Цель урока: развивать познавательный интерес учащихся через межпредметные связи курсов истории, химии, географии.
Задачи:
- сформировать первоначальные представления о свойствах металлов, применении, нахождении в природе.
- закрепить умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- развивать активность и познавательный интерес учащихся через межпредметные связи, воспитывать способность работать в коллективе.
Оборудование: коллекция металлов (железо, медь, алюминий), магниты, коллекция минералов данных металлов, текст о металлах (по рядам), таблица «Физические свойства металлов».
Для учителя: мультимедийный проектор, экран, слайды к уроку.
План:
- Историческая справка.
- Физические свойства металлов. Лабораторная работа.
- Использование металлов.
- Металлы в природе. Л.р. (коллекция).
- Тест.
- Д/з
- Металлы в искусстве*.
Девиз урока:
«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества». Д.И. Менделеев
«Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может». М.В. Ломоносов
Ход урока
I. Историческая справка.
1. Учитель: История развития человечества неразрывно связана с металлами. Первые орудия труда и охоты были каменными или сделаны из костей убитых животных. В глубокой древности были известны 7 металлов. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком еще до изобретения письменности.
Семь металлов создал свет по числу семи планет…
Дал нам космос на добро медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец… Сын мой! Сера их отец.
И спеши скорей узнать: всем им ртуть родная мать!
Семь металлов древности соотносили с семью известными тогда планетами.
Золото символизировало надежду, счастье и прибыль; медь – дружбу, любовь, железо –войны, тюрьмы, ненависть. Предметы домашнего обихода и оружие из золота, серебра изготавливали за несколько тысячелетий до н.э. Медь была первым металлом, из которого стали изготавливать орудия труда. С открытием меди стала зарождаться профессия кузнеца. На смену медным орудиям пришли бронзовые. Их можно было затачивать и использовать длительное время. Позже человек освоил производство железных изделий /9 век до н.э./ И только в 19 веке были получены алюминиевые изделия. Сегодня мы рассматриваем 3 металла, которые символизируют 3 эпохи в развитии человечества.
II. Лабораторная работа. Физические свойства металлов.
Цель: рассмотрите металлы, попробуйте изменить их форму. На основании наблюдений, табличных данных и вашего жизненного опыта охарактеризуйте свойства металлов и запишите их в таблицу. Время для работы 5 минут, ученики работают в 4-ках. Отвечают на вопрос:1 ряд – какими свойствами обладает медь, 2 ряд – железо, 3 ряд – алюминий?
Ответы: Медь – металл красноватого цвета, блестит, пластична, им. высокую электропроводность и высокую температуру плавления, не намагничивается.
Железо – серебристо-серый металл, блестит, менее пластична, очень высокую температуру плавления, низкую электропроводность, обладает магнитными свойствами, коррозирует.
Алюминий – серебристо-белый, блестит, очень пластичен, средняя температура плавления, не намагничивается, очень легкий.
III. Использование металлов.
Цель: прочитайте текст, ответьте на вопросы в конце текста. Время на работу 3 минуты. Обсуждение вопросов.
IV. Нахождение в природе.
Цель: рассмотрите коллекцию, запишите названия минералов в таблицу.
Работаем в 4-ках с переходами. 1 ряд – коллекция минералов меди, 2 ряд – коллекция минералов железа, 3 ряд – коллекция минералов алюминия. Время на работу по 1 минуте в каждом ряду, затем ученики переходят на другой ряд.
Итог урока: В 10-11 веке усовершенствовалась плавка и обработка металла. С 14 века начали строить домны – плавильные печи высотой до 4 м, с большими мехами было соединено водяное колесо. Историю развития металлов можно представить так:
Каменный век | Медный век | Бронзовый век | Железный век |
3-4 тысячелетия до н. э. | 2-1 тысячелетие до н. э. | 1 тысячелетие до н. э. |
Впервые полученный в 19 веке алюминий прочно вошел в нашу жизнь.
V. Тест:
-
Какое из прилагательных не соответствует свойствам железа:
а) электропроводное,
б) пластичное,
в) хрупкое,
г) теплопроводное. -
Какое прилагательное пишется с одной буквой л:
а) а…юминиевый,
б) мета…ический? -
Расположите в хронологической последовательности появление в обиходе человека следующих металлических изделий:
а) пуля,
б) монета,
в) топор. -
Какой из металлов не встречается в природе в свободном виде:
а) золото,
б) медь,
в) алюминий? -
Почему медь считают музыкальным металлом?
Звучит звон колоколов. Обсуждение ответов.
VI. Металлы в искусстве*. (слайды)
- Статуя Свободы и Медный всадник.
- Царь-колокол и Царь-пушка.
- Стальные памятники. «Рабочий и колхозница».
- Бронзовые памятники Коломны: бюст Адмирала Флота СССР С.Г. Горшкова и академика Макеева В.П.
Литература:
- О.С. Габриелян. Химия. 8-9 класс. Москва: Дрофа, 2008.
- В. Малышкина. Занимательная химия. – С-Петербург, «Тригон», 1998.
- О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. М: Блик плюс, 2000.