Цели урока:
Линия 1 - овладение картиной мира: познакомить учащихся с переломным моментом в истории государства - становлением России как империи, сопровождающимся коренным преобразованием во всех сферах жизни общества.
Линия 2 - чувственно-эмоциональное отношение к миру: создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности. Дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I с точки зрения “цены” преобразований.
Основная мысль урока: Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы и морскую державу.
Основные понятия: времена Российской империи, империя, Академия наук.
План урока
1. Постановка проблемы: зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?
2. Версии учащихся, актуализация знаний.
3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
А - Укрепление Российского государства.
Б - Выход России к Балтийскому морю.
4. Выражение решения проблемы.
5. Применение нового знания.
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Постановка проблемы.
- Знаете ли вы, какой город изображён на этих снимках? Кто из вас бывал в Санкт-Петербурге? Чем вам запомнился этот город? (Слайд 2)
- Россия владела устьем Невы 800 лет. Всё это время здесь было только болото. (Слайд 3) Но в начале 18 века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург - город-порт, новая столица России. Какое противоречие вы заметили? Какой вопрос возникает в связи с этим противоречием? (Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?)
2. Версии учащихся, актуализация знаний.
- Представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства? Оно может произойти просто так, без значимой причины?
- При царе Петре I, в начале 18 века произошло такое серьёзное событие! Будем искать его причины. Посмотрите на “реку времени” российской истории. (Слайд 4)
- Что вы видите на рубеже 17-18 веков? (Река ударяется о камень “Преобразования Петра I” и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства.)
- Верно. Одно из таких преобразований вы уже знаете - возведение новой столицы России. Но мы так и не выяснили, зачем царь Пётр I это сделал?
(Слайд 5) Были ли другие преобразования?
- Посмотрите на карту России 16-17 веков. Река Нева впадает в Балтийское море. Зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы? (Слайд 6)
Основные вопросы:
- Зачем нужны были преобразования?
- Какие преобразования проведены?
- Был ли завоёван выход к Балтийскому морю?
3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
А - Укрепление Российского государства
Учащиеся читают текст учебника на стр. 66-67 и отвечают на вопросы.
(Слайд 7)
- Почему Пётр 1 начинает преобразования в стране?
- В каких сферах жизни общества были проведены преобразования (реформы)?
- Создание регулярной армии, Организация и работа металлургических заводов -мануфактур, строительство флота, открытие школ, печатание книг и газет.
- Окрепло ли Российское государство в результате реформ Петра I?
По мере поиска ответов на данные вопросы, по гиперссылке открываются слайды 8-12 (гиперссылки на самих текстах-заголовках).
- Хотели бы вы попасть и жить во времена правления Петра I?
Б - Выход России к Балтийскому морю.
- Вспомните свои версии - для чего - Вспомните свои версии - для чего Пётр I приказал построить флот и укрепить армию? Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I?
(Слайд 13) Когда строился Петербург, Карл XII говорил: “Пусть русские строят город, а жить в нем будем мы”. Но история доказала, что это не так. Шведский король хотел дать решительный бой Петру. Карл XII в 1709 году осадил Полтаву и здесь решил разбить русские войска.
(Слайд14) - расстановка сил перед Полтавской битвой.
Показ анимационного фильма “Полтава”.
(Слайд 15)
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор - и враг бежит...
- Много шведских командиров и генералов было взято в плен. А после боя Петр пригласил их к себе на пир в палатку и вернул им сабли. “Вы - мне учителя! - сказал он. -Вы научили меня сражаться”. “И за учителей своих заздравный кубок подымает!” - так об этом пишет А.С. Пушкин в своей поэме “Полтава”.
(Слайд 16) Полтавская победа превратила Россию в морскую державу - теперь она имела выход к морю и свой флот на Балтийском море.
(Слайд 17) Андреевский флаг, который поднимали на военных кораблях России, приобрёл новый смысл: четыре конца креста стали символизировать четыре моря, к которым Россия имела выходы - Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское.
(Слайд 18) Успехи на суше необходимо было закрепить победами на море. За годы реформ Петр создал внушительный флот. В 1713 г. русская армия одержала ряд побед в
Финляндии, принадлежавшей Швеции. Для дальнейших боевых действий нужно было доставить войска по морю на север страны.
(Слайд 19-20)
- Летом эскадра под командованием Петра и Апраксина двинулась в Або.
Шведы, опасавшиеся усиления русской армии в Финляндии решили перехватить русские суда у мыса Гангут.
Петр, опасавшийся столкновения со шведами решил перетащить корабли в самом узком месте полуострова. Шведы, узнав об этом, двинулись навстречу русской эскадры, но ветер на море неожиданно стих и они остановились. Петр воспользовался тем, что русские суда были гребными обошел шведов и, обогнув Гангут, воссоединил эскадру.
Петр построил русские корабли в 2 линии, причем 2-ю - в виде полумесяца. Шведы, прорвав 1-ю линию, оказались в ловушке. Шведская эскадра была уничтожена.
- Как вы думаете, за что подданные называли своего царя Петра I “Отцом Отечества”? опираясь на текст, найдите на странице 69, как изменилось название Российского государства после победы над Швецией? (Слайд 21)
4. Выражение решения проблемы.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Слайд 22) Работа по вопросам, обозначенным на слайде.
- Пётр I переносит столицу в Санкт-Петербург, так как именно на северо-западе России во времена Петра происходят важнейшие государственные события - создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы.
5. Применение нового знания. (Слайд 23)
- Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?
6. Итог урока.
- Оцените свою работу на уроке. Что показалось для вас трудным? Непонятным? Интересным?
7. Домашнее задание.
1. Учебник: с.66-69.
- Вопросы 1-5 (с. 69).
- Рабочая тетрадь - с.31-32, № 1, 2, 3.
4. Подготовить материал о детстве Петра I.