"Ребенку законом и другими средствами
должна быть обеспечена социальная защита и
представлены возможности и благоприятные
условия, которые позволяли бы ему развиваться
физически, умственно, нравственно, духовно и в
социальном отношении здоровым и нормальным
путем в условиях свободы и достоинства"
(Из Декларации прав ребенка)
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и социальной компетенции учащихся, через экологическое воспитание.
Задачи программы
- Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями (через экологическое воспитание).
- Определить круг реальных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития и на этой основе создать коллектив класса.
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе обучения и воспитания.
- Развить творческую индивидуальность ребенка.
- Создать детско-взрослую общность "учитель - ученик - родитель" и установить партнерские отношения.
- Организовать совместное проведение досуга детей и родителей на основе экологической культуры.
- Сформировать у учащихся культуру сохранения и укрепления собственного здоровья.
- Развить чувство патриотизма, и гражданской сознательности, воспитать чувство толерантности к окружающему миру.
- Развить умение ориентироваться в современных информационных потоках (Сформировать информационную экологию).
Основные направления работы:
- Духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
- Экологическое воспитание;
- Здоровьесберегающее образование;
- Формирование здорового информационного образа жизни ребенка.
Приоритетным направлением воспитательной программы является экологическое воспитание, так как основные духовно-нравственные ценности и идеалы можно сформировать через экологические понятия.
На первом этапе работы - необходимо ознакомить учащихся с общечеловеческими нравственными категориями.
На втором этапе - сформировать целостное отношение к людям и окружающему миру.
На третьем этапе - развить умение участвовать в совместной коллективной деятельности и способность брать на себя ответственность перед обществом.
Ожидаемые результаты работы:
1. Повышение уровня всех ключевых компетенций учащихся.
2. Повышение качества воспитательного воздействия на учащегося в "школе и дома".
3. Создание эффективной электронной системы, позволяющей своевременно выявлять затруднения в воспитательной практике и принимать адекватные решения.
Содержание программы:
1. Психолого-воспитательная работа с классом, детьми и родителями
Цель работы:
Изучение психологической атмосферы в семье.
Диагностика общего психологического состояния класса.
Определение личностных и социальных проблем учащихся.
Выявление детей группы "риска", с психическими расстройствами (неврозами), из неблагоприятных семей, склонных к девиантному поведению.
Консультирование родителей и подростков в форме бесед.
Помощь в адаптации подростков к социуму и неблагоприятной окружающей среде;
Начальная коррекция склонности к девиантному поведению
Тестирование, консультации и практические занятия по коррекции
Индивидуальные и групповые тренинги.
Тематические мероприятия:
2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
Цель работы: привить основные общечеловеческие ценности, развить чувство патриотизма.
Теоретическая часть
Духовная природа человека. Проблема добра и зла. Нравственность и этика. Социальные нормы. Формы культуры. Общество и культура. Творчество как способ осмысления жизни. Культурологическая безопасность. Защита личности как носителя духовных и нравственных традиций. Защита духовных и нравственных ценностей. Моя Родина. Мой род, моя страна. Нас много, мы разные. Россия- многонациональное государство.
Практическая часть
Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров, музыкальных залов и консерватории. Встречи с ветеранами ВОВ и интересными людьми. Участие в торжественных мероприятиях, посвященных государственным праздникам. Проведение классных часов;
3. Основы правовых знаний
Цель работы: формирование знаний о праве, правовых нормах поведения человека, формирование гуманистического мировоззрения, правовой культуры.
Теоретическая часть
Конституция РФ - основной закон государства. Права и обязанности школьника. Основные положения уголовного кодекса РФ. Основные положения административного законодательства РФ.
Практическая часть:
Тематические классные часы. Встречи с представителями правопорядка. Викторины по правовой тематике. Просмотр и обсуждение кинофильмов на данную тему.
4. Здоровьесберегающее образование
Цель работы: формирование здорового образа жизни, отрицательного отношения к курению, алкоголю, к употреблению наркотиков, демонстрация учащимся значимости их физического и психического здоровья.
Теоретическая часть
Здоровый образ жизни: что это такое? Личная гигиена и профилактика заболеваний. Основы доврачебной помощи. Правильное питание. Табакокурение как проблема современного общества. Наркомания в современном мире. Алкоголизм как социальное заболевание и его последствия для семьи и общества. Профилактика СПИДа.
5. Основы личной и общественной безопасности
Цель работы: ознакомить с основами личной и общественной безопасности и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
Теоретическая часть
Понятие и виды экстремальных ситуаций. Общие меры личной безопасности. Меры безопасности на улице. Предупредительные меры безопасности для членов семьи. Поведение в толпе. Действия при угрозе совершения террористического акта. Действия при задержании сотрудниками милиции. Информационная защита. Выбор средств информации.
6. Экологическое воспитание
Цель работы: сформировать экологическое сознание, воспитать чувство ответственности за состояние окружающей среды, развить потребность в общении с природой.
Теоретическая часть
Животные и растения природного заказника "Долина реки Сетунь". Редкие растения рядом. Основы экологической безопасности "Бомба замедленного действия" мусор. Мои домашние питомцы. Покорми птиц зимой. Причины возникновения экологических угроз в городе. Виды и способы экологического мониторинга района, города. Обустройство дворов и парков.
Практическая часть
Учебно-игровая площадка "Я юный эколог".
Теоретическая часть: Основы экологической безопасности; причины возникновения экологических угроз в городе; виды и способы экологического мониторинга района, города.
Практическая часть. Поиск экологически неблагоприятных мест и установление причин их возникновения, проведение экологического мониторинга района, составление экологической характеристики района (состояние школы, дворов, улиц.), принятия мер по ликвидации последствий экологических загрязнений.
7. Интерактивное сопровождение воспитательного процесса
Цель работы: формирование здорового информационного образа жизни ребенка. Развития информационной экологии.
1. Создание Интернет-сайт классного руководителя.
2. Формирование информационного образа жизни ребенка.
Теоретическая часть
Общественно-политическая деятельность, учебная деятельность, бытовая деятельность, социально-культурная деятельность, досуговая деятельность.
Практическая часть.
Политинформации, библиотечные классные часы, библиотечные уроки, библиотечные вечера, работа в школьном музее, поисковая работа информации в сети Интернет, создание странички класса на сайте школы.