Гармонизация психического состояния детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому. Но в стране ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их семью.

Дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность устанавливать и поддерживать близкие и продолжительные отношения с окружающими. Таких детей можно назвать “личностями, лишенными любви”, они неспособны любить потому, что на раннем этапе жизни не имели возможности привязаться к материнской фигуре. Эти симптомы проявляются и у детей, которые в течение некоторого времени росли в семьях, но затем были надолго разлучены с родителями.

Об этом же пишет психоаналитик Дональд Винникотт: “Когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало – это означает изменение всего эмоционального развития человека. Подавляется или вообще утрачивается способность любить, появляется ненависть”.

Если у ребенка сформировались надежные отношения привязанности с близким, ухаживающим за ним человеком, то в дальнейшем он сможет справляться с тревогой и страхом потерять любимый объект и будет способен выстраивать адекватные отношения с внешним миром. Если же привязанность ненадежна, то человек не может доверять ни самому себе, ни окружающему миру. Эти люди ведут себя так, будто отказались от возможности иметь теплые отношения с кем-либо: их общение с другими людьми часто поверхностно, они эгоцентричны и не способны к истинной близости. Они словно говорят своим поведением: боль от новой потери будет слишком велика, и поэтому мы не можем позволить себе роскошь любить и быть любимыми.

 Дети-сироты – особые дети. Причины их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с миром и другими людьми кроются в прошлом опыте. Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть.

Дети-сироты – это дети, испытывающие на себе последствия материнской депривации. Дети, пережившие разлуку с матерью и ставшие воспитанниками учреждения для детей-сирот, оказываются в условиях, которые, к сожалению, не способствуют формированию позитивных черт личности и не дают возможности научиться устанавливать прочные связи с другими людьми.

Нестабильность, многочисленность и “текучесть” социального окружения в детских домах, отсутствие главной фигуры, заботящейся о ребенке, ведут к закреплению чувств нестабильности и беззащитности и тормозят психическое развитие ребенка-сироты.

 Как формируется личность ребенка в условиях закрытого учреждения?

Исследованию этой проблемы посвящены труды многих зарубежных и отечественных исследователей. Изучены особенности самооценки, уровня притязаний, навыков общения, проведен анализ особенностей эмоциональной сферы воспитанников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

Результаты этих исследований показывают, что картина личностного развития ребенка-сироты отличается от развития ребенка, воспитывающегося в семье.

Психические травмы, полученные до поступления в детский дом, наследственные и психосоматические заболевания могут проявляться в импульсивности детей, нарушениях самоконтроля, в эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемости, сниженной концентрации внимания.

Одной из основных характеристик личности таких детей называют агрессивность. Негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты и принятия в общении и нередко распространяется даже на братьев и сестер. Агрессивность проявляется в том, что любые действия окружающих могут восприниматься подростком-сиротой как повод для конфликта. Также сильно выраженной может быть и агрессивность воспитанников в отношении взрослых.

Другой существенной особенностью воспитанников является избыточная гиперсексуальность, проявляющаяся в повышенном интересе ко всему, что связано с половой жизнью, в ранних сексуальных связях, нецензурной брани. Причиной, повышающей половую возбудимость детей, является недостаточная общая способность детей к торможению своих первичных чувственных влечений. По мнению исследователей, невозможность для ребенка реализовать свои социальные, исследовательские и трудовые наклонности заставляет его сосредоточиваться исключительно на себе, на интимных, телесных ощущениях.

Отсутствие стабильности, присущей семейным отношениям, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих снижают у детей-сирот активное отношение к жизни: не формируются собственные ценности и принципы, зато развивается устойчивая конформность - зависимость от мнения других людей, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному.

Развитие самосознания, отношения к себе, самооценки у воспитанников детских домов также не просто отстает, а имеет качественно иную форму. У них складывается устойчивая заниженная самооценка, часто наблюдается неприятие себя, недоверие к себе, ориентация в самооценке на мнение других людей. Детям, воспитывающимся в учреждении для детей-сирот, труднее, чем их “обычным” сверстникам, осознавать и ценить собственную уникальность: вместо “чувства Я” у них формируется “чувство Мы”. В то же время подобная зависимость не основывается на теплых чувствах и добрых отношениях: уже в младшем подростковом возрасте устанавливается потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребёнка, формируется “способность не углубляться в привязанности”, поверхностность чувств.

Итак, психическое и личностное развитие детей-сирот носит специфический характер: чаще всего формируется агрессивная, но очень ранимая, неуверенная в себе личность, защищающаяся от внешнего мира, а не взаимодействующей с ним.

 Возможно ли оказание помощи таким детям?

Основной задачей специалистов – психологов и педагогов, работающих с детьми-сиротами, является помощь в коррекции и развитии эмоциональной сферы воспитанников, поскольку дети-сироты перегружены непроработанными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, невысказанных негативных эмоций. Детям непривычно и страшно обращаться к своим чувствам, и они плохо понимают свой внутренний мир. Именно поэтому работа по гармонизации эмоционального состояния детей, лишенных родительского попечения, должна включать в себя следующие разделы:

- знакомство с эмоциями;

- рефлексия эмоций;

- поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.

“Инструментом” специалистов может стать проведение специально разработанных занятий, направленных на создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия, на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладания с гневом и агрессией, на развитие позитивного самоотношения.

В работе по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей, оставшихся без попечения родителей, следует исходить из следующих положений:

  • Чувства важны, и испытывать различные чувства нормально для живого существа.
  • Нет абсолютно плохих и абсолютно хороших эмоций.
  • Существует разница между испытываемым чувством и способом его выражения.
  • Различают констуктивное и деструктивное выражение эмоций.

Характерной особенностью детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, является повышенная агрессивность, поэтому задача педагога-психолога заключается в удержании конфликта в рамках конструктивного, то есть обращение его на пользу личностного роста. Это достигается путем включения в занятия упражнений на усиление сплоченности, взаимопонимания между участниками группы.

Вследствие особенностей развития эмоциональной сферы детей-сирот при разработке коррекционных занятий важно включать длительные разминки в начале занятия и разные активизирующие, любимые детьми игры и упражнения. Несмотря на сложность обращения к чувствам, психологу важно постоянно отслеживать, делать видимой эмоциональную сферу, развивать у участников умение осознавать и выражать чувства.

Важным для работы с детьми-сиротами является то, что ребята привыкли опираться на внешние рамки гораздо больше, чем на внутренние. Поэтому при проведении занятий особо важным является определенный распорядок работы, определенное место, правила. Задания необходимо давать в четкой структуре, четких рамках. Например, “Напишите четыре качества, вам отводится на это 5 минут”.

Но самым главным “инструментом” является личность самого взрослого. Его профессионализм не должен заменяться “просто” добрым отношением. Самыми важными профессиональными умениями являются умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, умение в каждом случае, с каждым отдельным ребенком находить (или разрабатывать) адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы.

Такая работа становится возможной при наличии глубокого эмоционального контакта со значимым для ребенка взрослым – педагогом. Работа с такими детьми требует от педагогов преодоления внутреннего недоверия и недоброжелательности со стороны воспитанников (а нередко и своего собственного), большой наблюдательности, педагогического такта и доброжелательности.