Цели:
- Обучающие:
- познакомить с правилами сравнения положительных и отрицательных чисел;
- учить применять полученные знания при выполнении различных заданий.
- Развивающие:
- способствовать овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности (умение сравнивать, анализировать);
- способствовать развитию математической речи учащихся.
- Воспитательные:
- способствовать формированию познавательного интереса;
- способствовать формированию личностных качеств: доброты, взаимопомощи, милосердия, умения слышать и слушать.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Доброе утро!
В одной песне поется: «Кто ищет, тот всегда
найдет». Мне повезло: я нашла добрых, умных,
отзывчивых детей – это вы. И надеюсь, что на уроке
вы так же найдете для себя что–то новое,
интересное, необычное. Присаживайтесь.
Сегодня – вы сотрудники частного предприятия
«Бюро находок» (Презентация,
слайд 1). Добро пожаловать!
Чем занимается такое бюро? (ответы детей: что –
то ищут, возвращают пропавшие вещи) А помогать
в течение всего урока нам будет пес Тишка.
2. Актуализация опорных знаний
– Вы сегодня не замерзли, пока шли в школу?
Какая сегодня погода?
– Посмотрите на слайд (Презентация,
слайд 2).
– Используя данные, определите:
- В какой день температура была самой высокой? Самой низкой?
- Как изменилась температура воздуха в период со 2 по 4 февраля?
– Чтобы ответить на мои вопросы, какую
математическую операцию вам необходимо было
выполнить? (Сравнение). Сформулируйте тему
урока (записать в тетради, запись фамилии на
ТПО) (Презентация,
слайд 3).
– Какие числа вы уже умеете сравнивать? (положительные).
Какие числа вы еще знаете? (Отрицательные). А
с чем мы должны познакомиться на уроке? (Правила
сравнения положительных и отрицательных чисел,
применять правило при выполнении заданий)
3. Подготовка к усвоению нового материала
– Проверим нашу готовность к работе. (Презентация, слайд 5)
(лото) Ответьте на вопросы.
Открывается картина – корзина с яйцами.
– Что мы нашли? Интересно, чья это корзина? (Презентация, слайд 6)
– Ребята, как вы думаете? (Предположения ребят:
крокодил, змея, пингвин, курица, страус). А что
же думает Тишка? (Презентация,
слайд 7)
– Проведем следствие там, где встречаются эти
звери. И мы отправляемся с Тишкой…? (В зоопарк) (Презентация, слайд 8).
4. Изучение нового материала
– Проведем небольшое следствие и выясним, чья корзина.
Работа в ТПО (Приложение 1) на числовой прямой:
(Презентация, слайд
10) На координатной прямой отметьте точки С(36)
и К(39), показывающую температуру
тела страуса и крокодила. У кого
температура выше? Какими числами выражена
температура тела животных? (Презентация,
слайд 11)
Точка S(36) на горизонтальной числовой прямой
расположена левее точки К(39), а точка К(39)
расположена правее точки S(36). Сделайте вывод? (На
горизонтальной координатной прямой точка с большей
координатой лежит правее точки с
меньшей координатой).
(Презентация, слайд 12)
Ответьте на координатной прямой точками Z
и Р температуру среды обитания
пингвина и змеи, если один из них живет при
температуре – 35о,
а другой + 25о.
– Какие числа мы сравниваем? (Положительные и
отрицательные). Всегда ли положительное число
будет больше отрицательного? (Да, т.к. на
горизонтальной числовой прямой положительные
числа расположены правее отрицательных).
Правило (Презентация,
слайд 13)
(Презентация, слайд 14)
Для высиживания птенцов страус роет ямку в земле
глубиной 60 см. Отметьте на координатной прямой
точкой S число, обозначающее
глубину гнезда. Что в этом случае принимается за
начало отсчета? (Уровень земли)
Какие числа мы сравниваем? (Отрицательное и
нуль). Всегда ли отрицательное число будет
меньше нуля? (Да, т.к. на горизонтальной
числовой прямой нуль расположен правее
отрицательных чисел). Правило (Презентация,
слайд 15)
(Презентация, слайд 16)
Страус выдерживает температуру до – 37о, а
пингвин до – 82о. Отметьте точками S и Р
минимальную температуру, которую может
выдержать каждый.
– Кто живет в климате с более низкой, меньшей
температурой?
– Какие числа мы сравниваем? (Отрицательные). Точка
Р(– 82) на горизонтальной числовой прямой
расположена левее точки S(– 37), значит – 82 < –
37. Сравните модули этих чисел. (Модуль числа
– 82 > модуля числа – 37). Сделайте вывод (Презентация, слайд 17).
– Давайте еще раз вспомним правила, которые
прозвучали. Кто может их сформулировать? (Правила
– слайд 18)
– Наше следствие подходит к концу, осталось
узнать владельца корзины, для этого выполним
следующее задание (на слайде 19 по гиперссылке
перейти к выполнению теста)
Учащиеся коллективно выполняют задания теста. В случае правильных ответов высвечивается слово «крокодил».
– Так вот кто потерял корзину с яйцами. Нужно догнать маму-крокодилицу, пока не стали появляться маленькие крокодильчики. А для этого нужно быть в хорошей форме.
5. Физкультминутка
(слайд 20, песня «Мама для мамонтенка»).
6. Закрепление
– Ребята, чтобы найти маму, нам предстоит выполнить задания. (Самостоятельная работа на листочках – Приложение 2, по окончании – самопроверка. Результаты работы занести в таблицу (переход со слайда 21 по гиперссылке). Детям, которые справились с заданием быстрее других , можно предложить дополнительное задание – Приложение 3).
– А вот и мама – крокодилица. Ребята, давайте ей вернем корзину, надеемся, что она никогда больше не потеряет своих детей. (Презентация, слайды 23, 24, 25).
7. Рефлексия
Счастлива мама, счастливы дети,
Семья победит все преграды на свете.
– Ребята, а какие качества вам помогли
сделать маму счастливой? (Усидчивость,
внимание, наблюдательность).
– А еще очень помогли вам знания, которые вы
приобрели во время урока.
– Что мы учились выполнять? (Презентация,
слайд 26) Приведите примеры на правила.
– А в жизни нам могут пригодиться эти знания? Для
чего? (Презентация,
слайд 27)
– Я благодарю вас за сотрудничество. Ваша работа в бюро находок была очень важна. Оцените роль своего участия в этом поиске (Презентация, слайд 29).
Каждому ученику выдается 3 картинки, представленные на слайде. На ватмане нарисована большая корзина. Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке и приклеивает на корзину одну из картинок.