Урок-исследование по окружающему миру "Ледяная зона. Арктика"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи: познакомить с зоной Арктических пустынь; с её географическим положением; с растительным и животным миром; выяснить участие человека в освоении Арктики; увидеть природные явления Арктики.

Ход урока

1. Определение темы урока.

Дети в кругу, вместе с учителем исполняют известную песню “Где-то на белом свете, там, где всегда мороз…”

Ребята, в каком направлении земного шара мы с вами отправимся? (На север)

Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда. (Дети занимают свои места)

Итак, мы сегодня будем говорить о природных зонах, более конкретно о Ледяной зоне, Арктике; узнаем о растительном и животном мире зоны Арктических пустынь; познакомимся с творческими работами ребят; увидим интересный видеоматериал.

Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: ледяная зона; тундра; зона лесов; степей; пустынь. Сегодня речь пойдёт о Ледяной зоне.

2. Краткая информация о Северном полюсе.

Если долго, долго идти на Север, никуда не поворачивая, не отклоняясь, мы попадаем на Северный полюс. Издавна эту область земли называют Арктикой, от греческого слова ARKTICOS-север.

(Вся информация сопровождается видеоматериалом о северном полюсе)

Сурова природа крайнего Севера, но и там можно найти много удивительного. Нам, конечно же, интересно будет узнать, встречаются ли на Севере зелёные льдинки, почему медведь не скользит по льду, бывает ли ночь длиною в полгода, почему животные живущие среди льдов океана нигде больше не встречаются. Интересно???

Тогда наш путь лежит в самую северную часть планеты, покрытую снегами и льдами.

3. Определение групп и заданий.

В это путешествие мы отправляемся целой научной экспедицией. Мы разделились на группы:

ГЕОГРАФЫ

БОТАНИКИ

ЗООЛОГИ

ЭКОЛОГИ

Именно такими группами мы будем исследовать ледяную зону:

  • географическое положение;
  • растительный и животный мир;
  • освоение человеком Арктики.

4. Задание для географов.

У вас работа по карте и тексту. Ваша задача ознакомиться с текстом учебника. Далее восстановить текст, который позволяет выяснить климатические условия Ледяной зоны. По карте найти и показать острова которые относятся к данной природной зоне. Познакомить ребят с явлением “Северное сияние.”

5. Задание для ботаников.

Используя информацию учебника, картинки с изображением растений, надо восстановить текст о растительном мире Ледяной зоны. Познакомить ребят с “Зелёной льдинкой.”

Физминутка

(В это время ребята получают груз: тёплые вещи и продовольствие)

6. Задание для зоологов.

Вам предстоит разгадать кроссворд, в помощь-учебник.

Ребята этой группу, совместно с родителями готовили сообщение о белом медведе, о морже.

На скалистых берегах Арктики - птичьи базары. Здесь гнездятся множество морских птиц: кайры, тупики, чайки… По побережьям гуси и утки. Известны гаги - имеющие мягкий теплый пух.

(Видеоматериал о птичьих базарах)

7. Задание для экологов.

Выяснить, какие экологические проблемы возникли в результате освоения человеком Арктики. Вам необходимо выбрать одежду для нашей экспедиции, которая больше всего подходит для данных климатических условий. Познакомить ребят с островом Врангеля.

8. Итог урока.

Как вы представляете себе Арктику?

Какая температура преобладает в этой зоне?

Какие природные явления можно наблюдать в этой зоне?

Какие животные и растения могут жить в полярных районах? Что помогает выжить?