Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.
Задачи урока:
Развивающие:
- интерес к химии,
- экспериментальное исследование и творческие навыки,
- мышление,
- социальную активность учащихся через установление межпредметных связей;
Обучающие:
- познакомить с растворением как физико-химическим процессом,
- дать классификацию растворов по признаку растворимости.
- сформировать понятия: раствор, растворитель, кристаллогидрат.
Воспитательные:
- воспитывать общую культуру,
- бережное отношение к окружающей среде,
- повышение компетентности в морально-нравственной гигиене.
Оборудование: вода, натрий, пинцет, фенолфталеин, концентрированная серная кислота, азотнокислый аммоний, раздаточный опорный конспект.
Методы и методические приёмы:
- демонстрация опытов;
- игровая ситуация;
- конспектирование материала учениками;
- работа с опорным конспектом, учебником;
- используются информационные технологии (слайды с использованием Интернет-данных)
План урока (Приложение):
- Организационный момент (вступительное слово учителя о целях урока и его содержании, готовность учеников к уроку);
- Проверка знаний (мотивационный момент: создание игровой ситуации);
- Изучение и усвоение нового материала;
- Закрепление (устный опрос по вопросам со слайда);
- Подведение итогов урока.
Эпиграф:
“Дорога к знаниям? Ну что ж её легко понять,
Ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь, и ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше с каждым разом”.
Ход урока
Слайды | Активность учителя | Примечания |
1. | Организационный момент: приветствие, мотивация на начало работы. | |
2. | Мы с вами приступаем к изучению нового раздела химии.
Чтобы догадаться, о чем сегодняшний урок, вы должны продолжить
стихотворение, придуманное вашим классным руководителем специально для
нашего урока:
|
Тема: Растворение. Растворимость веществ в воде. (записывают в тетрадь) |
3. | Цель: расширить знания о процессе растворения и растворах. | |
4. | Задачи:
Урок начнем с проверки ваших знаний, юные химики! Я предлагаю всему классу мысленно отправиться в химическое королевство, где мирно и дружно живут (нам уже знакомые) химические элементы. На химическое королевство напал трехглавый дракон (Приложение 1). Победить его можно с помощью знаний. Каждый правильный ответ принесет нам победу над одной головой. Я провожу опыт. Вам надо:
|
Проверка знаний. Опыт 1. В пробирку с водой добавить кусочек натрия. Наблюдение признаков реакции. Добавить несколько капель раствора индикатора. Наблюдение изменения окраски раствора. |
5. | В данной реакции металл растворился в воде. По
способности растворять вода не имеет себе равных: 1500000 млн. тонн руд
находятся на дне Тихого океана! Вся таблица Менделеева имеется в океанической воде. А знаете ли вы, что в 1 м куб. морской воды растворено до 0.01 мг золота! Общее кол-во золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны. А “живая вода” – раствор серебра. Благодаря бактерицидному свойству серебра она долго хранится, промытые ей раны быстро заживают. Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки. Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе. ¾ поверхности Земли покрыто водой |
|
6. | Если бы всю воду равномерно распределить по всему земному шару, то глубина “мирового океана” составила бы 4 км. | |
7. | Человек на 70% состоит из воды. В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм. Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены-огурцы -98%) Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%) Хлеб – 40% Молоко – 75% |
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
|
||
8-23. | 20% мировых запасов пресной воды – оз. Байкал. Чистота воды в нем – заслуга рачка эпишура, который пропускает через себя всю воду. Вода обладает уникальными свойствами. Об одном из них вы узнаете из презентации “Послание воды”. |
Презентация “Послание воды” |
24. | С глубокой древности человек связан с использованием
воды и водных растворов: изготовление красок, стекла, керамики.
Производство глиняных изделий, выработка цветной глазури, покрывающей
стены подземных гробниц фараонов, искусство бальзамирования в Древнем
Египте основано на растворах. Так что же такое раствор? |
Опорный конспект вклеивают в тетради. (Разобрать на слайде.) Обратить внимание на формулы кристаллогидратов-солей, в составе которых входит вода (кристаллизационная) |
25. | Признаки химического взаимодействия. Схема. |
Схему в тетрадь зарисовать. Опыт 2. Разбавление концентрированной серной кислоты – пробирка нагревается. Опыт 3. Растворение азотнокислого аммония – охлаждение раствора. |
26. | Факторы, от которых зависит растворимость. Схема. |
Обложка учебника (таблица растворимости) Схему в тетрадь зарисовать. |
27. | Задание. Пользуясь учебником (стр.138, рис. 39), определите растворимость KCl при температуре 10/ 30/ 80ºС. |
Работа с учебником. (Ответ: 30, 40, 60 г.) |
28. | Типы растворов по содержанию растворённого вещества. Пользуясь учебником (стр.138, рис. 39) определите тип раствора KCl при t° = 60°, имеющего массу KCl: |
Схему в тетрадь нарисовать. (Ответ: насыщенный, ненасыщенный, перенасыщенный) |
29. | Закрепление. (Устный опрос) |
Вопросы со слайда. |
30. | Подведение итогов урока. Выставление оценок. |