Система упражнений по русскому языку с использованием речевых ситуация для учащихся 4-х классов

Разделы: Начальная школа


“Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей”, - говорится в Программе по русскому языку для четырёхлетней начальной школы, составленной Т.Г.Рамзаевой.

Однако, анализируя программу и учебники, мы пришли к выводу, что в них нет упражнений и заданий, связанных с созданием речевой ситуации на уроке.

Учебные речевые ситуации – это специальные условия и отношения, которые вынуждают учащихся говорить.

В опытном обучении мы сочли целесообразным представить примеры некоторых речевых ситуаций, которые можно использовать на уроках русского языка в 4 классе при изучении отдельных тем.

Предложение

1. Цель: Учить составлять предложения произвольно по заданию.

Начни новое предложение с последнего слова предыдущего предложения:

Скоро наступит зима.

Мы любим зимой кататься с горы.

На школьном дворе мы лепим снеговика.

Речевая ситуация:

Ждёте ли вы зиму? Зимой мы все с нетерпением ждём снега. Расскажите жителям далёкой Африки, что такое зима. Чем вы любите заниматься зимой?

2. Цель: учить детей правильно подбирать слова по смыслу для передачи точного смысла высказывания.

Допишите предложения:

Дует холодный северный …… . Белые ……… падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ………… . Под сосной спрятался в сугробе трусливый ………… . Его ищет по всему лесу хитрая …………… . Ночью раздаётся протяжный волчий ………… . Наступила настоящая …….. .

Речевая ситуация:

Представьте, что вы оказались в зимнем лесу. Как ведут себя звери? Чем они занимаются?

3. Цель: учить детей правильно составлять синтаксическую конструкцию, выбирать более точные слова для создания высказывания.

Распространите предложения:

Хмурится небо. Ревёт ветер. Несутся тучи.

Речевая ситуация:

Представьте, что был солнечный ясный день, и вдруг погода стала портиться. Создайте картину плохой погоды, дополнив предложения.

4. Цель: формировать у детей умение соотносить несуществующие слова со словами родного языка по окончанию.

Прочитайте предложения, подчеркните подлежащее и сказуемое:

Пожинкая занаба милатает фидабу. Кинто симянет фидабасика зи пануку.

Речевая ситуация:

Племя Юмба-Румба прислало нам записку. Попробуем догадаться, о чём идёт речь в этой записке.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1. Цель: Обучать учащихся диалогической форме речи. Учить составлять предложения – вопросы и предложения – ответы, разные по интонации.

Составьте и запишите диалог:

- ……………………

- Ну, вот ещё!

- ……………………

- Не буду!

- ……………………

- А где моя доля!?

Речевая ситуация:

Представьте, что вы с друзьями нашли клад и теперь решаете, как с ним быть, что делать.

2. Цель: обучать детей разным приёмам запоминания орфографических правил.

Расскажите, как определить падеж имени существительного. Дополните свой ответ примерами.

Речевая ситуация:

Представь себе, что огромный воздушный шар уносит тебя в длительное путешествие. Шар поднимается всё выше и выше, а ты должен успеть рассказать правило тем, кто остаётся на земле:

“До свидания, я скоро вернусь! Пожалуйста, запомните, как определить падеж имени существительного…” (А голос всё дальше, всё тише…).

3. Цель: учить различать предложения по интонации и по цели высказывания.

Расставьте знаки в конце предложений – точку или знак вопроса:

“У меня зазвонил телефон

- Кто говорит

- Слон

- Откуда

- От верблюда

- Что вам надо

- Шоколада

- Для кого

- Для сына моего

- А много ли прислать

- Да пудов этак пять или шесть:

больше ему не съесть, он у меня ещё маленький”.

Речевая ситуация:

Представьте, что в вашей школе будут ставить спектакль по произведению Корнея Чуковского “Телефон”. Вам с другом нужно разыграть этот диалог. Но вот беда! Кто-то забыл расставить знаки препинания в конце предложений. Попробуйте это сделать сами.

Однородные члены предложения

1. Цель: формировать умения активно включать в свою речь предложения с однородными членами.

Письменно ответьте на вопросы:

Какие деревья растут в наших лесах?

Какие животные живут в лесах?

Чем питаются белки?

Какие съедобные грибы собирают люди осенью?

Речевая ситуация:

Представьте, что мы пришли из леса с полными корзинками грибов. Выкладываем грибы из корзинки и описываем их внешний вид так, чтобы друзья отгадали: что это за гриб?

2. Цель: формировать у учащихся умение дополнять текст предложениями с однородными членами, соблюдая стиль автора.

Прочитайте текст. Составьте и введите в него предложение с однородными членами, объясняющее, что такое гнездо. Дополненный текст напишите.

Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей и ворон гнёзда сложены из сучков. У ремеза гнездо сплетено из мха и паутины. Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо похоже на чайную чашечку. Оно сплетено из веточек, внутри выстлано пухом и шерстью. Каждую весну большинство птиц вьют гнездо заново.

Речевая ситуация:

Представьте, что вы оказались в лесной школе. Вам нужно объяснить птенцам, что такое гнездо.

3. Цель: формировать у детей умение создавать высказывание, дополняя предложения однородными членами.

Дополните предложения однородными членами. Напишите.

Медведь не умеет …………….

Белка очень хорошо умеет …………….

Заяц совершенно не умеет …………….

Лисица умеет…………….

Речевая ситуация:

Звери в лесу забыли, что они умеют делать, а чего не умеют. Помогите им вспомнить.

Текст

1. Цель: формировать умение сочинять продолжение текста по его началу.

Прочитайте. Напишите текст по его началу.

Серёжа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков.…

Речевая ситуация:

Представьте, что вы писатель и вам нужно придумать интересный рассказ для детей.

2. Цель: формировать у детей умение на основе собственного опыта и наблюдений составлять текст – описание.

Расскажите о любом животном. Составьте текст – описание. Напишите.

Речевая ситуация:

Все вы бывали в зоопарке. Сейчас закройте глаза и попробуйте снова там очутиться. Какой зверь вам больше всего понравился? Опишите это животное.

3. Цель: Учить детей составлять текст – описание на основе собственного воображения и имеющихся знаний.

Какие машины служат людям дома? Попробуйте рассказать об одной из них: для чего нужна эта машина, как она выглядит? Напишите свой текст.

Речевая ситуация:

Представьте, что вы изобретатель. И вот вы создали машину, которая будет служить людям. Расскажите всем о своём изобретении.

Развивая у учащихся умения соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, система предложенных упражнений дисциплинирует мышление, обостряет чувство родного языка, приучает гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий данным условиям речи. Систематическое включение в урок данных упражнений с использованием речевой ситуации способствуют формированию грамотной речи учащихся.

Библиография

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.
  2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998.
  3. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Н. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998.
  4. Казарцева О.М. Культура речевого общения. - М.: Флинта, 2000.
  5. Ладыженская Т.А. Речевые ситуации при обучении устным высказываниям./ Русский язык в школе, 1974, №5.