Изучение геометрического материала на уроках математики в 6-м классе в рамках технологии проектного обучения

Разделы: Математика


Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя в современной школе. Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования: интеграцию учебного содержания; развитие пользовательских навыков в информационных технологиях; формирование информационных, коммуникативных, социальных компетенций; формирование у учащихся особого отношения к себе.

Для учителя математики наиболее привлекательным в проектном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников появляется возможность осуществления приблизительных, “прикидочных” действий, не оцениваемых немедленно учителем; зарождаются основы системного мышления; формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов; развиваются творческие способности, воображение и фантазия; воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности. Основной принцип работы в условиях проектной деятельности - опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания. По доминирующей деятельности учащихся на уроках математики нами чаще всего используются исследовательские, информационные и творческие проекты.

Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. По продолжительности мы используем краткосрочные проекты и мини-проекты.

Для проектной деятельности мы широко использовали компьютерную среду “Живая геометрия”. Инструменты, предлагаемые данной программой позволяют учителю составить урок таким образом, где наглядность и интерактивность на высоком уровне решают задачи современного подхода в обучении математике. Программа “Живая геометрия” обладает возможностями изменять фигуры, их размеры и взаимное расположение. С привлечением данной программы решаются задачи на вычисление, доказательство, преобразование фигур, построение, разрезание и перекраивание фигур и т.д. В учебник “Математика. 6 класс. Под ред. Дорофеева Г.В.” включены исследовательские задачи, на основе которых учащиеся выполняют мини- проекты. Их решение требует применения различных эвристических приемов, а также методов научного познания: наблюдения, сравнения, аналогии, индукции, обобщения, специализации, приемов работы с гипотезами. Сами эти задачи являются средством развития умений по использованию этих приемов и методов. Решение исследовательских динамических задач основано на наблюдении за отдельными элементами чертежа и сравнении их различных положений. При этом часто ученикам приходится выполнять мысленные преобразования элементов. Таким образом, совершая шаг за шагом, они приходят к выявлению некоторой закономерности, которую затем пытаются выразить на языке фигур и формул, сначала рабочую гипотезу, а после уточнения и проверки как верное утверждение. Поэтому, наряду с общим развитием, происходит совершенствование мыслительной деятельности школьников, развивается наблюдательность. “Живая геометрия” позволяет воспроизводить пошагово весь процесс решения, а также организовать самостоятельную работу ученика - индивидуальную, парную, групповую, для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной работе и дома. Основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта:

- проект создается по инициативе учащихся и должен быть значим для них;

- работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер;

- решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое значение;

- проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач. [1]

В изучении математики в 6 классе можно включить применение программы “Живая геометрия” по темам: Пересекающиеся прямые. Параллельные прямые. Расстояние. Прямая и окружность <Приложение 1>. Две окружности на плоскости <Приложение 2>. Построение треугольника. Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры. Центральная симметрия. Прямоугольные координаты на плоскости.

Рисунки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

При работе над проектом (если это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности: одни из них готовы к поисковой деятельности, другие выполняют роль статистов. Учитель организует работу так, чтобы для каждого найти не просто посильную работу, а активную познавательную деятельность. “Метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне, и таким образом при совместной дальнейшей работе (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта”. [2]

Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.

Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен не блестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.

Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль “исполнителя” - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.

Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требутся помощь только в виде консультирования.

Понимание индивидуальных особенностей учащихся и их проявление в учебной деятельности позволяет предусмотреть, в каких учебных ситуациях, условиях эти проявления окажутся благоприятными, а в каких могут составить трудность. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь найти школьнику подходящий индивидуальный стиль деятельности.

Нами разработан диагностический инструментарий изучения уровня проектных умений учащихся: карта успешности, фиксирующая определенные компетентности учащихся.

1) Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2) Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. привлекать знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию;

- умение запросить недостающую информацию у учителя;

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно- следственные связи.

3) Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4) Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования.

5) Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Критерии: 1 балл - низкий уровень, 2-4 балла - средний уровень, 5 баллов - высокий уровень.

Вывод: Насколько ты изменился в процессе занятий по сравнению с тем, каким был раньше?

Нами разработаны методические рекомендации по применению проектного метода на основе программной среды “Живая геометрия” при изучении геометрического материала на уроках математики в 6 классе:

1) Погружение в тему на основе исследовательской задачи учебника или динамического задания.

2) Выбор идей и их обоснование (формулирование гипотезы).

3) Поисковая самостоятельная работа индивидуально или в парах.

4) Обсуждение результатов, дискуссия.

5) Оформление и подготовка к презентации (домашняя работа).

6) Презентация.

Нами экспериментально проверена эффективность проектного метода на основе программной среды “Живая геометрия”:

Учащиеся, пройдя, систему уроков в компьютерной среде “Живая геометрия” осваивают на хорошем уровне не только программу, содержащую в логической последовательности появления в меню описание всех команд “Живой геометрии”, но и предлагаемый учебный материал. Внедрение программы “Живая геометрия” в изучение математики способствует:

1. Развитию разносторонних интересов и способностей учащихся.

2. Активизации самостоятельной работы учащихся.

3. Формированию системного мышления в способе познания мира.

4. Интегрированию знания учащегося в другие предметы.

Внедрение информационных технологий через программу “Живая геометрия” позволяет учителю решить задачи современного урока:

1. Рациональное построение и дифференциация содержания урока.

2. Обоснованный выбор средств, методов и приёмов, ориентированных на обучение и развитие личности.

3. Организация продуктивной учебной деятельности учащихся на уроке с учётом их интересов и потребностей.

4. Мотивация учения и формирование у учащихся умений учиться математике.

5. Сотрудничество учителя и учащихся не только при проведении, но и при разработке урока.

6. Организация контроля и самоконтроля ученика.

Литература

1. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт. - сост. М. В. Величко. - Волгоград: Учитель, 2007.

2. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.:АРКТИ, 2006.

Приложение 3, 4, 5