Тип урока: Комбинированный.
Технология: Личностно-ориентированная; работа в парах, группах.
Цели:
- Формирование целостного взгляда на мир и место человека в нём.
- Развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности.
- Воспитание экологической, информационной культуры.
Задачи:
- Сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использования; с полезными ископаемыми, которые добываются в родном крае, показать важность рационального их использования;
- Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, делать выводы, умения читать карту, пользоваться условными знаками наиболее распространённых полезных ископаемых;
- Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии геолога.
Оборудование: Географическая карта России, карта Ростовской области, полезные ископаемые (нефть, железо, графит, апатит, медь), толковый словарь, энциклопедия, кроссворд, компьютер, индивидуальные карточки для фиксации выводов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети:
Всем говорю я здравствуй,
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нём вы и я!
Учитель:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь,
С усердием трудитесь!
II. Актуализация знаний.
– Прежде чем мы приступим к новой теме, проверим, как вы усвоили предыдущий материал.
Тест:
-
Горные породы состоят:
а) из минералов;
б) из зёрен. -
Грифель карандаша сделан:
а) из слюды;
б) графита;
в) кварца;
г) гипса. -
Самый твёрдый природный минерал:
а) топаз;
б) алмаз;
в) золото;
г) корунд. -
Песок – это разновидность минерала:
а) кварца;
б) слюды;
в) гипса;
г) апатита. -
Минерал, который называют камнем плодородия:
а) алмаз;
б) апатит;
в) кальцит;
г) гипс. -
Поваренная соль – это минерал:
а) графит;
б) слюда;
в) галит;
г) рубин.
(Самопроверка (запись на доске):1-а, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-в)
III. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса.
– Где можно встретить такие значки? (на физической карте в условных обозначениях)
– Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.
– Как в условных обозначениях называются эти значки? (полезные ископаемые)
(на доске вывешивается ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ )
– Это тема нашего урока.
– Что бы вы хотели узнать по этой теме?
(дети называют вопросы, учитель вывешивает их рядом с темой:
- что называют ископаемым?
- почему они полезные?
- какие бывают полезные ископаемые?
- как находят полезные ископаемые? Кто их находит?
- как добывают полезные ископаемые?
- какие полезные ископаемые есть в нашем крае?
- какие свойства использует человек? (домашнее задание)
По мере нахождения ответа на вопрос, он убирается с доски, оставшийся вопрос – домашнее задание)
IV. Работа по теме урока.
«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.»
Р. Декарт
– Как можно что-то исследовать? Какими методами? (как можно получить информацию?)
(ответы детей- попутно вывешиваются картинки: Наблюдать (глаз); прочитать (книга); спросить у кого-то (дети спрашивают у взрослого); поиск в Интернете (компьютер); позвонить другу (телефон); телепередачи (телевизор); Подумать – «я знаю!» (!))
1. – Найдём ответ на вопрос «что такое ископаемое?» Выберите метод при помощи которого вы будете добывать информацию. Свои выводы запишите в карточке для фиксации результатов (Приложение 2).
(работа в парах.)
– Группа выбирает метод исследования: знаю, спросить , позвонить, в словаре, в учебнике.
(Выводы – на листочках, которые будут служить планом для сообщения по теме – по типу деформированного текста)
2. – Вопрос «почему они полезные? Могут ли они быть бесполезными?»
(предположения учащихся. Подтверждение догадок на стр. 89 учебника самостоятельно)
Работа с картой. Нахождение залежей различных полезных ископаемых.
3. – Следующий вопрос, на который мы должны найти ответ- «Как находят полезные ископаемые? Кто их находит?». Обратимся к методу исследования – спроси у кого-нибудь.
– Специалистов в этой области готовят в учебных заведениях. В нашем областном центре в г.Ростове на Дону есть Южный Федеральный Университет, в него входят несколько вузов, в том числе «Геолого-географический факультет», где готовят геологов и географов. Рассмотрим этимологию слова геология: древнегреческое гео- Земля, земная кора… и логия- понятие, учение. Геология- наука о составе, строении земной коры и более глубоких недр Земли, а также о размещении в земной коре полезных ископаемых.
(домашняя заготовка) Сегодня у нас гость. Конечно же это наша ученица Светлана, но сейчас она сыграет роль – роль бывалого геолога, а вы из её рассказа выделите главную мысль.
Рассказ геолога:
Я – геолог, специалист по геологии. А геология – наука о том, как ищут полезные ископаемые. В недрах Земли есть нефть, уголь, руды металлов, строительные материалы и драгоценные камни, вода.
Настоящему разведчику земных недр нужны немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Главный закон жизни геологов –дружба, взаимовыручка.
Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь заглянуть в глубь Земли помогают сложные приборы. К услугам геологов самолёт, вездеход, многие расчёты выполняет компьютер и другие сложные приборы.
Наука геология очень сложна. Геологу нужно знать физику и химию, географию и биологию, математику и историю. Нужно уметь работать с микроскопом, уметь составлять схемы, таблицы, карты.
В результате долгой, кропотливой работы многих людей рождается вывод: где лежит нужный минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться.
Ещё изучены не все недра нашей необъятной страны.
Физкультминутка.
– Я называю слова, если вы услышали название полезного ископаемого – хлопаете, другие вещества (неживой природы) – топаете, предметы живой природы –приседаете:
Торф, уголь, лес, нефть, молоко, вода, лёд, птицы, железная руда, графит, иней, соль, кирпич.
4. – Вернёмся к кроссворду. Что объединяет все эти слова? (полезные ископаемые) Метод исследования – Я знаю!
– Какое ископаемое из этих «лишнее»? (нефть)
– Почему? (жидкость)
– Какие бывают полезные ископаемые? (Твёрдые и жидкие)
– Распределите названия полезных ископаемых на группы:
Мрамор, нефть, песок, уголь, газ, вода, кварцит.
– Что вы заметили? (групп три)
– Кроме твёрдых и жидких какие ещё бывают ископаемые? (газ)
Задание в тетради (самостоятельно) – №12 (заполни схему), проверка в парах.
5. Ещё нас интересует вопрос: «Как добывают полезные ископаемые?» Метод исследования – помощь компьютера.
– Предлагаю вам посмотреть на монитор компьютера (можете в своих листках делать пометки)
Презентация «Добыча полезных ископаемых» (Приложение 1)
Задание в тетради №15
– Какие экологические проблемы могут возникнуть? (при разработке, добыче, перевозке)
6. Какие полезные ископаемые есть в нашем крае? Метод исследования – личный опыт, наблюдения.
– Чтобы ответить на этот вопрос предлагаем посмотреть небольшую сценку из истории, события которые происходили на Дону около полувека назад
История открытия каменного угля в Ростовской области. (Из предания.)
Стояла холодная весна 1696 года. Недалеко от города Черкасска расположились русские войска, готовясь к штурму крепости Азов. Каждую ночь пылали тысячи костров. Камыш, валежник – всё шло в огонь. У одного огня грелся Пётр 1. Подошедшие казаки принесли куски чёрного камня и бросили в огонь, отчего через некоторое время он запылал ещё жарче. Увидев это Пётр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет!»
– О каком чёрном камне шла речь в рассказе? (уголь).
Почти сто лет спустя (в 1721 году) после этих событий на Дону было обнаружено много месторождений каменного угля.
– Какие ещё полезные ископаемые добывают в нашем крае?
- Месторождения природного газа (Каменское, Азовское месторождения)
- Фосфориты- сырьё для производства удобрений (Вёшенский район)
- Кварцит- необходим для металлургической промышленности (Тарасовский р.)
- Формовочные и стекольные пески (г. Миллерово)
- Маргели из которого производят цемент (Миллеровский, Тарасовский, Морозовский р-ны)
- Нефть (ст. Митякинская)
- Строительные материалы- песчаник, известняк, глины, пески, мел. (Более 200 месторождений)
- В Ростовской обл. найдено более 20 минеральных источников.
Не все богатства нашей области полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра донского края. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.
V. Домашнее задание.
– У нас остался не исследованным один вопрос – «какие свойства использует человек?». Ответ на этот вопрос вы найдёте дома. Можно использовать материал учебника, в тетради №22, 21. Можно использовать дополнительную литературу и подготовить на эту тему сообщение.
VI. Итог урока.
– Что вы узнали сегодня на уроке по теме «Полезные ископаемые»? (карточки с выводами)