Год за годом жизнь современного человека становится все более насыщенной информационно и психологически. Возрастает необходимость использования современных информационных технологий, увеличивается темп нашей жизни. Но вместе с множеством изменений в укладе нашего жизненного пространства, есть категории, важность и актуальность которых остается неизменна – это создание семьи и воспитание подрастающего поколения. Воспитание в широком смысле этого слова представляет собой целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. Современному миру нужны внутренне сильные и стойкие люди, богатые духовно, способные творчески мыслить, уметь принимать нестандартные решения, имеющие силы и способности преображать и развивать мир вокруг себя. Реализация такого «запроса» современного общества невозможна без цельного гармоничного воспитания подрастающего поколения. Множество ученых, педагогов, родителей неустанно ищут наиболее эффективные приемы и методы обогащения и укрепления физического и нравственного здоровья детей, конечной целью которых служит воспитание гармоничной личности.
Жизнь человека величайшая ценность. От того, как мы распоряжаемся этой ценностью, зависит будущее не только самого человека, но и государства в целом. Россия – страна с богатейшими традициями культуры, словесности, воспитания. Образы нашей этнической культуры близки и понятны нам на генетическом уровне. В музыке нашей родной речи отражены пространственные особенности среды проживания русского человека – бескрайние поля, леса, богатство и разнообразие образов природы, широта самого пространства для жизни, дают певучесть, смысловую и эмоциональную наполненность и чувственность русской речи. Многоликость национального характера также имеет тесную связь с природой и особенностями труда и быта. Наши предки умели воспитывать и обучать ребенка естественно, в тесной связи с трудовыми традициями, природными условиями. Сам уклад семейной и воспитательной среды подготавливал ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни, но такое сопровождение детства ребенка шло на понятных ему образах и языке. Богатейшее наследие устного народного творчества, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства, трудовых традиций и нравственно правильной иерархии в семье и обществе – вот источник мудрости и разнообразия методов и форм воспитания наших детей.
У народа, забывшего свое прошлое – нет будущего. Крайне неразумно пренебрегать опытом воспитания прошлых поколений, идти в разрез со своим культурным наследием. Только духовно, нравственно и психологически здоровые люди способны возрождать Россию.
Воспитание в русской национальной традиции носило системный характер. Сущностные факторы воспитания личности - "среда", "деятельность" и "осмысление" выступали и выступают в качестве основных элементов воспитательного процесса. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное и информационное окружение. Деятельность - само тело развития личности, субстанция процесса развития, его "материализованный" путь. Существует предметная деятельность: познавательная (рисуя - учимся рисовать), созидательная (создаем, совершенствуем), художественная (воспринимаем, воссоздаем, созидаем), физкультурная (совершенствование тела). К непредметной деятельности относится общение, как способ передачи информации, развития эмоциональной и умственной сферы. Важным элементом является осмысление своего «Я» в мире, а значит и мира в себе, формирование самосознания. «Народная педагогика» воспитывала человека-патриота, преданного своему делу, трудолюбивого и терпеливого, обогащенного духовно и эмоционально. Все это реализовывалось посредством трудового воспитания и помощи старшим, занятий декоративно-прикладным искусством в естественной бытовой среде, сопровождения деятельности пословицами и поговорками, песнями. То есть воспитательное воздействие оказывалось на все сферы развития ребенка, а именно двигательную, познавательную, эмоциональную и духовную. Важным элементом воспитания являлось развитие уважения к старшим, к родителям, к природе и труду.
Современные дети ежедневно подвергаются мощным информационным потокам не только в образовательных учреждениях, где информация носит познавательный характер, но и за их пределами. Развитие СМИ несет в себе скорее негативное воздействие на неокрепшую психику наших детей. Изобилие ТВ программ, музыки и фильмов с элементами западной культуры истощают внутреннюю энергию ребенка, перемещают акцент с созидательной, активной деятельности к пассивному наблюдению, ведут к потере интереса к ручному труду. Стоит отметить, что развитие мелкой и крупной моторики рук является залогом хорошего умственного развития, повышения гибкости умственной деятельности, вариативности мышления, а также помогают формировать такие важные качества как усидчивость, терпеливость и аккуратность. Изобилие образов людей, ведущих праздный образ жизни, по сути ничего не создающих, создают путаницу в мыслях, верованиях, идеалах подрастающего поколения. Конечно, изолировать ребенка от информативности и поликультурности современного мира невозможно, да и не целесообразно. Наша задача укрепить самосознание наших детей, заложить в них правильную нравственную систему ценностей, научить делать правильные выборы в своей жизни и любить труд, расширить их понимание о важности создания крепкой семьи, быть верными своему Отечеству. По данным исследований ученых в области этнофункциональной психологии, гармоничное развитие человека в единении с природой и культурой родного края, наследием своей Родины благотворно сказывается, прежде всего, на его психическом здоровье: значительно снижается риск появления тревожности, депрессивных тенденций, склонности к использованию наркотических средств. Энергетический потенциал такой личности достаточно высок, она способна творить и созидать. Психическое и психологическое здоровье во многом определяет и физическое развитие. Большинство недугов нашего тела имеют психосоматический характер. Поэтому этнокультурный компонент воспитания решает сразу несколько задач: воспитание физически и психически здоровой нации, развитие и укрепление нравственных аспектов создания семьи, трудовой деятельности, а так же повышение уровня творческой, созидательной энергии, что отвечает запросам современной жизни.
В заключение хотелось бы сказать о важности государственной поддержки воспитания подрастающего поколения в русле национальной культуры. России нужны патриоты, знающие и уважающие свои корни, люди, которые вобрали в себя все лучшее от своих предков и способные стать творцами нового этапа развития нашей страны.
Литература
- Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии, издательство Институт психологии РАН, 2008. – 574 стр.