Урок-исследование на тему "Поляризация света". 11-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Цели:

Развивающие:

  • развивать мышление, навыки учебного труда;
  • продолжить работу по формированию умений осознавать проблему, делать выводы, обобщать.

Воспитательные:

  • вырабатывать нравственные качества, трудолюбие, дисциплину;
  • продолжить воспитание аккуратности, бережливости;
  • вызвать интерес к учебным действиям;
  • вызвать интерес к изучаемому матeриалу.

Образовательные: дать понятие “Поляризации света”, его практического проявление и применения, добиться их сознательного усвоения, приучить пользоваться полученными знаниями.

Оборудование:

  1. лабораторное оборудование на каждый стол: 2 поляроида, экран, низковольтная лампа, источник питания, кусочек целлофана;
  2. демонстрационное оборудование: набор по поляризации света, оптическая скамья, экран;
  3. компьютер с выходом на экран большого ЖК телевизора, подключенный к Интернету;
  4. компьютерный монитор старого образца, на основе электронно-лучевой трубки;
  5. ноутбуки на каждом ученическом столе, подключенные к Интернету;
  6. презентации “Поляризация света”, “Принцип действия ЖК-монитора”, “Поляризация электромагнитных волн”;
  7. индивидуальные задания для учащихся по постановке проблемного эксперимента;
  8. DVD фрагмент или набор для демонстрации свойств электромагнитных волн “Поляризация электромагнитных волн”.

Ход урока

I) Мотивационный этап:

Проблемный эксперимент:

На каждом столе установлено лабораторное оборудование. И учащимся предлагается открыть на своих ноутбуках файл с заданием № 1:

1) расположите на одной линии лампу, подключенную к источнику, поляроид, экран;

2) поворачивайте поляроид вокруг оси, наблюдайте освещенность экрана. Сделайте вывод;

3) установите между поляроидом и экраном ещё один поляроид и поворачивайте вокруг оси сначала один, потом другой поляроиды.

Наблюдайте, как меняется освещённость экрана. Сделайте вывод.

II) Эвристическая беседа:

– Давайте попробуем объяснить результаты опытов.

Первое предположение: Свет – поперечная волна. Но в падающем от обычного источника пучке волн присутствуют колебания во всевозможных плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волн (Cлайд 1);

Второе предположение: Кристалл турмалина(поляроид) обладает способностью пропускать световые волны с колебаниями, лежащими в одной определенной плоскости. (Cлайд 2)/

III) Актуализация знаний:

Кристалл турмалина поляризует естественный свет, т.е. выделяет(пропускает) колебания только в одной определённой плоскости. С помощью второго поляроида (анализатора) можно определить плоскость поляризации первого поляроида.(слайд 3)

IV) Проблемный эксперимент:

Откройте файл с заданием № 2:

Возьмите в руки поляроид и, поворачивая вокруг оси, посмотрите сквозь него на :

  1. экран своего ноутбука;
  2. экран нашего большого ЖК телевизора;
  3. экран монитора старого образца на основе электронно-лучевой трубки.

Сделайте вывод.

V) Актуализация знаний:

  1. Экран ЖК-монитора даёт поляризованный свет;
  2. Свет от экрана монитора на основе электронно-лучевой трубки не поляризован.

Давайте попробуем объяснить, почему?

Презентация “Принцип действия ЖК-монитора”;

VI) Проблемный эксперимент:

Теле-радио-связь осуществляется на электромагнитных волнах.
Давайте вспомним одно из свойств электромагнитных волн, и попробуем объяснить его с позиции знаний, полученных на сегодняшнем уроке.
Демонстрация опыта по поляризации электромагнитных волн на DVD, или непосредственно на демонстрационном столе.

VII) Актуализация знаний:

Объяснение опыта: если направление металлических стержней решетки совпадает с направлением вектора напряженности электрического поля, то в стержнях возбуждаются токи, решетка срабатывает как проводник и отражает электромагнитную волну. Если же решетку повернуть на 90°, сигнал проходит, так как в этом случае стержни перпендикулярны вектору электрического поля, и оно не может вызвать появление токов в стержнях.

VIII) Проблемный эксперимент:

  1. Поместим между скрещенными под углом 90° поляроидами смятый кусочек целлофана, покрутим по очереди поляроиды вокруг оси, пронаблюдаем эффект на экране;
  2. Поместим между скрещенными под углом 90° поляроидами специальный слайд из набора по поляризации света для наблюдения хроматической поляризации, повернём поляроиды вокруг оси, пронаблюдаем эффект на экране.

Задание № 3:

  1. попробуйте объяснить наблюдаемое явление, выдвинуть гипотезу;
  2. выйдите в Интернет со своего компьютера и попробуйте найти ответ там (5–7 минут) (в это время на экране большого телевизора идёт релаксация и звучит приятная музыка)/

IX) Актуализация знаний:

a) Обсуждение результатов задания № 3 (презентация);
б) Применение поляризации света:

Задание № 4:

– найти ответ в Интернете;
– записать в тетрадь:

  1. Поляроидные очки;
  2. Установка поляроидных плёнок на фарах и ветровых стёклах встречных автомобилей;
  3. Определение содержания сахара в растворе;
  4. Поляроидные пленки на объективах фотоаппаратов и видео камер;
  5. Изучение распределения механических напряжений в деформированных образцах.

X) Подведение итогов:

А) Фронтальная беседа:
Определим главное, что мы узнали сегодня на уроке:

  1. понятие поляризации света;
  2. поляроид и его функции;
  3. проявление, применение поляризации света.

Б) Выставление оценок за урок:

Каждый обучающийся в конце урока сдаёт в письменном или электронном виде результаты выполнения заданий № 1, 2, 3, 4 и получает оценку за каждый этап урока:

Ф.И. обучающегося Оценка за задание № 1 Оценка за задание № 2 Оценка за задание № 3 Оценка за задание № 4
         

Отдельно оценивается участие в эвристических беседах, умение работать с компьютером, быстро и эффективно пользоваться Интернетом:

Ф.И обучающегося Оценка за работу с компьютером, с Интернетом Устная работа по актуализации знаний (этапы урока II, III,V,VII, VIII)
     

Таким образом, на уроке оценивается каждый обучающийся, и многие получают даже две оценки;

В) Домашнее задание: § 73,74 по учебнику “Физика 11”, Г.Я.Мякишева и Б.Б.Буховцева