Зимующие птицы

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепление лексической темы “Зимующие птицы” путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • активировать словарный запас по теме “Зимующие птицы”;
  • развивать координацию движений;
  • работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой;
  • развивать творческое воображение и подражательность;
  • работать над развитием диафрагмального дыхания;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать чувство ритма и темпа;
  • обучать расслаблению глазных мышц.

Коррекционные задачи:

  • работать над развитием артикуляционной моторики;
  • развивать мелкую моторику;
  • работать над развитием слухового внимания;
  • работать над развитием общей моторики;
  • развивать способности к расслаблению.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение детей друг к другу;
  • воспитывать у детей чувства любви к природе.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в музыкальный зал под музыку и становятся в круг.

Логопед: Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Меня зовут Ирина Геннадьевна.

На прогулку в Зимний лес
Предлагаю вам пойти.
Интересней приключенья нам ребята не найти.
В лес на лыжах мы пойдем,
Друг за другом становитесь,
За палки лыжные держитесь.

Приготовились, идём за мной, по моей лыжне друг за другом.

II. Идём под музыку, я оборачиваюсь, смотрю как дети идут. Комментирую:

- правая нога – правя рука;

- левая нога – левая рука;

- разгоняемся

- лева нога – левая рука;

- правая нога – правая рука.

(Музыка останавливается).

Логопед: Вот мы с вами и дошли до “Зимнего леса”, в нём много деревьев, сугробов, снимаем лыжи и дальше пойдём пешком.

III. Дыхательная гимнастика.

- Руки впёрёд – вдох, руки опустить – выдох.

- Руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох.

- Руки вверх – вдох, руки опустить вниз – выдох.

IV. Упражнение для мышц плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц лица. (Звучит спокойная музыка)

Дети, мы оказались в Зимнем лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво! Посмотрим направо, налево. И снова направо, налево, направо, налево. А теперь поднимем голову на небо, опустим голову – посмотрим на сугробы. Набежали серые тучки. Нахмурьте брови. Пошёл снег, падают снежинки. Теперь движутся только глазки, голова остаётся на месте. Следим, как кружится снежинка. Вправо, к центру, влево, зафиксировать. Слева к центру, вправо, вниз и т.д. Вдруг небо стало светлеть. Удивитесь и поднимите брови вверх. Солнышко выглянуло из-за серых тучек - обрадуйтесь, улыбнитесь. Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так.

V. Упражнение для развития чувства темпа и ритма. (Звучит музыка)

Логопед: Красиво в Зимнем лесу? Вы заметили, что в лесу очень тихо, грустно.

- Слышите, что это? (Звучит пение птиц). Сразу стало веселее, шумно, лес ожил. Птицы создают красоту природы. – А что это за птица? (Дятел). Давайте его найдём, где он стучит. (Находим дятла)

Песенка дятла выделяется среди пения других птиц. Дятел поет громко: дддд…. Улыбнитесь, приоткройте ротик, язык поднимите и укрепите за верхними зубами, включите голос и спойте песенку дятла: дддд….(2 раза) под музыку.Дятел может стучать по – разному. Тук (хлопаю в ладоши один раз). Тук – тук. Тук – тук - тук – тук – тук. Давайте сейчас превратимся в дятлов и будем подражать.

- Как называют дятла? (Санитаром леса). А ещё дятел строитель, он строит дома для белочек. Как называется дом белочки? (Дупло). Давайте поможем дятлу построить домик для белочки.

VI. Массаж рук “Строим дом”.

Целый день тук да тук (похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу)
Раздаётся звонкий стук (похлопывание ладонью по правой руке).
Дятлы клювиком стучат (поколачивание правым кулаком по левой руке от кисти к плечу)
Строят домик для бельчат (поколачивание кулачком по правой руке)
Вот какой хороший дом (погладить ладонью левой руки от кисти к плечу)
Белка славно заживёт (погладить ладонью правой руки )
Будет песни распевать (скользящие хлопки ладоней друг о друга “Тарелочки”)
Веселиться и плясать.

Молодцы! Дятел говорит вам спасибо за помощь, а мы пошли дальше.

VII. Пальчикова гимнастика. Чтобы узнать каких зимующих птиц мы встретим дальше отгадайте загадку:

Сероспинный, красногрудый,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. Кто это? (Снегирь)

Найдите снегиря. Он тут один? Сколько их? (Стая снегирей). Давайте произнесем слово СНЕГИРИ под музыку. Сколько частей? СНЕ – ГИ – РИ (три части). Молодцы!

Покажите мне свои пальчики. Поиграем с пальчиками!? Пальчики превращаются в снегирей.

Вот на ветках посмотри
В красных майках снегири
Снегири, снегири
Пели песни до зари!
Сейчас поиграем под музыку.

VIII. Логопед: А какую зимующую птицу вы видите рядом со снегирями? (Клеста).

Обратите внимание, клюв у клеста, напоминает ножницы. Как вы думаете для чего? (Чтобы добывать корм)

Логопед: Клест своим клювом ловко вытаскивает орешки из шишки и раскусывает. Удивительная птица!

- Выполним упражнение для языка “Лошадка” (под музыку), так клест шалушит орехи. (Дети цокают языком).

IX. Игра “Клесты”.

Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы играть.
Вот клесты к нам прилетели,
Вокруг елки полетели
Все орешки пощелкали (“Лошадка”)

Песенку о солнце спели (цок, цок, цок) (твить – вить – вить)
И на елку тихо сели.

Раздается грамзапись с пением птицы.

Логопед: вы узнали пение этой птицы? Кто поет? (синица). Какие гласные звуки есть в слове “синица”? (В этом слове гласные звуки и, и, а).

Споем (под музыку) гласный звук (иии…..).

Споем (под музыку) гласный звук (ааа…).

А теперь споем цепочку гласных звуков “иа”, не отрывая их друг от друга (иа…иа…иа).

X. Упражнение на координацию речи и движения “Синичка”.

Скачет шустрая синичка (дети прыгают на двух ногах)
Ей на мести не сидится,
Прыг – скок, прыг – скок
Завертелась, как волок (кружатся)
Вот присела на минутку (приседают)
Причесала клювом грудку (почесывают пальчиками грудку)
И с дорожки на плетень (убегают на места)
Тири – тири – тень – тень – тень (взмахивают кистями рук)

Молодцы!

Логопед: мы с вами побывали в зимнем лесу. Мы слышали звуки зимнего леса. Каких птиц мы видели в лесу? (Мы встретили снегирей, клеста, синицу, дятла).

ХI. Логопед замечает под елкой письмо.

Что это? (Письмо)

Логопед открывает конверт в конверте дискета.

Никто из вас не терял дискету?

- Дорогие дети, очень трудно нам птицам в лесу в эту холодную и снежную зиму. Помогите птицам, покормите птиц. Ваши лесные друзья – птицы.

Краткая беседа о помощи птицам зимой. (Логопед под елкой находит кормушку).

- А вот и кормушка, я дарю ее вам, чтобы вам подкормили зимующих птиц. Нам пора возвращаться в детский сад.

Друг за другом становитесь
За палки лыжные держитесь,
Хором скажем: раз, два, раз, два.
Мы приехали Ура!

Логопед: вот мы с вами и вернулись в детский сад. Давайте снимем напряжение:

Встаньте в круг, выпрямите спину, опустите руки. Отрегулируем дыхание. По моей команде вы будете делать глубокий вдох, задержку дыхания, выдох.

Звучит спокойная музыка. По команде логопеда дети осуществляют диафрагмальное дыхание стоя.

XII. Логопед: дети, помните, что птицы наши друзья, берегите птиц!

Наше занятие окончено (дети выходят из музыкального зала с кормушкой).