантов является алмаз “ШАХ ”.
5. имеющий массу около 89 карат.
6. Он был найден в Индии затем попал в Персию, а в 1829 году был привезён в Россию.
7. В качестве выкупа за смерть Грибоедова.
8. В Алмазном фонде хранится ещё один знаменитый бриллиант, называемый ныне Денуар.
9. Он также был найден в Индии в XVII веке.
10. И имел около 400 карат.
11. После огранки бриллиант получил имя “ Кохинор”- “Море света”. Алмаз неоднократно похищался, попадал в разные страны и к разным правителям.
12. В 1773 году его приобрёл фаворит Екатерины 2 граф Григорий Орлов в дар императрице.
13. Имя алмаза было заменено на Орлов.
Бриллиант был вставлен в Российский державный скипетр.
Вывод: С решением кроссворда справились хорошо. За работу на уроке получили 6 студентов оценку “5” , 15 студентов оценку “4”.
IV. Подведение итогов урока.
А.Энштейн говорил так: “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, важнее. Политика только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”.
Вывод:
- обобщили знания и отработали навыки решения тригонометрических уравнений различными способами, подготовились к выполнению контрольной работы по данной теме;
- развили чувство самостоятельности и ответственности за качество своих знаний;
- развили навыки самоконтроля, умений анализировать, составлять план или алгоритм учебных действий;
- получили интересную дополнительную информацию об алмазах.
Оценивание:
За работу у доски:
За активное участие на уроке:
V. Задание на дом.
Мы замечательно поработали. Те навыки, которые вы получили на уроке, помогут нам в дальнейшей работе. А чтобы вы их не потеряли, но продолжили развивать, выполните дома следующие задания.
Домашнее задание.
“Алгебра и начала анализа” ч. 2 Задачник под ред. А.Г.Мордковича. Стр.53 № 356 (а, б) 3 363 (в, г).