Растворение. Растворимость веществ в воде. 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.

Задачи урока:

Развивающие:

  • интерес к химии,
  • экспериментальное исследование и творческие навыки,
  • мышление,
  • социальную активность учащихся через установление межпредметных связей;

Обучающие:

  • познакомить с растворением как физико-химическим процессом,
  • дать классификацию растворов по признаку растворимости.
  • сформировать понятия: раствор, растворитель, кристаллогидрат.

Воспитательные:

  • воспитывать общую культуру,
  • бережное отношение к окружающей среде,
  • повышение компетентности в морально-нравственной гигиене.

Оборудование: вода, натрий, пинцет, фенолфталеин, концентрированная серная кислота, азотнокислый аммоний, раздаточный опорный конспект.

Методы и методические приёмы:

  • демонстрация опытов;
  • игровая ситуация;
  • конспектирование материала учениками;
  • работа с опорным конспектом, учебником;
  • используются информационные технологии (слайды с использованием Интернет-данных)

План урока (Приложение):

  1. Организационный момент (вступительное слово учителя о целях урока и его содержании, готовность учеников к уроку);
  2. Проверка знаний (мотивационный момент: создание игровой ситуации);
  3. Изучение и усвоение нового материала;
  4. Закрепление (устный опрос по вопросам со слайда);
  5. Подведение итогов урока.

Эпиграф:

“Дорога к знаниям? Ну что ж её легко понять,
Ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь, и ошибаетесь опять,
Но меньше, меньше, меньше с каждым разом”.

Ход урока

Слайды Активность учителя Примечания
1. Организационный момент: приветствие, мотивация на начало работы.  
2. Мы с вами приступаем к изучению нового раздела химии. Чтобы догадаться, о чем сегодняшний урок, вы должны продолжить стихотворение, придуманное вашим классным руководителем специально для нашего урока:

Как-то утром я проспал.
в школу быстро собирался:
Чал холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в остатке стало сладко
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме –
Отчего судьбы немилость?
Виновата – растворимость.

Тема:

Растворение.

Растворимость веществ в воде.

(записывают в тетрадь)

3. Цель: расширить знания о процессе растворения и растворах.  
4. Задачи:
  1. Познакомить с растворением как физико-химическим процессом,
  2. Дать классификацию растворов по признаку растворимости.
  3. Сформировать понятия: раствор, растворитель, кристаллогидрат.

Урок начнем с проверки ваших знаний, юные химики!

Я предлагаю всему классу мысленно отправиться в химическое королевство, где мирно и дружно живут (нам уже знакомые) химические элементы.

На химическое королевство напал трехглавый дракон (Приложение 1). Победить его можно с помощью знаний. Каждый правильный ответ принесет нам победу над одной головой.

Я провожу опыт. Вам надо:

  1. Записать уравнение реакции на доске и уравнять.
  2. Определить тип реакции, дать определение.
  3. Объяснить изменение окраски индикатора.
Проверка знаний.

Опыт 1.

В пробирку с водой добавить кусочек натрия.

Наблюдение признаков реакции.

Добавить несколько капель раствора индикатора.

Наблюдение изменения окраски раствора.

5. В данной реакции металл растворился в воде. По способности растворять вода не имеет себе равных: 1500000 млн. тонн руд находятся на дне Тихого океана!

Вся таблица Менделеева имеется в океанической воде.

А знаете ли вы, что в 1 м куб. морской воды растворено до 0.01 мг золота!

Общее кол-во золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны.

А “живая вода” – раствор серебра. Благодаря бактерицидному свойству серебра она долго хранится, промытые ей раны быстро заживают.

Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки.

Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе.

¾ поверхности Земли покрыто водой

В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это
А, в сущности, только вода.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда
Струя водопада и брызги фонтана
И это всё только вода.

6. Если бы всю воду равномерно распределить по всему земному шару, то глубина “мирового океана” составила бы 4 км.  
7. Человек на 70% состоит из воды.

В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм.

Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены-огурцы -98%)

Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%)

Хлеб – 40%

Молоко – 75%

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Пошевелите правым плечом, левым, сведите их у позвоночника.
  2. Закройте глаза, сосчитайте до 5, резко откройте и снова откройте (повторите ещё 2 раза).
  3. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.
8-23. 20% мировых запасов пресной воды – оз. Байкал.

Чистота воды в нем – заслуга рачка эпишура, который пропускает через себя всю воду.

Вода обладает уникальными свойствами.

Об одном из них вы узнаете из презентации “Послание воды”.

Презентация
“Послание воды”
24. С глубокой древности человек связан с использованием воды и водных растворов: изготовление красок, стекла, керамики. Производство глиняных изделий, выработка цветной глазури, покрывающей стены подземных гробниц фараонов, искусство бальзамирования в Древнем Египте основано на растворах.

Так что же такое раствор?

Опорный конспект вклеивают в тетради.

(Разобрать на слайде.)

Обратить внимание на формулы кристаллогидратов-солей, в составе которых входит вода (кристаллизационная)

25. Признаки химического взаимодействия.

Схема.

Схему в тетрадь зарисовать.

Опыт 2.

Разбавление концентрированной серной кислоты – пробирка нагревается.

Опыт 3.

Растворение азотнокислого аммония – охлаждение раствора.

26. Факторы, от которых зависит растворимость.

Схема.

Обложка учебника

(таблица растворимости)

Схему в тетрадь зарисовать.

27. Задание.

Пользуясь учебником (стр.138, рис. 39), определите растворимость KCl

при температуре 10/ 30/ 80ºС.

Работа с учебником.

(Ответ: 30, 40, 60 г.)

28. Типы растворов по содержанию растворённого вещества.

Пользуясь учебником (стр.138, рис. 39)

определите тип раствора KCl при t° = 60°, имеющего массу KCl:
40г / 50г / 70г

Схему в тетрадь нарисовать.

(Ответ: насыщенный, ненасыщенный, перенасыщенный)

29. Закрепление.
(Устный опрос)
Вопросы со слайда.
30. Подведение итогов урока. Выставление оценок.