Цели:
Развивающие:
- развивать мышление, навыки учебного труда;
- продолжить работу по формированию умений осознавать проблему, делать выводы, обобщать.
Воспитательные:
- вырабатывать нравственные качества, трудолюбие, дисциплину;
- продолжить воспитание аккуратности, бережливости;
- вызвать интерес к учебным действиям;
- вызвать интерес к изучаемому матeриалу.
Образовательные: дать понятие “Поляризации света”, его практического проявление и применения, добиться их сознательного усвоения, приучить пользоваться полученными знаниями.
Оборудование:
- лабораторное оборудование на каждый стол: 2 поляроида, экран, низковольтная лампа, источник питания, кусочек целлофана;
- демонстрационное оборудование: набор по поляризации света, оптическая скамья, экран;
- компьютер с выходом на экран большого ЖК телевизора, подключенный к Интернету;
- компьютерный монитор старого образца, на основе электронно-лучевой трубки;
- ноутбуки на каждом ученическом столе, подключенные к Интернету;
- презентации “Поляризация света”, “Принцип действия ЖК-монитора”, “Поляризация электромагнитных волн”;
- индивидуальные задания для учащихся по постановке проблемного эксперимента;
- DVD фрагмент или набор для демонстрации свойств электромагнитных волн “Поляризация электромагнитных волн”.
Ход урока
I) Мотивационный этап:
Проблемный эксперимент:
На каждом столе установлено лабораторное оборудование. И учащимся предлагается открыть на своих ноутбуках файл с заданием № 1:
1) расположите на одной линии лампу, подключенную к источнику, поляроид, экран;
2) поворачивайте поляроид вокруг оси, наблюдайте освещенность экрана. Сделайте вывод;
3) установите между поляроидом и экраном ещё один поляроид и поворачивайте вокруг оси сначала один, потом другой поляроиды.
Наблюдайте, как меняется освещённость экрана. Сделайте вывод.
II) Эвристическая беседа:
– Давайте попробуем объяснить результаты опытов.
Первое предположение: Свет – поперечная волна. Но в падающем от обычного источника пучке волн присутствуют колебания во всевозможных плоскостях, перпендикулярных направлению распространения волн (Cлайд 1);
Второе предположение: Кристалл турмалина(поляроид) обладает способностью пропускать световые волны с колебаниями, лежащими в одной определенной плоскости. (Cлайд 2)/
III) Актуализация знаний:
Кристалл турмалина поляризует естественный свет, т.е. выделяет(пропускает) колебания только в одной определённой плоскости. С помощью второго поляроида (анализатора) можно определить плоскость поляризации первого поляроида.(слайд 3)
IV) Проблемный эксперимент:
Откройте файл с заданием № 2:
Возьмите в руки поляроид и, поворачивая вокруг оси, посмотрите сквозь него на :
- экран своего ноутбука;
- экран нашего большого ЖК телевизора;
- экран монитора старого образца на основе электронно-лучевой трубки.
Сделайте вывод.
V) Актуализация знаний:
- Экран ЖК-монитора даёт поляризованный свет;
- Свет от экрана монитора на основе электронно-лучевой трубки не поляризован.
Давайте попробуем объяснить, почему?
Презентация “Принцип действия ЖК-монитора”;
VI) Проблемный эксперимент:
Теле-радио-связь осуществляется на электромагнитных волнах.
Давайте вспомним одно из свойств электромагнитных волн, и попробуем объяснить
его с позиции знаний, полученных на сегодняшнем уроке.
Демонстрация опыта по поляризации электромагнитных волн на DVD, или
непосредственно на демонстрационном столе.
VII) Актуализация знаний:
Объяснение опыта: если направление металлических стержней решетки совпадает с направлением вектора напряженности электрического поля, то в стержнях возбуждаются токи, решетка срабатывает как проводник и отражает электромагнитную волну. Если же решетку повернуть на 90°, сигнал проходит, так как в этом случае стержни перпендикулярны вектору электрического поля, и оно не может вызвать появление токов в стержнях.
VIII) Проблемный эксперимент:
- Поместим между скрещенными под углом 90° поляроидами смятый кусочек целлофана, покрутим по очереди поляроиды вокруг оси, пронаблюдаем эффект на экране;
- Поместим между скрещенными под углом 90° поляроидами специальный слайд из набора по поляризации света для наблюдения хроматической поляризации, повернём поляроиды вокруг оси, пронаблюдаем эффект на экране.
Задание № 3:
- попробуйте объяснить наблюдаемое явление, выдвинуть гипотезу;
- выйдите в Интернет со своего компьютера и попробуйте найти ответ там (5–7 минут) (в это время на экране большого телевизора идёт релаксация и звучит приятная музыка)/
IX) Актуализация знаний:
a) Обсуждение результатов задания № 3 (презентация);
б) Применение поляризации света:
Задание № 4:
– найти ответ в Интернете;
– записать в тетрадь:
- Поляроидные очки;
- Установка поляроидных плёнок на фарах и ветровых стёклах встречных автомобилей;
- Определение содержания сахара в растворе;
- Поляроидные пленки на объективах фотоаппаратов и видео камер;
- Изучение распределения механических напряжений в деформированных образцах.
X) Подведение итогов:
А) Фронтальная беседа:
Определим главное, что мы узнали сегодня на уроке:
- понятие поляризации света;
- поляроид и его функции;
- проявление, применение поляризации света.
Б) Выставление оценок за урок:
Каждый обучающийся в конце урока сдаёт в письменном или электронном виде результаты выполнения заданий № 1, 2, 3, 4 и получает оценку за каждый этап урока:
Ф.И. обучающегося | Оценка за задание № 1 | Оценка за задание № 2 | Оценка за задание № 3 | Оценка за задание № 4 |
Отдельно оценивается участие в эвристических беседах, умение работать с компьютером, быстро и эффективно пользоваться Интернетом:
Ф.И обучающегося | Оценка за работу с компьютером, с Интернетом | Устная работа по актуализации знаний (этапы урока II, III,V,VII, VIII) |
Таким образом, на уроке оценивается каждый обучающийся, и многие получают даже две оценки;
В) Домашнее задание: § 73,74 по учебнику “Физика 11”, Г.Я.Мякишева и Б.Б.Буховцева