Времена Российской империи. Петр Великий. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Цели урока:

Линия 1 - овладение картиной мира: познакомить учащихся с переломным моментом в истории государства - становлением России как империи, сопровождающимся коренным преобразованием во всех сферах жизни общества.

Линия 2 - чувственно-эмоциональное отношение к миру: создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности. Дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I с точки зрения “цены” преобразований.

Основная мысль урока: Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы и морскую державу.

Основные понятия: времена Российской империи, империя, Академия наук.

План урока

1. Постановка проблемы: зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?

2. Версии учащихся, актуализация знаний.

3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

А - Укрепление Российского государства.

Б - Выход России к Балтийскому морю.

4. Выражение решения проблемы.

5. Применение нового знания.

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Постановка проблемы.

- Знаете ли вы, какой город изображён на этих снимках? Кто из вас бывал в Санкт-Петербурге? Чем вам запомнился этот город? (Слайд 2)

- Россия владела устьем Невы 800 лет. Всё это время здесь было только болото. (Слайд 3) Но в начале 18 века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург - город-порт, новая столица России. Какое противоречие вы заметили? Какой вопрос возникает в связи с этим противоречием? (Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?)

2. Версии учащихся, актуализация знаний.

- Представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства? Оно может произойти просто так, без значимой причины?

- При царе Петре I, в начале 18 века произошло такое серьёзное событие! Будем искать его причины. Посмотрите на “реку времени” российской истории. (Слайд 4)

- Что вы видите на рубеже 17-18 веков? (Река ударяется о камень “Преобразования Петра I” и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства.)

- Верно. Одно из таких преобразований вы уже знаете - возведение новой столицы России. Но мы так и не выяснили, зачем царь Пётр I это сделал?

(Слайд 5) Были ли другие преобразования?

- Посмотрите на карту России 16-17 веков. Река Нева впадает в Балтийское море. Зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы? (Слайд 6)

Основные вопросы: 

- Зачем нужны были преобразования?

- Какие преобразования проведены?

- Был ли завоёван выход к Балтийскому морю?

3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

А - Укрепление Российского государства

Учащиеся читают текст учебника на стр. 66-67 и отвечают на вопросы.

(Слайд 7)

- Почему Пётр 1 начинает преобразования в стране?

- В каких сферах жизни общества были проведены преобразования (реформы)?

- Создание регулярной армии, Организация и работа металлургических заводов -мануфактур, строительство флота, открытие школ, печатание книг и газет.

- Окрепло ли Российское государство в результате реформ Петра I?

По мере поиска ответов на данные вопросы, по гиперссылке открываются слайды 8-12 (гиперссылки на самих текстах-заголовках).

- Хотели бы вы попасть и жить во времена правления Петра I?

Б - Выход России к Балтийскому морю.

- Вспомните свои версии - для чего - Вспомните свои версии - для чего Пётр I приказал построить флот и укрепить армию? Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I?

(Слайд 13) Когда строился Петербург, Карл XII говорил: “Пусть русские строят город, а жить в нем будем мы”. Но история доказала, что это не так. Шведский король хотел дать решительный бой Петру. Карл XII в 1709 году осадил Полтаву и здесь решил разбить русские войска.

(Слайд14) - расстановка сил перед Полтавской битвой.

Показ анимационного фильма “Полтава”.

(Слайд 15)

Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор - и враг бежит...

- Много шведских командиров и генералов было взято в плен. А после боя Петр пригласил их к себе на пир в палатку и вернул им сабли. “Вы - мне учителя! - сказал он. -Вы научили меня сражаться”. “И за учителей своих заздравный кубок подымает!” - так об этом пишет А.С. Пушкин в своей поэме “Полтава”.

(Слайд 16) Полтавская победа превратила Россию в морскую державу - теперь она имела выход к морю и свой флот на Балтийском море.

(Слайд 17) Андреевский флаг, который поднимали на военных кораблях России, приобрёл новый смысл: четыре конца креста стали символизировать четыре моря, к которым Россия имела выходы - Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское.

(Слайд 18) Успехи на суше необходимо было закрепить победами на море. За годы реформ Петр создал внушительный флот. В 1713 г. русская армия одержала ряд побед в

Финляндии, принадлежавшей Швеции. Для дальнейших боевых действий нужно было доставить войска по морю на север страны.

(Слайд 19-20)

- Летом эскадра под командованием Петра и Апраксина двинулась в Або.

Шведы, опасавшиеся усиления русской армии в Финляндии решили перехватить русские суда у мыса Гангут.

Петр, опасавшийся столкновения со шведами решил перетащить корабли в самом узком месте полуострова. Шведы, узнав об этом, двинулись навстречу русской эскадры, но ветер на море неожиданно стих и они остановились. Петр воспользовался тем, что русские суда были гребными обошел шведов и, обогнув Гангут, воссоединил эскадру.

Петр построил русские корабли в 2 линии, причем 2-ю - в виде полумесяца. Шведы, прорвав 1-ю линию, оказались в ловушке. Шведская эскадра была уничтожена.

- Как вы думаете, за что подданные называли своего царя Петра I “Отцом Отечества”? опираясь на текст, найдите на странице 69, как изменилось название Российского государства после победы над Швецией? (Слайд 21)

4. Выражение решения проблемы.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Слайд 22) Работа по вопросам, обозначенным на слайде.

- Пётр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события - создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы.

5. Применение нового знания. (Слайд 23)

- Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

6. Итог урока.

- Оцените свою работу на уроке. Что показалось для вас трудным? Непонятным? Интересным?

7. Домашнее задание.

1. Учебник: с.66-69.

  1. Вопросы 1-5 (с. 69).
  2. Рабочая тетрадь - с.31-32, № 1, 2, 3.

4. Подготовить материал о детстве Петра I.

Приложение