Цели и задачи: познакомить с зоной Арктических пустынь; с её географическим положением; с растительным и животным миром; выяснить участие человека в освоении Арктики; увидеть природные явления Арктики.
Ход урока
1. Определение темы урока.
Дети в кругу, вместе с учителем исполняют известную песню “Где-то на белом свете, там, где всегда мороз…”
Ребята, в каком направлении земного шара мы с вами отправимся? (На север)
Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда. (Дети занимают свои места)
Итак, мы сегодня будем говорить о природных зонах, более конкретно о Ледяной зоне, Арктике; узнаем о растительном и животном мире зоны Арктических пустынь; познакомимся с творческими работами ребят; увидим интересный видеоматериал.
Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: ледяная зона; тундра; зона лесов; степей; пустынь. Сегодня речь пойдёт о Ледяной зоне.
2. Краткая информация о Северном полюсе.
Если долго, долго идти на Север, никуда не поворачивая, не отклоняясь, мы попадаем на Северный полюс. Издавна эту область земли называют Арктикой, от греческого слова ARKTICOS-север.
(Вся информация сопровождается видеоматериалом о северном полюсе)
Сурова природа крайнего Севера, но и там можно найти много удивительного. Нам, конечно же, интересно будет узнать, встречаются ли на Севере зелёные льдинки, почему медведь не скользит по льду, бывает ли ночь длиною в полгода, почему животные живущие среди льдов океана нигде больше не встречаются. Интересно???
Тогда наш путь лежит в самую северную часть планеты, покрытую снегами и льдами.
3. Определение групп и заданий.
В это путешествие мы отправляемся целой научной экспедицией. Мы разделились на группы:
ГЕОГРАФЫ
БОТАНИКИ
ЗООЛОГИ
ЭКОЛОГИ
Именно такими группами мы будем исследовать ледяную зону:
- географическое положение;
- растительный и животный мир;
- освоение человеком Арктики.
4. Задание для географов.
У вас работа по карте и тексту. Ваша задача ознакомиться с текстом учебника. Далее восстановить текст, который позволяет выяснить климатические условия Ледяной зоны. По карте найти и показать острова которые относятся к данной природной зоне. Познакомить ребят с явлением “Северное сияние.”
5. Задание для ботаников.
Используя информацию учебника, картинки с изображением растений, надо восстановить текст о растительном мире Ледяной зоны. Познакомить ребят с “Зелёной льдинкой.”
Физминутка
(В это время ребята получают груз: тёплые вещи и продовольствие)
6. Задание для зоологов.
Вам предстоит разгадать кроссворд, в помощь-учебник.
Ребята этой группу, совместно с родителями готовили сообщение о белом медведе, о морже.
На скалистых берегах Арктики - птичьи базары. Здесь гнездятся множество морских птиц: кайры, тупики, чайки… По побережьям гуси и утки. Известны гаги - имеющие мягкий теплый пух.
(Видеоматериал о птичьих базарах)
7. Задание для экологов.
Выяснить, какие экологические проблемы возникли в результате освоения человеком Арктики. Вам необходимо выбрать одежду для нашей экспедиции, которая больше всего подходит для данных климатических условий. Познакомить ребят с островом Врангеля.
8. Итог урока.
Как вы представляете себе Арктику?
Какая температура преобладает в этой зоне?
Какие природные явления можно наблюдать в этой зоне?
Какие животные и растения могут жить в полярных районах? Что помогает выжить?