Полезные ископаемые. Их добыча. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Комбинированный.

Технология: Личностно-ориентированная; работа в парах, группах.

Цели:

  1. Формирование целостного взгляда на мир и место человека в нём.
  2. Развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности.
  3. Воспитание экологической, информационной культуры.

Задачи:

  1. Сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использования; с полезными ископаемыми, которые добываются в родном крае, показать важность рационального их использования;
  2. Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, делать выводы, умения читать карту, пользоваться условными знаками наиболее распространённых полезных ископаемых;
  3. Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии геолога.

Оборудование: Географическая карта России, карта Ростовской области, полезные ископаемые (нефть, железо, графит, апатит, медь), толковый словарь, энциклопедия, кроссворд, компьютер, индивидуальные карточки для фиксации выводов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети:

Всем говорю я здравствуй,
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нём вы и я!

Учитель:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь,
С усердием трудитесь!

II. Актуализация знаний.

Прежде чем мы приступим к новой теме, проверим, как вы усвоили предыдущий материал.

Тест:

  1. Горные породы состоят:
    а) из минералов;
    б) из зёрен.

  2. Грифель карандаша сделан:
    а) из слюды;
    б) графита;
    в) кварца;
    г) гипса
    .

  3. Самый твёрдый природный минерал:
    а) топаз;
    б) алмаз;
    в) золото;
    г) корунд
    .

  4. Песок это разновидность минерала:
    а) кварца;
    б) слюды;
    в) гипса;
    г) апатита.

  5. Минерал, который называют камнем плодородия:
    а) алмаз;
    б) апатит;
    в) кальцит;
    г) гипс.

  6. Поваренная соль это минерал:
    а) графит;
    б) слюда;
    в) галит;
    г) рубин.

(Самопроверка (запись на доске):1-а, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-в)

III. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса.

– Где можно встретить такие значки? (на физической карте в условных обозначениях)

– Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.

– Как в условных обозначениях называются эти значки? (полезные ископаемые)

(на доске вывешивается ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ )

– Это тема нашего урока.

– Что бы вы хотели узнать по этой теме? 

(дети называют вопросы, учитель вывешивает их рядом с темой:

  1. что называют ископаемым?
  2. почему они полезные?
  3. какие бывают полезные ископаемые?
  4. как находят полезные ископаемые? Кто их находит?
  5. как добывают полезные ископаемые?
  6. какие полезные ископаемые есть в нашем крае?
  7. какие свойства использует человек? (домашнее задание)

По мере нахождения ответа на вопрос, он убирается с доски, оставшийся вопрос домашнее задание)

IV. Работа по теме урока.

«Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять.»
Р. Декарт

– Как можно что-то исследовать? Какими методами? (как можно получить информацию?)

(ответы детей- попутно вывешиваются картинки: Наблюдать (глаз); прочитать (книга); спросить у кого-то (дети спрашивают у взрослого); поиск в Интернете (компьютер); позвонить другу (телефон); телепередачи (телевизор); Подумать «я знаю!» (!))

1. – Найдём ответ на вопрос «что такое ископаемое?» Выберите метод при помощи которого вы будете добывать информацию. Свои выводы запишите в карточке для фиксации результатов (Приложение 2).

(работа в парах.)

Группа выбирает метод исследования: знаю, спросить , позвонить, в словаре, в учебнике.

(Выводы на листочках, которые будут служить планом для сообщения по теме по типу деформированного текста)

2. Вопрос «почему они полезные? Могут ли они быть бесполезными?»

(предположения учащихся. Подтверждение догадок на стр. 89 учебника самостоятельно)

Работа с картой. Нахождение залежей различных полезных ископаемых.

3. Следующий вопрос, на который мы должны найти ответ- «Как находят полезные ископаемые? Кто их находит?». Обратимся к методу исследования спроси у кого-нибудь.

Специалистов в этой области готовят в учебных заведениях. В нашем областном центре в г.Ростове на Дону есть Южный Федеральный Университет, в него входят несколько вузов, в том числе «Геолого-географический факультет», где готовят геологов и географов. Рассмотрим этимологию слова геология: древнегреческое гео- Земля, земная кора… и логия- понятие, учение. Геология- наука о составе, строении земной коры и более глубоких недр Земли, а также о размещении в земной коре полезных ископаемых.

(домашняя заготовка) Сегодня у нас гость. Конечно же это наша ученица Светлана, но сейчас она сыграет роль роль бывалого геолога, а вы из её рассказа выделите главную мысль.

Рассказ геолога:

Я геолог, специалист по геологии. А геология наука о том, как ищут полезные ископаемые. В недрах Земли есть нефть, уголь, руды металлов, строительные материалы и драгоценные камни, вода.
Настоящему разведчику земных недр нужны немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Главный закон жизни геологов дружба, взаимовыручка.
Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь заглянуть в глубь Земли помогают сложные приборы. К услугам геологов самолёт, вездеход, многие расчёты выполняет компьютер и другие сложные приборы.
Наука геология очень сложна. Геологу нужно знать физику и химию, географию и биологию, математику и историю. Нужно уметь работать с микроскопом, уметь составлять схемы, таблицы, карты.
В результате долгой, кропотливой работы многих людей рождается вывод: где лежит нужный минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться.
Ещё изучены не все недра нашей необъятной страны.

Физкультминутка.

Я называю слова, если вы услышали название полезного ископаемого хлопаете, другие вещества (неживой природы) топаете, предметы живой природы приседаете:

Торф, уголь, лес, нефть, молоко, вода, лёд, птицы, железная руда, графит, иней, соль, кирпич.

4. – Вернёмся к кроссворду. Что объединяет все эти слова? (полезные ископаемые) Метод исследования Я знаю!

Какое ископаемое из этих «лишнее»? (нефть)

– Почему? (жидкость)

– Какие бывают полезные ископаемые? (Твёрдые и жидкие)

– Распределите названия полезных ископаемых на группы:

Мрамор, нефть, песок, уголь, газ, вода, кварцит.

– Что вы заметили? (групп три)

– Кроме твёрдых и жидких какие ещё бывают ископаемые? (газ)

 Задание в тетради (самостоятельно) №12 (заполни схему), проверка в парах.

5. Ещё нас интересует вопрос: «Как добывают полезные ископаемые?» Метод исследования помощь компьютера.

Предлагаю вам посмотреть на монитор компьютера (можете в своих листках делать пометки)

Презентация «Добыча полезных ископаемых» (Приложение 1)

Задание в тетради №15

– Какие экологические проблемы могут возникнуть? (при разработке, добыче, перевозке)

6. Какие полезные ископаемые есть в нашем крае? Метод исследования личный опыт, наблюдения.

Чтобы ответить на этот вопрос предлагаем посмотреть небольшую сценку из истории, события которые происходили на Дону около полувека назад

История открытия каменного угля в Ростовской области. (Из предания.)
Стояла холодная весна 1696 года. Недалеко от города Черкасска расположились русские войска, готовясь к штурму крепости Азов. Каждую ночь пылали тысячи костров. Камыш, валежник всё шло в огонь. У одного огня грелся Пётр 1. Подошедшие казаки принесли куски чёрного камня и бросили в огонь, отчего через некоторое время он запылал ещё жарче. Увидев это Пётр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет!»

– О каком чёрном камне шла речь в рассказе? (уголь).

Почти сто лет спустя (в 1721 году) после этих событий на Дону было обнаружено много месторождений каменного угля.

– Какие ещё полезные ископаемые добывают в нашем крае?

  • Месторождения природного газа (Каменское, Азовское месторождения)
  • Фосфориты- сырьё для производства удобрений (Вёшенский район)
  • Кварцит- необходим для металлургической промышленности (Тарасовский р.)
  • Формовочные и стекольные пески (г. Миллерово)
  • Маргели из которого производят цемент (Миллеровский, Тарасовский, Морозовский р-ны)
  • Нефть (ст. Митякинская)
  • Строительные материалы- песчаник, известняк, глины, пески, мел. (Более 200 месторождений)
  • В Ростовской обл. найдено более 20 минеральных источников.

Не все богатства нашей области полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра донского края. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

V. Домашнее задание.

У нас остался не исследованным один вопрос «какие свойства использует человек?». Ответ на этот вопрос вы найдёте дома. Можно использовать материал учебника, в тетради №22, 21. Можно использовать дополнительную литературу и подготовить на эту тему сообщение.

VI. Итог урока.

Что вы узнали сегодня на уроке по теме «Полезные ископаемые»? (карточки с выводами)