Химический калейдоскоп

Разделы: Химия


Цели:

  • Расширить знания учащихся по теме «Неметаллы».
  • Развивать интерес к предмету посредством расширения знаний об окружающем нас мире и месте химии в нем.
  • Формировать умение работать с дополнительной литературой по химии при подготовке к игре.
  • Развивать умения применять ранее  полученные знания при  проведении химических игр, умение работать в коллективе.
  • Воспитывать чувство ответственности  за порученное дело, самодисциплину.

Подготовка к игре:

С первого урока изучения темы «Неметаллы»  учащиеся готовятся к игре. Подготовка идет по вопросам, которые учитель вывешивает в классе. По мере изучения материала темы члены команд постепенно рассматривают и отвечают на эти вопросы, используя также дополнительную литературу.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Часто можно слышать слова «химия загубила», «химия испортила». Химия – это наука. Любая наука добывает и систематизирует знания, и  поэтому не может быть плохой или хорошей. Губит, портит и отравляет не наука, а люди, небрежно или некомпетентно внедряющие результаты науки в производственные процессы.
Химическая наука и химическое производство нуждается в знающих и увлеченных специалистах.
И наша задача на вечере этом, не тайны земные открыть,
Наша задача – хотя бы немного, к ним интерес пробудить.

План проведения игры.

1. «Звездный час в химии»
2. «Обгонялки»
                                               Знаете ли вы …
3.  «Колесо химии»
                                               Блеф-клуб
4.  «Чтобы это значило»
5. «Своя игра»
                                             Реклама
6. «Делай с нами»
7. «Чудеса, нет химия!»

Ведущий.  Иногда ищут путь в Индию, а открывают Америку.
История открытия химических элементов полна личных драм, различных неожиданностей, удивительных легенд. Иногда исследователей подстерегает трагический финал. Но чаще  успех оказывается верным спутником тех, кто умел пристально всматриваться в природные явления. У нас в гостях передача «Звездный час».

(От каждой команды приглашается по одному участнику, нужно определить о каком элементе идет речь и поднять табличку с соответствующим номером).

1. Из него состоит все живое, он графит, антрацит и алмаз, он на улице, в школе и в поле, и в деревьях и в каждом из нас. (Углерод)
2. Парацельс,  при взаимодействие железа и серной кислоты, получил газ, который назвал «горящий воздух». В 1784году А.Л.Лавуазье получил этот газ при взаимодействии воды с раскаленным железом, а английский химик Г.Кавендыш в 1766 году первым провел систематическое изучение свойств этого газа. (Водород).
3.Знаменитый ученый А.Л.Лавуазье совместно с другими учеными в 1787 году предложил название для вновь открытого газа - «безжизненный». Но не прошло и полувека, как выяснилось, что «безжизненный» - это один из элементов жизни, входит  в состав белков. (Азот).
4. Кошка греется на крыше, солнца луч в окошко бьет, Джозеф Пристли с ним две мыши открывают … (Кислород)
5.  Этот элемент был открыт в XIX веке Французским химиком Б. Куртуа
в золе морских водорослей, а помог ему в этом его любимый кот, который разбил         бутылки с суспензией золы морских водорослей и серной концентрированной  кислоты. (Йод).
6.Она известна, со времен глубокой древности, еще античный поэт Гомер описывал ее дезинфицирующие свойства. Как химический элемент впервые охарактеризован в XVIII веке А.Л.Лавуазье. (Сера.)
7. Простое вещество – газ  желто-зеленого цвета, получено К.Шееле,
шведским химиком в XVIII веке,  было применено в виде первого отравляющего вещества. (Хлор).
8. В поисках «философского камня», якобы способного превращать неблагородные металлы в золото, было получено вещество гамбургским купцом Хеннигом Брандом в XVII веке. Сначала алхимики думали, что это и есть «философский камень» ибо полученное вещество в темноте испускало голубоватый свет. (Фосфор).

Ведущий. Отвечать на вопросы всегда труднее, чем задавать их, трудно с этим не согласиться, но у нас в  гостях передача «Обгонялки». (Участвуют все члены команды)

  1. Из какого газа состоит Солнце?
  2. Алмаз, уголь состоят из одного и того же химического элемента. Верно ли это?
  3. Какой сжатый газ водолазы, астронавты, пожарные носят с собой в специальных баллонах для дыхания?
  4. Могут ли выхлопные газы вызывать кислотные дожди?
  5. Самый распространенный элемент на Земле?
  6. Газ, составляющий 78% (по объему) воздуха?
  7. Самый распространенный элемент во Вселенной?
  8. Твердое вещество желтого цвета?
  9. Какой химический элемент называют «элементом жизни и мысли»?
  10. Для чего между двумя оконными рамами на зиму помещают склянку с серной концентрированной кислотой?
  11. Аллотропная модификация атома кислорода?
  12. Зловонная красно – бурая жидкость?
  13. Соль кремневой кислоты?
  14. Бытовое название гидрокарбоната натрия?
  15. Газ, используемый для обеззараживания воды?
  16. Формула угарного газа?
  17. Газ, используемый в световых рекламах?

Знаете ли вы…

  1. Нитрат натрия может служить индикатором относительной влажности воздуха. При влажности 77% и выше эта соль расплывается, а при меньшей – подсыхает.
  2. Концентрированная азотная кислота дает на дереве оранжево-красные пятна и это свойство использовалось для окрашивания ружейных лож.
  3. Растворы буры, тетрабората натрия используют для жесткого крахмаления мужских сорочек.
  4. Для перенесения огня в древнем Риме, использовали деревянные палочки, обмакнутые в расплавленную серу.
  5. Наименьшее  содержание  кислорода в воздухе, которым еще можно дышать, составляет 10%, но свеча гаснет уже при содержании кислорода ниже 16,5%.
  6. Оксид серы (IV) уничтожает микробы и бактерии и потому применяется в качестве консервирующего средства при сушении чернослива, абрикосов и других фруктов.
  7. Нитрит натрия, так же как и нитроглицерин, обладает сосудорасширяющим свойством. Его назначают при стенокардии для приема внутрь.
  8. Для добычи одного грамма йода пришлось бы раздробить в пыль  и переработать до 5 т гранита, до 3 т мрамора или выпарить до 5 т (около четырех тысяч ведер) морской воды. Йод из гранита, мрамора или морской воды обошелся бы дороже золота.

Ведущий: Осознание ошибки в решении бывает ценнее самого решения. У нас на игре передача «Колесо химии» (по четыре человека от команды, на каждый шаг новый участник, один шаг – один ответ)

1 шаг. Под химическими формулами напишите название веществ: N2 –– NO2 –– HNO3 –– Cu (NO3)2
2 шаг. Запишите формулы следующих веществ: гидрокарбоната натрия, сульфата меди(II), хлорида аммония.
3  шаг. Приведите формулы и названия кислот, в которых  С О + 5 проявляют: а) азот, б) фосфор.
4 шаг. Какие формулы неверно записаны: H2, Zn2, N2, Cl2, Cu2, I2, HI2.

Ведущий. Для наших болельщиков «Блеф-клуб», ответ должен быть однозначным: да, нет.

  1. Воздух – это раствор.
  2. Переход аммиака из жидкого состояния в твердое – процесс физический.
  3. Углекислый газ необходим для дыхания.
  4. Запахи бывают твердыми.
  5. Атом можно увидеть.
  6. Вода – это химический элемент.
  7. Водород – топливо будущего.
  8. Завтра наступят каникулы.
  9. Озон – аллотропная модификация химического элемента кислорода.
  10. Фосфаты – это соли серной кислоты.

Ведущий. «Чтобы это значило» (нужно придумать названия к рисункам)

Для команд дается по два рисунка на тему неметаллы и их соединения (рисунок 1, рисунок 2)
Для болельщиков рисунок, на котором изображен кот с перевязанным глазом (рисунок 3)

Ведущий. На один химический вопрос может быть несколько правильных ответов. У нас в гостях передача «Своя игра» (Приложение 1)

Химические элементы и простые вещества.

  1. Вещество, которое дезинфицирует воду, и не оставляет привкуса
  2. Топливо будущего.
  3. Пациент попросил врача выписать «бром» для успокоения нервной системы. Возможно ли это?
  4. Алмаз и графит это аллотропные модификации химического элемента углерода. Чем объяснить различия их физических свойств.
  5. Самый активный неметалл.

Соли.

  1. «Пищевая сода с точки зрения химии – это сложное вещество, состоящее из трех простых веществ: натрия, углерода, кислорода» Ваш комментарий.
  2. Почему можно растворить в соляной кислоте карбонат бария, но не сульфат бария.
  3. Как называются соли фосфорной кислоты?
  4. Какая разница в применении слова «соль» в быту и в химической лаборатории?
  5. Качественный реактив на соли серной кислоты.

Оксиды

  1. Дождевая вода после грозы содержит следы азотной кислоты. Чем это объясняется?
  2. Без какого газообразного и жидкого оксидов растения не могут расти и развиваться?
  3. Как различить аммиак и оксид азота (IV), если они в закрытых сосудах?
  4. Оксид фосфора  (V) применяется как обезвоживающее средство. Какие изменения происходят при этом?
  5. Как доказать, что в выдыхаемом воздухе содержится углекислый газ?

Кислоты

  1. Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную?
  2. Какое холодное масло, будучи влито  в холодную воду, делает ее горячей?
  3. Раствор, какой  кислоты, содержится в желудочном соке человека?
  4. Что такое «царская водка», способная растворить даже золото?
  5. Какая  кислота применяется в производстве фруктовых вод?

Реклама (учащиеся заранее готовят рекламу серной кислоты или другого соединения неметаллов)

Ведущий. Следующий конкурс и для команд и для болельщиков «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас»

Для участников. На схеме изображены области применения галогенов и их соединений. Определите, какой столбец, принадлежит какому галогену. (Приложение 2)
(Йод, фтор, бром, хлор)

Для болельщиков. Начав движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв приведенных в клетках, получилось одно правило техники безопасности при разбавлении концентрированной серной кислоты в воде. Каждая клетка может быть использована лишь один раз. (Приложение 3)

(Разбавляя кислоту, вливать ее тонкой струей в воду)

Ведущий. «Опыт – единственный путь спрашивать природу и слушать ответ в ее лаборатории». (Д.И. Менделеев)

Проводятся опыты, основанные на свойствах соединений неметаллов (литература № 6)

1. «Необычное поведение азотной кислоты»
2.  «Выжигание по бумаге»
3. «Огненная метель»

При подведении итогов проводится демонстрация творческих работ учащихся:

– «пейзажи на стекле»;
– стихи, песни, загадки  химической тематики.

1. «Необычное поведение азотной кислоты»

Налейте в пробирку на 1/4 объема раствор нитрата серебра и добавьте к нему раствор хлорида натрия. Выпадает белый творожистый осадок хлорида серебра.

AgNO3 + NaCl  ––> AgCl + NaNO3

Прилейте в пробирку с осадком раствор аммиака. Осадок полностью растворяется

AgCl + NH3 ––> Ag(NH3)Cl

К полученной бесцветной прозрачной жидкости добавьте немного  разбавленной азотной кислоты. Вновь выпадает белый осадок хлорида серебра.

Ag (NH3)Cl + 2HNO3  ––> AgCl + 2NH4NO3

Азотная кислота в этой реакции выступает в необычной для себя роли. Она здесь не окислитель, а вызывает разрушение комплексного иона серебра, усиливая его диссоциацию.

2. «Выжигание по бумаге»

На плотный лист белой бумаги нанести карандашом едва заметный контур, какой – либо фигуры (рисунок нужно сделать одной сплошной и непересекающейся линией). Выделите на контуре одну произвольную точку и отметьте ее цветным карандашом. Приготовьте насыщенный раствор нитрата калия (в 20 мл воды растворить30 г соли при нагревании). При помощи кисточки тщательно пропитайте бумагу по контуру рисунка еще не остывшим раствором нитрата калия. Когда бумага высохнет, слегка коснитесь концом горящей лучины отмеченной ранее точки. Тотчас же появится искра, которая будет медленно продвигаться по контуру, пока не «обежит весь рисунок. Этот опыт, проведенный в затемненном  помещении, весьма эффектен.

3. «Огненная метель»

В бутыль налейте водный раствор аммиака (25%), смочив ее стенки, а избыток жидкости слейте в склянку для слива растворов. Бутыль закройте пробкой. В ложечку для сжигания веществ поместите оксид хрома (III) и накалите над пламенем горелки, а затем внесите в бутыль с аммиаком и сбросьте его. Образуется целый сноп искр, которые кружатся внутри бутыли, как в метель.

4. «Пейзажи на стекле»

Готовят теплый раствор 2-3 г желатина в 100 мл воды и 10-15%-ные водные растворы окрашенных солей (сульфата меди, дихромата калия, хлорида никеля, хлорида кобальта и т.п.). Эти растворы будут содержать 10-15 г каждой соли в 100 г воды.
Затем раствор желатина смешивают с десятикратным объемом раствора соли и выливают смесь на обезжиренную стеклянную пластинку, чтобы получился слой толщиной 2-3 мм. Пластинку оставляют в горизонтальном положении для испарения воды. Через один-два дня тонкий слой раствора желатина с примесями солей высыхает и на стекле появляются причудливые узоры из цветных кристаллов синего, оранжевого , зеленого, розового цветов.

Литература:

1. В.В.Девяткин, Ю.М.Ляхова. Химия (для любознательных или о чем   не узнаешь на уроке). Ярославль. Академия,  Академия Холдинг,  2000
2. П.Бемеш, В. Пумпр и др. 111 вопросов по химии … для всех. М.: Просвещение, 1994 (рисунки)
3. Ю.Н.Кукушкина. Что мы знаем о химии (вопросы и ответы). М.: Высшая школа, 1993.
4. Э.Г.Злотникова. Урок окончен – занятия продолжаются. М.: Просвещение, 1992.
5. А.А.Тыльдсепп. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.
6. В.Н. Алексинский. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение.
7. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. Занимательные задания и эффективные  опыты по химии. М.: Дрофа, 2002.