Рабочая программа курса "ЕГЭ. Информатика" (для 12-х классов)

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Для успешного изучения данного курса желательно знание обучающимися следующего фундаментального теоретического материала:

  • единицы измерения информации;
  • принципы кодирования;
  • системы счисления;
  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
  • основные алгоритмические конструкции;
  • основные элементы программирования;
  • основные элементы математической логики;
  • основные типы информационных моделей;
  • программное обеспечение;
  • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

Целью настоящего курса является систематизация знаний и умений по курсу информатики, а также отработка навыков решения тестовых заданий в формате ЕГЭ.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по информатике и ИКТ;
  • повторить методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;
  • тренировать навык решения тестовых заданий в формате ЕГЭ;
  • тренировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • тренировать умение оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.

В структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела: «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике», «Тематические блоки» и «Тренинг по вариантам».

Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.

Содержание раздела «Тематические блоки» включает основные темы курса информатики и информационных технологий: «Информация и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии», «Технологии программирования».

Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам, аналогичным КИМам текущего учебного года. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.

В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны

знать:

  • цели проведения ЕГЭ;
  • особенности проведения ЕГЭ по информатике;
  • структуру и содержание КИМов ЕГЭ по информатике.

уметь:

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
  • применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике.

Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю. Каждое занятие тематических блоков может быть построено по следующему плану: повторение основных методов решения заданий по теме, совместное решение заданий ЕГЭ, самостоятельная работа учащихся по решению тестовых заданий с хронометражем.

Курс завершается итоговым тестированием в режиме on-line на сайте http://www.gosekzamen.ru.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего Теория Практические занятия
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»

1

1

 
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.

1

1

 
Раздел 2. «Тематические блоки»

29

9

20

 
2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование»

5

1

4

Провер. раб.
2.2. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»

6

1

5

Провер. раб.
2.3. Тематический блок «Основы логики»

4

1

3

Провер. раб.
2.4. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент»

2

1

1

 
2.5. Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

2

1

1

 
2.6. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации»

2

1

1

 
2.7. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах»

3

1

2

 
2.8. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»

2

1

1

 
2.9. Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»

1

1

 
2.10. Тематический блок «Технологии программирования»

2

1

1

Провер.раб.
Раздел 3. «Тренинг по вариантам»

4

1

3

 
3.1. Единый государственный экзамен по информатике.

4

1

3

Контр. тестир-е
ВСЕГО:

34

11

23

 

Содержание курса

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике»

1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике.

ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 класса. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.

Раздел 2 «Тематические блоки»

2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование»

Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.

2.2. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»

Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

2.3. Тематический блок «Основы логики»

Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.

2.4. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент»

Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.

2.5. Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме.

2.6. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации»

Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель».

2.7. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах»

Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.

2.8. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»

Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.

2.9.Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»

Технология адресации и поиска информации в Интернете.

2.10. Тематический блок «Технологии программирования»

Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).

Раздел 3. «Тренинг по вариантам»

3.1. Единый государственный экзамен по информатике.

Выполнение тренировочных заданий части А, В и С. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.

Список литературы для учителя:

  • Якушкин П.А. ЕГЭ 2011. Информатика. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2011. – 224 с.
  • Крылов С.С., Ушаков Д.М. ЕГЭ 2010. Информатика. Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач. –М.: Интеллект-Центр, 2010. – 152 с.
  • Сафронов И.К.  ЕГЭ 2010. Информатика. ЕГЭнциклопедия. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 496 с.
  • ЕГЭ 2010. Информатика и ИКТ. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н. –Ростов н/Д: Легион, 2009. – 336 с.

Список литературы для учащихся:

1. Островская Е.М., Самылкина Н.Н. ЕГЭ 2011. Информатика. Сдаем без проблем! Серия: ЕГЭ. Сдаем без проблем! – М., Эксмо, 2010 г. – 160 с.
2. Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания Серия: ЕГЭ. Тематические тренировочные задания. – М., Эксмо, 2010 г. – 96 с.
3. Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2011. Информатика. Тренировочные задания Серия: ЕГЭ. Тренировочные задания. – М., Эксмо, 2010 г. – 208 с.

Приложение 1. Презентация «Интерактивный плакат «Готовимся к ЕГЭ по информатике!»