Введение.
Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как "непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью", становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.
Нравственное развитие ребенка определяется всем ходом его жизни- учебной игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе, в обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью.
Нравственный мир детей сложен, динамичен и задача педагога - постоянно следить за нравственным развитием ребенка, улавливать возможные отклонения от нормы и своевременно корректировать их.
Нормативный аспект содержания экологического образования отражает сущность правил (предписаний и запретов) общества на поведение человека в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры каждого человека в обществе, в отношениях между людьми, в природе. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять раскрытию и формированию этого аспекта содержания, ведь культура поведения человека не возникает сама собой.
Цель данной работы - изучить нравственно-экологическое отношение детей к окружающему миру.
Объект исследования - процесс нравственно-экологического воспитания детей.
Предмет исследования: формирование нравственно- экологических отношений в процессе изучения окружающего мира.
Гипотеза исследования: духовный мир школьника постепенно обогащается нравственно-экологическими представлениями в ходе учебного процесса, внеклассной работы в результате практического участия в различных видах деятельности.
Для экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Изучить психические особенности отношений детей к природным объектам.
- Апробировать некоторые из разработанных уроков и мероприятий и проверить их эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, связанной с темой исследования; наблюдения за реакцией детей на информацию учителя, иллюстративный материал, анкетирование школьников и беседы с ними, разработка (конструирование) содержания уроков, специальных мероприятий, направленных на формирование нравственно-экологических отношений.
Глава I. Теоретические основы формирования нравственной и экологической культуры личности.
1.1. Основные понятия теории нравственной культуры.
Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы используемся понятием морали.
Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении "этика" употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеческая мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе, говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, - нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.
Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.
Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.
Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.
Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований.
Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.
1.2. Экологическая культура учащихся.
Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие "экология" характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.
Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.
Глава II. Формирование нравственно-экологических отношений в процессе изучения окружающего мира.
2.1. Формирование милосердия.
В центре нравственного воспитания остается формирование доброты, гуманности по отношению к другим людям. Особенно это актуально в нынешнее неспокойное время, когда остро ощущается дефицит милосердия, взаимопонимания между людьми. Основное направление работы в области формирования милосердия и других нравственных характеристик состоит во введении школьника в сложную систему взаимоотношений с окружающими, акцентируя внимание детей на чувства, переживания другого человека. Методические приемы здесь могут быть следующими (с использованием опыта В.А. Марченковой, 1999).
Ознакомление детей с реакцией людей на внимание, заботу окружающих (школьникам может быть предложено пронаблюдать, как относятся близкие друг к другу, что человека радует, что огорчает, какие обиды может один человек нанести другому и т.п.).
Прием визуализации. Например, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Это способствует восприятию того, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие его, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.
Прием драматизации. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных и представляет возможность выразить свое отношение через определенные действия - приласкать, погладить, утешить, сказать теплые слова.
Игровая деятельность. Это позволяет создать реальную возможность для выражения себя в той или иной нравственной ситуации. Подбор игрового материала и ролей для каждого школьника помогает пережить эмоции, связанные с осознанием сопереживания и деятельностного сострадания.
Условием формирования нравственных отношений у младших школьников является овладение ими системой обобщенных понятий в этой области. Этому будет способствовать введение в содержание "Окружающего мира" таких понятий, как индивидуальность человека, его честь и достоинство; права человека и способы их защиты; любовь, дружба, милосердие.
2.2. Формирование чувства родства с природой.
Экоцентрическое экологическое сознание предполагает отказ от иерархической картины мира, когда человек стоит над природой, является наивысшей ценностью. Способствовать становлению такого мировоззрения будет развитие у детей чувства родства с природой. Чувство родства с природой может поддерживаться и развиваться приемом сравнения человека и самого школьника с объектами живой природы. Соотнесение человека с другими представителями живой природы будет способствовать плавной, безболезненной трансформации антропоморфизма в более развитые в экологическом смысле отношения субъектификации. Сходство человека и других живых организмов в начальном природоведении может быть рассмотрено по следующим направлениям:
1) сходство морфологическое (здесь человека можно сравнивать с любыми млекопитающим, хотя бы с кошкой: и у человека, и у кошки есть голова, туловище, конечности, даже сохранился у человека в виде рудимента; и человек, и кошка имеют сердце, легкие и другие аналогичные органы);
2) сходство физиологическое (человек, животные, растения дышат, питаются, обмениваются со средой веществом и энергией);
3) сходство поведенческое (поведение человека во многом копирует или по крайней мере напоминает поведение животных)
Информацию о сходстве поведения человека и животных представляет нам этология. Этология (от греч. etos - обычай, нрав) - биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях. Обширные сведения о поведении животных имелись в трудах естествоиспытателей XVIII - XIX веков и, в первую очередь, в трудах Ч. Дарвина. В современном виде этология возникла в 30-е годы ХХ в., главным образом благодаря работам австрийского зоолога К. Лоренца (1903 - 1989) и других ученых. Некоторые примеры поведенческого сходства человека и животных, которые можно рассмотреть с детьми.
Использование орудий. Для человека характерна орудийная деятельность. Для выполнения тех или иных действий животные тоже могут использовать орудия. Дятловый вьюрок на Галапагосских островах срывает с куста колючку и, держа ее в клюве, выпугивает ей насекомых из норок в коре деревьев. Морская выдра, лежа на спине, укладывает на грудь камень как наковальню и об нее разбивает раковины моллюсков. В Африке птица стервятник метко бросает камень в яйцо страуса и разбивает его.
Отношения родителей с детьми. Забота о детях, кормление, обучение, игры с детьми присущи как человеку, так и многим животным.
"Нравственные" запреты. В играх детей участники часто подчиняются правилу "лежащего не бьют". Аналогичное поведение можно наблюдать и среди животных одного вида. Когда большая собака настигает маленькую, последняя часто ложится на спину, и тогда большой пес теряет свою агрессивность и не трогает малыша.
Этот прием сравнения человека и объектов природы уже нашел свое применение в некоторых вариантах школьного природоведения. Так, специфика программы первого класса в курсе "Мир и человек" (авт.
А.А. Вахрушев) как раз в том и заключается, чтобы школьники познавали мир, сравнивая его с собой. Содержание программы включает, в частности, вопросы: "Эмоции человека и животных. Умение разобраться в чувствах человека и домашних животных", "Сходство человека и животных". В последующих классах идея сходства человека и животных находит свое развитие ("Системы органов тела человека и позвоночных. Человек - двуногое животное с большими руками" и т. п.)
Следующим этапом развития чувства родства человека и природы будет формирование у детей представления о происхождении человека. Информация о происхождении человека от животных начинает проникать в начальное природоведение. Так, в упомянутом курсе "Мир и человек" включены вопросы: "Наши предки - позвоночные", "Наши предки - древесные животные", которые рассматриваются в III классе (тема "История биосферы").
Итак, в основе названного чувства лежит осознанное представление о том, что и человек, и животные, и растения - все родом из природы и как дети большой семьи очень похожи друг друга, а посему и относиться к природе надо по-родственному, по-человечески.
Идея генетического родства человека и природы имеет важные экологические следствия. Например, учитывая то, что человек является частью природы и во многом живет по тем же законам, что природа гораздо старше человека и, следовательно, "опытнее" его, можно многому поучиться у природы. Дидактическая функция природы была подмечена еще античными мыслителями. Уже на заре греческой классики Гераклит говорит о необходимости "действовать в согласии с природой", ей внимая. В настоящее время дидактическая функция природы наиболее отчетливо проявилась в бионике - науке, которая специально изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов, систем. Люди многому научились у природы: в конструкции самолета воплощены наблюдения за полетом птиц, полет стрекозы подобен полету вертолета, подводные лодки напоминают очертания рыб, по принципу репейника изобретена застежка - репейник и т.п.
Мысль о том, что живая природа гораздо старше человека, а поэтому "опытнее" и даже "умнее" его и что у природы многому можно научиться, полезно довести до сознания детей.
2.3. Воспитание бережного отношения к природе во внеклассной работе.
Экологическое воспитание находит свое логическое продолжение и во внеклассной деятельности. В.А. Сухомлинский подчеркивал: "Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи".
В связи с этим в содержание внеклассной работы вводится большее количество знаний о природных взаимосвязях.
Формирование понятий "Вода, воздух и почва - среда для жизни растений и животных" направляет на изучение приспособительных признаков растений и животных к жизни в воде, почве, воздухе и не только требует описания особенностей их внешнего вида, но и приводит к пониманию, почему они живут в той или иной среде, какие приспособительные особенности имеют для этого.
Более глубокое изучение на внеклассных занятиях взаимосвязей растений и животных помогает школьникам уяснить, что живые организмы существуют в природе не изолированно, а образуют определенные сообщества, постоянно вступают в контакты, в основе которых лежат пищевые связи и отношения, объяснять взаимоотношения некоторых групп организмов, например птиц и насекомых, растений и травоядных животных, культурных растений и сорняков.
Расширение и углубление понятий об использовании и влиянии человека на природу дает возможность показывать учащимся многочисленные связи, которые связывают человека как труженика, выполняющего определенный круг работ в природе, заботливого хозяина, защитника природы, но в то же время подчас оказывающего и отрицательное влияние на нее. И сегодня еще наблюдается хищническое истребление диких животных и растений, разрушение среды их обитания, несоблюдение норм и сроков охоты, рыбной ловли, браконьерство, что приводит в конечном счете к сокращению численности ряда видов и даже их полному исчезновению, нарушению равновесия в природных сообществах. Поэтому необходимо знать и учитывать взаимосвязи в природе, не разрушать, а поддерживать и развивать их.
Каждое внеклассное занятие готовится и разрабатывается при участии ребят так, чтобы закрепить у них потребность и вызвать устойчивый интерес к наблюдениям в природе, направить на поиски ответов на многие вопросы к справочной и научно-популярной литературе.
Поскольку усвоение знаний о природных взаимозависимостях является основой для воспитания бережного отношения к природе, то делается акцент на выявление детьми этих связей, на формирование понятия "приспособленность живых организмов к среде обитания".
На внеклассных занятиях большое внимание уделяется закреплению правил индивидуального поведения в природе. Необходимость специальной работы над ними диктуется тем, что представления о них школьников очень расплывчаты. Перед тем как идти в природу, памятку повторяют, но не механически заучивают ее требования и рекомендации, а добиваются, чтобы учащиеся усваивали мотивировку установок, содержащихся в ней. Для упражнений в соблюдении и выполнении их в природе используется любая возможность на экскурсиях, прогулках, при выполнении общественно полезных дел.
Правила поведения постепенно отрабатываются и становятся руководством к действию. Находясь в лесу, дети собирают валежник, закапывают мусор. Наблюдая за жизнью его обитателей, стараются не спугнуть их, не нарушить покой, не срывают цветки растений и несозревшие плоды, осторожно обходят, стараясь не повредить и не наступить на молодые деревца. Если видят поломанные деревья, порезы на коре, тут же замазывают раны, подвязывают ветки. Появляется потребность действовать и поступать так, чтобы оказать посильную помощь природе, не нарушать ее законы.
2.4. Основные условия эффективности экологического воспитания.
Успех экологического воспитания зависит от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействуют на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой траве, щебетанию птиц, полету бабочек, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения.
Но в то же время часть ребят относится к природе потребительски, а подчас и жестоко. Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.
Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром и природоведению, которые позволяют систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.
Полезно обсудить с учащимися еще встречающиеся последствия безответственного отношения взрослых и детей к природе, чтобы выработать правильное отношение к негативным явлениям. Противопоставление им позитивных действий на конкретных фактах разъясняет суть правильного подхода к охране и приумножению природных богатств.
Отношение человека к природной среде рассматривается как сложное комплексное образование, которое включает в себя знания о природе, нравственно-эстетические нормы и оценки данного общества.
В основу содержания экологического воспитания должно быть положено формирование перечисленных ниже ведущих понятий, направленных на более глубокое понимание взаимосвязей в природе.
- Сезонные изменения в неживой природе и их причины.
- Влияние неживой природы на жизнь растений и животных: вода, воздух, почва.
- Взаимосвязь растений и животных.
- Возможности использования и влияния человека на природу.
Глава III. Система работы учителя по выявлению особенностей отношений детей к природным объектам.
В результате анкетирования, устного опроса на уроках было установлено, что подавляющее большинство третьеклассников считали, что есть животные добрые, хорошие и плохие, злые.
При этом на первом месте оказался волк, в эту же категорию попала лиса.
Восприятие детьми ряда представителей животного мира экологически негативно и подлежит исправлению. После изучения причин деления животных на плохих и хороших и возможных путей трансформации негативных отношений в позитивные была выдвинута следующая гипотеза: негативное отношение к животным трансформируется в положительную сторону, если будет проведен урок, в котором будет показано:
- отсутствие практической опасности для человека от этих животных, в частности из-за того, что в природе их осталось мало;
- роль этих животных в природе;
- будут созданы игровые ситуации, в которых дети могли бы поставить себя на место животных.
Через определенное время (через 2 недели) после проведенного урока, затем (через месяц) были проведены анкетирование, беседа по исходным вопросам, которые показали, что, отношение детей к волку и лисе изменилось в положительную сторону.
В целях раскрытия основных факторов загрязнения воды, расширения общего кругозора детей, формирования внимательного и бережного отношения и окружающей природе в третьем классе был проведен урок на тему: "Почему воду нужно беречь?"
В целях совершенствования знаний детей об изменениях живой природы весной, развития наблюдательности, воспитания любви и бережного отношения к природе в младших классах было проведено мероприятие на тему: "Изменения в природе весной".
Заключение.
На школу, как подчеркивается в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, возлагается особая роль в формировании у ребят качеств рачительного хозяина, охраняющего и приумножающего природные богатства. Успешное решение этой проблемы возможно лишь на основе преемственности, непрерывности и последовательности в работе всех звеньев школы.
Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум сведений по экологии, который предусмотрен курсом по ознакомлению с окружающим миром, программой по природоведению и другим учебным предметам начальных классов.
У детей младшего школьного возраста наблюдается повышенный интерес к природе. Учитель берет его за основу при организации целенаправленного общения с окружающей средой, постепенного накопления природоохранительных знаний.
Учитель формирует систему ведущих природоведческих и природоохранительных понятий, на основе которых учащиеся уясняют не только существование природных взаимосвязей и взаимозависимостей, но и необходимость сохранения и поддержания их.
Обогащает личный опыт учащихся пониманием того, что природа является естественной основой жизни общества и каждого человека, что все необходимое для жизни люди берут у природы. Ее неповторимая красота доставляет радость, вызывает удивление, восхищение. Природные ресурсы - воздух, вода, почва, полезные ископаемые, растительный и животный мир в значительной мере зависят от человека.
Предупреждает негативное воздействие на природу, подводит учащихся к сознательному соблюдению норм и правил поведения, вырабатывает готовность действовать в защиту окружающей среды.
Воспитывает нравственные личностные качества - доброту, заботу, отзывчивость, ответственность и любовь к родному краю.
Экологическое образование в настоящее время рассматривается как основная часть воспитания. Важно добиваться, чтобы чувство личной ответственности за все живое на Земле, забота о сохранности и планомерном использовании природных ресурсов стала чертой характера каждого гражданина нашей страны.
Литература.
- Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальных классах. М., 2001.
- Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников. Минск, 1978.
- Голубев И.Р., Новиков Ю.М. Окружающая среда и ее охрана. М., 1985.
- Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. М., 1983.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 2001.
- Дежкин В. Беседы об экологии. М., 2003.
- Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2000.
- Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. М., 2000.
- Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. Охрана окружающей среды. М., 2002.
- Мамедов Н.М. Проблемы экологии. М., 2003.
- Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей // Начальная школа. 1999. № 5.
- Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Никонина М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2000.
- Петросова Р.А., Голов В.Г., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. М., 1999.
- Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. Учебник для пед. институтов: М., 1990.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений.М.: Издательский центр "Академия", 2002.
- Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. М., 2000.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. - М., 1986.