Использование разнообразных форм и методов в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Применение спектра форм
в
музыкальном воспитании дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива. Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. К.Д. Ушинский придавал особое значение музыкальному воспитанию детей, отмечая его огромное влияние на их умственное развитие: “Без музыкального воспитания нет полноценного умственного развития ребёнка. Музыка – могучий источник мысли”.

В своей многолетней педагогической деятельности (более двадцати лет) я использую весь спектр форм музыкального воспитания дошкольников: различные виды занятий (по составу детей – фронтальные, индивидуальные, объединённые; по содержанию - традиционные, тематические, доминантные, комплексные, интегрированные, итоговые); дидактические игры, праздничные утренники, досуги, вечера развлечений, концерты, конкурсы, экскурсии и прогулки, театрализованные представления, кино- и телепередачи.

Музыкальные занятия являются основной организационной формой систематического обучения детей дошкольного возраста. Каждый из вышеуказанных видов музыкальных занятий заранее намечается мною при составлении годовых и перспективных планов, подробнее задачи расшифровываются в календарном плане. Соотношение указанных видов занятий в каждой возрастной группе ДОУ определяю учебно-воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала. А так же индивидуальностью воспитателя, активностью родителей, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом.

С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозора детей-дошкольников наряду с традиционными занятиями, которые выстраиваются по принципу многообразия видов музыкальной деятельности, я широко использую в своей практике тематические, комплексные, интегрированные, доминантные (по восприятию музыки, музыкально-ритмическим движениям, музицированию и т.п.), а так же познавательно-тематические (по творчеству какого-либо композитора, о балете, оперетте, опере и т.п.).

Так после ряда традиционных занятий, на которых дети слушали произведения Г.Свиридова, проводится тематическое занятие по творчеству Г.Свиридова (подготовительная группа). В течение занятия стараюсь, чтобы дети, отвечая на мои вопросы, самостоятельно пришли к пониманию замысла таких его произведений, как “Ласковая просьба”, “Грустная песня”, “Парень с гармошкой”; сделали вывод, что в этих произведениях композитор средствами музыкальной выразительности передаёт чувства человека. Таким образом, занятие по творчеству Г.Свиридова подводит итог в первом разделе по восприятию музыки “О чём рассказывает музыка”. В заключительной части занятия детям предлагается выразить свои чувства, навеянные произведениями этого композитора в рисунках. Аналогичные занятия проводятся по творчеству П.Чайковского, С.Сайдашева, Д.Шостаковича с детьми старшего дошкольного возраста.

Широко использую в своей практике интегрированные занятия. Эти занятия нацелены на обобщение знаний о предметах и явлениях природы, общественной жизни. Детей привлекает необычность занятия и то, что здесь соединяются разные обучающие предметы в одно. Темы стараюсь подбирать такие, которые понятны и интересны детям. Например: “Я б в строители пошёл” в старшей группе (музыка и конструирование); “Беседа о весне” в подготовительной группе (восприятие классической музыки, рисование, художественное слово) [приложение 1].

В младших группах каждое восьмое занятие проводится как тематическое или интегрированное. Для каждой возрастной группы разработан перспективный план проведения нетрадиционных занятий. А конспекты занятий занесены в корточки-планы.

При разработке нетрадиционных занятий использую работы “Как рассказывать детям о музыке?” Д.Кабалевского, “Эстетическое воспитание в семье” Л.Михеевой, “Теория и методика музыкального воспитания в детском саду” Н.Ветлугиной, А.Кенаман; инновационные программы “Музыкальные шедевры” О. Радыновой, “Ладушки” И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, “Танцевальная мозаика” С.Слуцкой, “Цветные ладошки” И.Лыковой, статьи из журналов “Дошкольное воспитание”, “Музыкальный руководитель”, “Музыкальная палитра”, “Карусель”, “Музыкальная жизнь”. Использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, психогимнастику (по М.Чистяковой), логоритмические комплексы на русском и татарском языках, программу “Здравствуй!” М.Л.Лазарева, организовываю спортивные развлечения с участием детей и их родителей.

Конспекты интегрированных и комплексных занятий разрабатываю вместе с воспитателями, воспитателем по обучению родному языку (“Цыплята”, “Казань”), учителем по обучению английскому языку (“Зоопарк”, “Путешествие на теплоходе”, “Красный, жёлтый, зелёный”), инструктором по физическому воспитанию (“Экологические забеги”). В конце каждого квартала проводятся итоговые, а так же доминантные занятия по определённому виду деятельности. Они подводят итог проделанной работе, закрепляют знание репертуара по данному виду музыкальной деятельности (восприятию музыки, музицированию, музыкально-ритмическим движениям и т.д.).

В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Этому успешно способствует проведение, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах развлечений (мюзикл “Муха Цокотуха на новый лад”, музыкальная сказка “Жасмин”, сказка “Золушка” с элементами балета, КВН, КВМ - клуб весёлых малышей), экологических (“День Земли”), фольклорных (“Золотая хохлома”), спортивных (“Зимние забавы”), валеологических (“Гигиена в гостях у ребят”) праздников, театрализованных постановок с участием детей и их родителей (“Путешествие по сказкам”) [приложение 5]. Дети активно участвуют в развлечениях “День игры и игрушки”, “День варенья”, “Путешествие с красками”, “Зов джунглей”, “Поле чудес”; в концертах “Утренняя звезда”, “Созвездие”. Организуются экскурсии в ДМШ, ДШИ; посещения гастролирующих театров.

Использование инновационных методов
в музыкальном воспитании дошкольников

Приобщение ребёнка к музыкальному искусству совершается самой музыкой. Но музыку надо услышать и понять. Этому способствует умелое использование разнообразных методов и приёмов музыкального воспитания детей, которые помогают нам, педагогам направлять малышей в процессе ознакомления их с музыкой. В своей профессиональной деятельности широко использую методы ведущих специалистов: О.Радыновой (восприятие музыки), Э.Чурилиной (театрализованная деятельность), С.Слуцкой (музыкально-ритмические движения). Активизируют деятельность детей, развивают их творческие предпосылки комплексы психогимнастики и аутотренинг, разработанные Н.Чистяковой. По необходимости мы совместно с детьми старшего дошкольного возраста сами разрабатываем подобные упражнения, при этом развиваются не только музыкальные способности, но и воображение.

Для развития творческого потенциала детей широко использую ТРИЗ:

  • предлагаю детям сочинить и исполнить мелодию к знакомым четверостишьям любимых детских поэтов А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова, подыгрывая себе на подручных средствах или инструментах по выбору;
  • аналогичное задание предлагаю по сочинению песенок - попевок на основе устного русского и татарского фольклора:

“Кричит ворона “Кар! Кар! Испёкла бэлиш Анвар!”;
“Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке.
Топни, Катя, ноженькой!”.

  • “Послушай тишину” - это упражнение направлено на развитие у детей внимания, изобретательности, воображения, повышает у них интерес к музыкальным занятиям. Выполняя это задание, дети внимательно прислушиваются к окружающим звукам, затем пытаются воспроизвести их, используя музыкальные инструменты, игрушки, подручный материал.

Дети младшего дошкольного возраста охотно участвуют в этюдах на выражение эмоций, когда нужно проиллюстрировать содержание произведения в движениях, возгласах, звукоподражаниях, пантомиме. При выполнении упражнения “Тише” два “цыплёнка” должны перейти дорогу, на которой спит “котёнок”. Малыши отмечают, что музыка должна быть настороженной, звучать тихо, отрывисто, пугливо (используется р.н.м. “Курочка Рябушечка”), идут на цыпочках тихо, озираясь.

По такому же принципу построено задание “Придумай клип”. Дети охотно участвуют в создании клипов к популярным детским песням [приложение 5, песня “Кот Мурлыка”].

Закреплению строевых движений способствуют музыкальные зарядки “Лягушонок”, “Чтоб расти и закаляться”, “Кошечка” (для детей младшего и среднего дошкольного возраста); “Колобок”, “Буратино” (для детей старшей и подготовительной к школе групп).

Обогащают занятия музыкально-дидактические игры с элементами театрализации “От простого - сказочного к сложному – загадочному”. На протяжении нескольких занятий проводится музыкально-дидактическая игра “Музыкальный теремок”, способствующая развитию звуковысотного и ритмического восприятия, побуждающая к песенным и танцевальным импровизациям. На первом занятии таинственно говорю детям: “К нам кто-то идёт”. Заранее переодетые дети поют на мелодию “Ах вы, сени” песенку мышки, ёжика:

Музыкальный теремок,
Он не низок, не высок.
Вот по полю, полю ёжик бежит,
У ворот остановился, говорит:
“Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?”

После чего следует танцевальная импровизация “Ёжика”.

Педагог: “Стали они жить вдвоём. Ребята, вы послушали, как ёжик просился в теремок. А как бы вы спели песенку ёжика? Спойте песенку мышки тоненько на высокой позиции голоса”. На последующих занятиях в гости приходят заяц, лиса, лягушка, волк, медведь. В заключении можно провести развлечение “Путешествие в сказку “Теремок”.

Использую интерес детей к подражанию в игре “Концерт звёзд эстрады”, когда им предлагается исполнить полюбившиеся эстрадные песни под фонограмму или оркестровать их.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах организовываю по системе К.Орфа. В качестве музыкальных инструментов используются деревянные бочонки, мягкие модули со звоночками, меховой колокольчик, шуршащие пакеты, деревянные и металлические палочки и др. Такие эксперименты подводят детей к выводу о том, что любой предмет является источником звука и может использоваться как музыкальный инструмент.

Полюбилось детям упражнение “Звучащие жесты” - игра звуками своего тела: хлопки, притопы, щелчки. Данная игра знакомит детей с полифонией. Предлагаю детям разделиться на три подгруппы и исполнить р.н.м. “На горе-то калина”:

I подгруппа выполняет хлопки, } ПОЛИФОНИЯ

II - притопы,

III - щелчки

Таким образом, использование разнообразных форм и методов музыкально- эстетического воспитания способствует более полному и глубокому развитию музыкальных способностей детей, помогает реализации музыкально-эстетического воспитания в целом, прививает любовь к прекрасному, учит творить.