Цели:
- Познакомить учащихся с правилами написания о-е(ё) после шипящих на конце наречий, формировать умения выделять орфограмму “о, е после шипящих на конце наречий”
- Повторить орфограмму “о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях, существительных, прилагательных, причастиях, глаголах
- Повторить разряды наречий и способы образования
- Продолжить работу над заданиями, рекомендованными для подготовки к ГИА; продолжить работу над устной и письменной речью уч-ся, накопление материалов к проектной работе
Оборудование:
- Мультимедийная доска
- Мини-тест по новой теме
- Алгоритм орфограммы “о, е(ё) после шипящих в различных частях речи”
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (выборочно)
3. Повторение ранее изученного материала
4. Работа с классом
Учитель: Запишите предложения (ученик у доски).
В лесу все живет своей жизнью.
На поляне, освещённой солнцем, летают пчелы, и слышится шорох листьев.
Кругом порхают бабочки, блестящие удивительной красотой.
Звонко на дереве кукует кукушка.
На берегу речонки мы разбили палатки, желая укрыться от дождя.
Учитель: Что мы с вами записали? Почему вы решили, что это текст? О чем этот текст? Какую орфограмму я просила повторить вас дома?
(Выслушиваются ответы учеников.)
– Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним написание.
(У учащихся на парте лежит алгоритм правила и оно появляется на мультимедийной доске.)
Учитель: Какие три условия определяют выбор этой орфограммы? Давайте найдем в тексте наречия и определите их разряд. Каким членом предложения являются наречия? Найдите в тексте пример, иллюстрирующий следующую схему. Запишите словообразовательную цепочку.
Существительное-прилагательное-наречие
– Зачитайте её. (Приложение 1,
слайд на доске.)
– Назовите в тексте сложное предложение и
составьте схему. (Слайд.)
– Какую смысловую роль играют наречия в тексте?
– А что мы знаем о наречиях?
– Найдите в тексте сложное предложение и
составьте схему. (Слайд.)
– Чем осложнены другие предложения?
– Какова функция знаков препинания в данных
предложениях?
(Два задания на слайдах.)
Учитель: Блестящие.
– Какое чередование корней в этом
слове? Какая это часть речи? (Ответы детей.)
– Образуйте от этого причастия наречие.
Блестящ… (Слайд.)
Учитель: Вы сказали, что наречие – неизменяемая часть речи. Значит, какой морфемы нет у наречия?
(Ответы детей.)
7. Изучение нового материала
Учитель: Я зачитаю вам стихотворение, а вы послушайте и найдите ответ на вопрос: “Что в суффиксе надо писать у наречий?”
Хочешь пятерку в журнал получить?
Правило нужно твердо учить!
После шипящих под ударением О
(например: свежо, горячо, хорошо)
Когда ударенья в суффиксе не слышим,
ТО букве Е непременно напишем
На слайде – блестяще-горячо
8. Чтение нового материала по учебнику
Учитель: На стр.119. Запишем тему урока в
тетрадях.
Правописание каких частей речи напоминает это
правило?
В тетрадях для схем записываем алгоритм правила. (Слайд.)
– Но ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на
стр. 119 не содержат полной информации о написании о,
е после шипящих в суффиксах наречий.
– Какую информацию не сообщает учебник
М.М.Разумовской?
Индивидуально задание (эксперты работают со справочной литературой) остальные учащиеся работают с наречиями, помещенными на стр.119
Учитель: Каким способом образовано наречие горячо?
– Почему неуклюже пишется вместе?
– Вопрос к экспертам:
– Какое дополнение к правописанию изучаемой
орфограммы вы обнаружили в справочной
литературе?
Учитель продолжает рифмовку:
Пусть слово ещё никого не смущает,
Одно лишь одно исключеньем бывает.
Дописываем в алгоритм правила слово ещё. (Слайд.)
10. Закрепление темы
Мини-тест “О или Е (Ё) на конце наречий (на столах для учеников заранее приготовлены тесты) Приложение 2.
11. Итог урока
Учитель: С какой частью речи мы сегодня работали на уроке? От какого условия зависит выбор буквы на конце наречия?
– Какая буква пишется под ударением? А без ударения?
Комментирование оценок учащихся.
12. Домашнее задание
Алгоритм, упр.266, таблица
13. Релаксация
Учитель: Я предлагаю выразить свои чувства от урока через синквейн.
На доске появляются 2 слайда – “что такое
синквейн”, “как пишется синквейн”.
(Это работа по созданию проекта.)