Исследовательская работа "Формирование нравственно-экологических отношений в процессе изучения окружающего мира"

Разделы: Начальная школа


Введение.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как "непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью", становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

Нравственное развитие ребенка определяется всем ходом его жизни- учебной игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе, в обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью.

Нравственный мир детей сложен, динамичен и задача педагога - постоянно следить за нравственным развитием ребенка, улавливать возможные отклонения от нормы и своевременно корректировать их.

Нормативный аспект содержания экологического образования отражает сущность правил (предписаний и запретов) общества на поведение человека в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры каждого человека в обществе, в отношениях между людьми, в природе. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять раскрытию и формированию этого аспекта содержания, ведь культура поведения человека не возникает сама собой.

Цель данной работы - изучить нравственно-экологическое отношение детей к окружающему миру.

Объект исследования - процесс нравственно-экологического воспитания детей.

Предмет исследования: формирование нравственно- экологических отношений в процессе изучения окружающего мира.

Гипотеза исследования: духовный мир школьника постепенно обогащается нравственно-экологическими представлениями в ходе учебного процесса, внеклассной работы в результате практического участия в различных видах деятельности.

Для экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  • Изучить психические особенности отношений детей к природным объектам.
  • Апробировать некоторые из разработанных уроков и мероприятий и проверить их эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, связанной с темой исследования; наблюдения за реакцией детей на информацию учителя, иллюстративный материал, анкетирование школьников и беседы с ними, разработка (конструирование) содержания уроков, специальных мероприятий, направленных на формирование нравственно-экологических отношений.

Глава I. Теоретические основы формирования нравственной и экологической культуры личности.

1.1. Основные понятия теории нравственной культуры.

Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы используемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении "этика" употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеческая мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе, говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, - нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.

Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований.

Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.

1.2. Экологическая культура учащихся.

Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие "экология" характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.

Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.

Глава II. Формирование нравственно-экологических отношений в процессе изучения окружающего мира.

2.1. Формирование милосердия.

В центре нравственного воспитания остается формирование доброты, гуманности по отношению к другим людям. Особенно это актуально в нынешнее неспокойное время, когда остро ощущается дефицит милосердия, взаимопонимания между людьми. Основное направление работы в области формирования милосердия и других нравственных характеристик состоит во введении школьника в сложную систему взаимоотношений с окружающими, акцентируя внимание детей на чувства, переживания другого человека. Методические приемы здесь могут быть следующими (с использованием опыта В.А. Марченковой, 1999).

Ознакомление детей с реакцией людей на внимание, заботу окружающих (школьникам может быть предложено пронаблюдать, как относятся близкие друг к другу, что человека радует, что огорчает, какие обиды может один человек нанести другому и т.п.).

Прием визуализации. Например, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Это способствует восприятию того, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие его, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.

Прием драматизации. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных и представляет возможность выразить свое отношение через определенные действия - приласкать, погладить, утешить, сказать теплые слова.

Игровая деятельность. Это позволяет создать реальную возможность для выражения себя в той или иной нравственной ситуации. Подбор игрового материала и ролей для каждого школьника помогает пережить эмоции, связанные с осознанием сопереживания и деятельностного сострадания.

Условием формирования нравственных отношений у младших школьников является овладение ими системой обобщенных понятий в этой области. Этому будет способствовать введение в содержание "Окружающего мира" таких понятий, как индивидуальность человека, его честь и достоинство; права человека и способы их защиты; любовь, дружба, милосердие.

2.2. Формирование чувства родства с природой.

Экоцентрическое экологическое сознание предполагает отказ от иерархической картины мира, когда человек стоит над природой, является наивысшей ценностью. Способствовать становлению такого мировоззрения будет развитие у детей чувства родства с природой. Чувство родства с природой может поддерживаться и развиваться приемом сравнения человека и самого школьника с объектами живой природы. Соотнесение человека с другими представителями живой природы будет способствовать плавной, безболезненной трансформации антропоморфизма в более развитые в экологическом смысле отношения субъектификации. Сходство человека и других живых организмов в начальном природоведении может быть рассмотрено по следующим направлениям:

1) сходство морфологическое (здесь человека можно сравнивать с любыми млекопитающим, хотя бы с кошкой: и у человека, и у кошки есть голова, туловище, конечности, даже сохранился у человека в виде рудимента; и человек, и кошка имеют сердце, легкие и другие аналогичные органы);

2) сходство физиологическое (человек, животные, растения дышат, питаются, обмениваются со средой веществом и энергией);

3) сходство поведенческое (поведение человека во многом копирует или по крайней мере напоминает поведение животных)

Информацию о сходстве поведения человека и животных представляет нам этология. Этология (от греч. etos - обычай, нрав) - биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях. Обширные сведения о поведении животных имелись в трудах естествоиспытателей XVIII - XIX веков и, в первую очередь, в трудах Ч. Дарвина. В современном виде этология возникла в 30-е годы ХХ в., главным образом благодаря работам австрийского зоолога К. Лоренца (1903 - 1989) и других ученых. Некоторые примеры поведенческого сходства человека и животных, которые можно рассмотреть с детьми.

Использование орудий. Для человека характерна орудийная деятельность. Для выполнения тех или иных действий животные тоже могут использовать орудия. Дятловый вьюрок на Галапагосских островах срывает с куста колючку и, держа ее в клюве, выпугивает ей насекомых из норок в коре деревьев. Морская выдра, лежа на спине, укладывает на грудь камень как наковальню и об нее разбивает раковины моллюсков. В Африке птица стервятник метко бросает камень в яйцо страуса и разбивает его.

Отношения родителей с детьми. Забота о детях, кормление, обучение, игры с детьми присущи как человеку, так и многим животным.

"Нравственные" запреты. В играх детей участники часто подчиняются правилу "лежащего не бьют". Аналогичное поведение можно наблюдать и среди животных одного вида. Когда большая собака настигает маленькую, последняя часто ложится на спину, и тогда большой пес теряет свою агрессивность и не трогает малыша.

Этот прием сравнения человека и объектов природы уже нашел свое применение в некоторых вариантах школьного природоведения. Так, специфика программы первого класса в курсе "Мир и человек" (авт.

А.А. Вахрушев) как раз в том и заключается, чтобы школьники познавали мир, сравнивая его с собой. Содержание программы включает, в частности, вопросы: "Эмоции человека и животных. Умение разобраться в чувствах человека и домашних животных", "Сходство человека и животных". В последующих классах идея сходства человека и животных находит свое развитие ("Системы органов тела человека и позвоночных. Человек - двуногое животное с большими руками" и т. п.)

Следующим этапом развития чувства родства человека и природы будет формирование у детей представления о происхождении человека. Информация о происхождении человека от животных начинает проникать в начальное природоведение. Так, в упомянутом курсе "Мир и человек" включены вопросы: "Наши предки - позвоночные", "Наши предки - древесные животные", которые рассматриваются в III классе (тема "История биосферы").

Итак, в основе названного чувства лежит осознанное представление о том, что и человек, и животные, и растения - все родом из природы и как дети большой семьи очень похожи друг друга, а посему и относиться к природе надо по-родственному, по-человечески.

Идея генетического родства человека и природы имеет важные экологические следствия. Например, учитывая то, что человек является частью природы и во многом живет по тем же законам, что природа гораздо старше человека и, следовательно, "опытнее" его, можно многому поучиться у природы. Дидактическая функция природы была подмечена еще античными мыслителями. Уже на заре греческой классики Гераклит говорит о необходимости "действовать в согласии с природой", ей внимая. В настоящее время дидактическая функция природы наиболее отчетливо проявилась в бионике - науке, которая специально изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов, систем. Люди многому научились у природы: в конструкции самолета воплощены наблюдения за полетом птиц, полет стрекозы подобен полету вертолета, подводные лодки напоминают очертания рыб, по принципу репейника изобретена застежка - репейник и т.п.

Мысль о том, что живая природа гораздо старше человека, а поэтому "опытнее" и даже "умнее" его и что у природы многому можно научиться, полезно довести до сознания детей.

2.3. Воспитание бережного отношения к природе во внеклассной работе.

Экологическое воспитание находит свое логическое продолжение и во внеклассной деятельности. В.А. Сухомлинский подчеркивал: "Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи".

В связи с этим в содержание внеклассной работы вводится большее количество знаний о природных взаимосвязях.

Формирование понятий "Вода, воздух и почва - среда для жизни растений и животных" направляет на изучение приспособительных признаков растений и животных к жизни в воде, почве, воздухе и не только требует описания особенностей их внешнего вида, но и приводит к пониманию, почему они живут в той или иной среде, какие приспособительные особенности имеют для этого.

Более глубокое изучение на внеклассных занятиях взаимосвязей растений и животных помогает школьникам уяснить, что живые организмы существуют в природе не изолированно, а образуют определенные сообщества, постоянно вступают в контакты, в основе которых лежат пищевые связи и отношения, объяснять взаимоотношения некоторых групп организмов, например птиц и насекомых, растений и травоядных животных, культурных растений и сорняков.

Расширение и углубление понятий об использовании и влиянии человека на природу дает возможность показывать учащимся многочисленные связи, которые связывают человека как труженика, выполняющего определенный круг работ в природе, заботливого хозяина, защитника природы, но в то же время подчас оказывающего и отрицательное влияние на нее. И сегодня еще наблюдается хищническое истребление диких животных и растений, разрушение среды их обитания, несоблюдение норм и сроков охоты, рыбной ловли, браконьерство, что приводит в конечном счете к сокращению численности ряда видов и даже их полному исчезновению, нарушению равновесия в природных сообществах. Поэтому необходимо знать и учитывать взаимосвязи в природе, не разрушать, а поддерживать и развивать их.

Каждое внеклассное занятие готовится и разрабатывается при участии ребят так, чтобы закрепить у них потребность и вызвать устойчивый интерес к наблюдениям в природе, направить на поиски ответов на многие вопросы к справочной и научно-популярной литературе.

Поскольку усвоение знаний о природных взаимозависимостях является основой для воспитания бережного отношения к природе, то делается акцент на выявление детьми этих связей, на формирование понятия "приспособленность живых организмов к среде обитания".

На внеклассных занятиях большое внимание уделяется закреплению правил индивидуального поведения в природе. Необходимость специальной работы над ними диктуется тем, что представления о них школьников очень расплывчаты. Перед тем как идти в природу, памятку повторяют, но не механически заучивают ее требования и рекомендации, а добиваются, чтобы учащиеся усваивали мотивировку установок, содержащихся в ней. Для упражнений в соблюдении и выполнении их в природе используется любая возможность на экскурсиях, прогулках, при выполнении общественно полезных дел.

Правила поведения постепенно отрабатываются и становятся руководством к действию. Находясь в лесу, дети собирают валежник, закапывают мусор. Наблюдая за жизнью его обитателей, стараются не спугнуть их, не нарушить покой, не срывают цветки растений и несозревшие плоды, осторожно обходят, стараясь не повредить и не наступить на молодые деревца. Если видят поломанные деревья, порезы на коре, тут же замазывают раны, подвязывают ветки. Появляется потребность действовать и поступать так, чтобы оказать посильную помощь природе, не нарушать ее законы.

2.4. Основные условия эффективности экологического воспитания.

Успех экологического воспитания зависит от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.

Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействуют на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой траве, щебетанию птиц, полету бабочек, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения.

Но в то же время часть ребят относится к природе потребительски, а подчас и жестоко. Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром и природоведению, которые позволяют систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.

Полезно обсудить с учащимися еще встречающиеся последствия безответственного отношения взрослых и детей к природе, чтобы выработать правильное отношение к негативным явлениям. Противопоставление им позитивных действий на конкретных фактах разъясняет суть правильного подхода к охране и приумножению природных богатств.

Отношение человека к природной среде рассматривается как сложное комплексное образование, которое включает в себя знания о природе, нравственно-эстетические нормы и оценки данного общества.

В основу содержания экологического воспитания должно быть положено формирование перечисленных ниже ведущих понятий, направленных на более глубокое понимание взаимосвязей в природе.

  1. Сезонные изменения в неживой природе и их причины.
  2. Влияние неживой природы на жизнь растений и животных: вода, воздух, почва.
  3. Взаимосвязь растений и животных.
  4. Возможности использования и влияния человека на природу.

Глава III. Система работы учителя по выявлению особенностей отношений детей к природным объектам.

В результате анкетирования, устного опроса на уроках было установлено, что подавляющее большинство третьеклассников считали, что есть животные добрые, хорошие и плохие, злые.

При этом на первом месте оказался волк, в эту же категорию попала лиса.

Восприятие детьми ряда представителей животного мира экологически негативно и подлежит исправлению. После изучения причин деления животных на плохих и хороших и возможных путей трансформации негативных отношений в позитивные была выдвинута следующая гипотеза: негативное отношение к животным трансформируется в положительную сторону, если будет проведен урок, в котором будет показано:

  1. отсутствие практической опасности для человека от этих животных, в частности из-за того, что в природе их осталось мало;
  2. роль этих животных в природе;
  3. будут созданы игровые ситуации, в которых дети могли бы поставить себя на место животных.

Через определенное время (через 2 недели) после проведенного урока, затем (через месяц) были проведены анкетирование, беседа по исходным вопросам, которые показали, что, отношение детей к волку и лисе изменилось в положительную сторону.

В целях раскрытия основных факторов загрязнения воды, расширения общего кругозора детей, формирования внимательного и бережного отношения и окружающей природе в третьем классе был проведен урок на тему: "Почему воду нужно беречь?"

В целях совершенствования знаний детей об изменениях живой природы весной, развития наблюдательности, воспитания любви и бережного отношения к природе в младших классах было проведено мероприятие на тему: "Изменения в природе весной".

Заключение.

На школу, как подчеркивается в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, возлагается особая роль в формировании у ребят качеств рачительного хозяина, охраняющего и приумножающего природные богатства. Успешное решение этой проблемы возможно лишь на основе преемственности, непрерывности и последовательности в работе всех звеньев школы.

Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум сведений по экологии, который предусмотрен курсом по ознакомлению с окружающим миром, программой по природоведению и другим учебным предметам начальных классов.

У детей младшего школьного возраста наблюдается повышенный интерес к природе. Учитель берет его за основу при организации целенаправленного общения с окружающей средой, постепенного накопления природоохранительных знаний.

Учитель формирует систему ведущих природоведческих и природоохранительных понятий, на основе которых учащиеся уясняют не только существование природных взаимосвязей и взаимозависимостей, но и необходимость сохранения и поддержания их.

Обогащает личный опыт учащихся пониманием того, что природа является естественной основой жизни общества и каждого человека, что все необходимое для жизни люди берут у природы. Ее неповторимая красота доставляет радость, вызывает удивление, восхищение. Природные ресурсы - воздух, вода, почва, полезные ископаемые, растительный и животный мир в значительной мере зависят от человека.

Предупреждает негативное воздействие на природу, подводит учащихся к сознательному соблюдению норм и правил поведения, вырабатывает готовность действовать в защиту окружающей среды.

Воспитывает нравственные личностные качества - доброту, заботу, отзывчивость, ответственность и любовь к родному краю.

Экологическое образование в настоящее время рассматривается как основная часть воспитания. Важно добиваться, чтобы чувство личной ответственности за все живое на Земле, забота о сохранности и планомерном использовании природных ресурсов стала чертой характера каждого гражданина нашей страны.

Литература.

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальных классах. М., 2001.
  2. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников. Минск, 1978.
  3. Голубев И.Р., Новиков Ю.М. Окружающая среда и ее охрана. М., 1985.
  4. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. М., 1983.
  5. Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 2001.
  6. Дежкин В. Беседы об экологии. М., 2003.
  7. Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2000.
  8. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. М., 2000.
  9. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. Охрана окружающей среды. М., 2002.
  10. Мамедов Н.М. Проблемы экологии. М., 2003.
  11. Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей // Начальная школа. 1999. № 5.
  12. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
  13. Никонина М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2000.
  14. Петросова Р.А., Голов В.Г., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. М., 1999.
  15. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. Учебник для пед. институтов: М., 1990.
  16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений.М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  17. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. М., 2000.
  18. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.
  19. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. - М., 1986.

Приложение.