Цели:
- Вспомнить и перечитать отдельные страницы произведений поэтов писателей, в творчестве которых одной из главных тем является тема матери.
- Показать учащимся самопожертвование, бескорыстие материнского сердца.
- Воспитывать любовь, уважение к самому дорогому человеку – матери.
- Овладеть различными формами устной речи, развивать творческую активность, инициативу, способности учащихся.
Оборудование:
- Литературное кафе.
- Картина Рафаэля "Сикстинская Мадонна", книги о матери, компьютерная презентация, магнитофонная запись песен. Присутствуют мамы учащихся.
- На доске плакат с изображением женщины и слова Бальмонта, Гамзатова о матери.
На доске запись темы классного часа и слова: "Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего отечества тот, кто не стал истинным сыном матери.
От чувства любви и уважения к матери к чувству готовности отдать все свои силы служению Отечеству – это та тропинка, идя по которой человек поднимается на вершину патриотического видения мира, патриотического труда, патриотической жизни".
Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня мы классный час проведем в нашем литературном кафе, а посвящается он нашим мамам и называется “ Подвигнут я тобою ” (Слово о матери).
Мы перелистаем страницы произведений тех писателей и поэтов, для которых главной темой в творчестве была тема матери.
Звучит композиция Шуберта “Аве Мария”.
Перед вами картина Рафаэля “Сикстинская Мадонна” (на экране.) Внимательно посмотрите, что на ней изображено? Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе, чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе, малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу.
Глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына. С какой бы стороны мы не смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: "Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?"
Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву.
Мария – идеал материнства.
Художник в своей картине воспевает женскую красоту, нежность, самоотверженность, бескорыстие матери.
Я часами гляжу на Мадонну,
На глаза...
Не от них ли бездонных
Даже черствые души светлели.
Мне шагнула Мадонна навстречу,
Не безгрешна та,
Не богиня, о которой не судят,
Просто мать.
Очень давно, еще в 19 веке, русский поэт Н.А.Некрасов сказал: "Женщина – великое слово, в ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери".
Каждому из нас от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь и заботу.
Ученик:
Я верю, что все женщины прекрасны
И добротой своею и умом,
Еще весельем, если в доме праздник,
И верностью, когда разлука в нем.
Не их наряды и не профиль римский.Нас покоряет женская душа
И молодость ее, и материнство,
И седина, когда пора пришла.
И мы, мужчины, кланяемся низко
Всем женщинам родной страны моей.
А.Дементьев
Учитель: Есть в русской литературе особые произведения, в которых главная тема – тема матери. Давайте вспомним творчество замечательного русского поэта Н.А.Некрасова.
Ученик: Именно Н. А. Некрасову принадлежит образ огромной обобщающей силы,– "Родина мать", она дала поэту силу свободную, была его маятником и путеводной звездой. В минуты колебаний, сомнений Некрасов обращался к образу матери.
"Рыцарь на час".
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг,
Всю ты жизнь прожила, нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
От ликующих, праздно болтающих,
Обогряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающий
За великое дело любви!
Беседа с учащимися:
1. В каких произведениях Некрасов описывает образ матери? ("Родина", "Рыцарь на час").
2. Чем обязан Некрасов своей матери, что вы можете о ней сказать?
Говорят учащиеся: Некрасов был матери обязан лучшими минутами своей жизни. Она была певицей и очень образованной женщиной. С участием относилась она к крестьянам, которые принадлежали ее мужу, иногда вступалась за них, ее душа была горда, упорна и прекрасна.
И все, что вынести тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губительно простил.
Ученик: Рядом с Некрасовым, воспевшим слезы бедных матерей, можно поставить С.Есенина. Через все его творчество проходит светлый образ матери. Его стихи ранят душу. Запоминаются на всю жизнь.
Есенин с пронзительной проникновенностью воспел грусть материнского ожидания – "поджидание седых матерей".
Сыновья стали солдатами: царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко от них приходят "каракули", но все же их ждут "хижины хилые", согретые материнским сердцем.
Мать волнуется – сына давно не было дома, как он там, вдалеке.
Учитель: "О, моя терпеливая мать!" Неслучайно у поэта вырывается это восклицание, о чем оно?
Ученик: Так возникает у Есенина мотив вины сына, вины перед матерью, и это особенно выражено в стихотворении "Письмо матери", (Читает.)
Учитель: Безмерна любовь к матери, но всегда ли мы осознаем, какой ценой оплачены наши покой и счастье?
Ученик: В семье Попельских (из повести Короленко "Слепой музыкант") родился слепой ребенок. Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди. И тогда она решила исправить роковую ошибку природы. Она играет на рояле сама, начинает учить сына. С помощью музыки мать пытается подарить сыну представление о свете. Она вырастила полноценного человека. Более того – счастливого человека, но все могло повернуться иначе, не будь у мальчика такой матери.
Под музыку песни "Матери".
Говорит учитель:
В трудную минуту как никогда необходимо участие. Мы любим сестру, брата, жену и отца, Но в муках мы мать вспоминаем.
Может быть, вам еще неведан горький смысл этой истины, тогда вот обжигающая правдой страница из повести В.Богомолова "Зося".
Ученик: Лежа на дне окопа с животом, распоротым осколком мины, тихонько стонал и в забытьи слабеющим, еле слышным голосом звал: "МАМА... МАМОЧКА", – командир батареи Савинов, старый, по возрасту годный мне чуть ли не в дедушки – учитель математики из-под Смоленска, родной душевности человек.
Учитель: Да, это слово не только самое первое, но очень часто самое последнее. Человек зовет мать и верит, что где бы она не была, она слышит его и спешит на помощь. А сейчас давайте вспомним пьесу А. П. Чехова "Вишневый сад".
Каким великодушием отмечено отношение Ани к матери, сад продают за долги, Аня могла бы упрекнуть мать в расточительстве, но ни слова упрека не услышит мать.
Ученик: Кто из нас, обращаясь к матери в горькую для нее минуту вот так, как Аня: "Милая, добрая, хорошая моя".
Кто благословил свою мать, стоя перед ней на коленях и в приливе нежных чувств ощущая в себе и поэта, и врача, и просто человека, чье сердце любит, потому что любить не может и, видя ее крушение, позвал ее за собой, как Аня, не вставая с коленей.
Ученик: Однажды придя домой очень поздно, я заставил маму сильно волноваться. Она не спала, переживала. Сегодня при всех я хочу попросить у нее прощения и пообещать, что подобное больше не повториться.
Учитель: Век долог, всякое случается, но долг сыновей и дочерей особый: надо забыть все обиды, подарить матери теплое и ласковое слово, понимание, утешение, ведь матери мы обязаны самым главным – своей жизнью. Она ради детей не доедает куска, не досыпает ночей, не знает покоя в дни их болезней и неудач, и если мать в чем-то неправа – пусть ее осудят другие, но не вы. Всегда, при любых обстоятельствах в суде совести, детям больше к лицу роль защитника и ни в коем случае не прокурора.
Ученик: Я хочу вспомнить мать Евгения Базарова из романа "Отцы и дети".
"Настоящая русская дворяночка" с подчиненными обходилась ласково, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала.
Любовь Базарова у матери была скрыта под его суровой, подчас напускной сдержанностью, но на вопрос друга Аркадия: "Ты их любишь, Евгений? ", – он отвечает с глубоким чувством: "Люблю, Аркадий!” И не случайно, уже умирая, Базаров просит Одинцову приласкать мать и успевает произнести в последние минуты: " Ведь таких людей, как она, в нашем большом свете днем с огнем не сыскать".
Ученик: В повести писательницы Светланы Алексеевич "У войны не женское лицо" читаем такие строки: "Все, что мы знаем о женщине, можно объединить в одно слово – "милое сердце". Есть и другие слова: сестра, жена, друг, но самое высокое – мать.
На войне женщина была солдатом, воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь!
Вспомним Марию из повести Виталия Закруткина "Матерь человеческая".
Ученик: прослушайте отрывок из повести Виталия Закруткина "Матерь человеческая", (читает).
Мария решила: "Буду жить в погребе, он не смог сгореть". Она подошла ближе, сжимая в руке вилы. Мария откинула крышку и отпрянула, на земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат, он, не мигая, смотрел на нее... Она молча смотрела на немца, губы его дрожали, на вид ему было не больше 17 лет.
Ненависть и горячая слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Держак остро отточенных вил, сжала так, что побелели пальцы, хрипло сказала, не слыша собственного голоса: "Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня, сыночек Васенька? И еще скажи, за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчи, молчи..." Медленно опускалась она в погреб, и каждая ступенька приближала ее к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости.
Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению лица ее почувствовал, что его ожидает смерть. Три острия карающих вил с каждой секундой приближали его конец. Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом: "МАМА! МА-А-МА!.."
Слабый крик множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии, пронзил ее сердце, а короткое слово "МАМА" заставило содрогнуться от нетерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги ее подкосились. Она упала на колени, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые мокрые от слез мальчишеские глаза.
Беседа с учащимися:
1. Почему Мария не убила немца?
(Ее остановило слово "МАМА", которое произнес немец, ведь ему было 17 лет.)
2. А вспомним встречу с детьми. Как она их называет?
(Деточки, детки, голубчики. Она обрадовалась, что уже не одна и услышала человеческий голос.)
3. Почему командир полка поклонился Марии?
(Потому что она спасла жизнь чужих детей и дала новую жизнь ребенку, в тяжелых условиях выстояла.)
Любовь матери безмерна, бескорыстна, многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в это и надеялись на чудо.
Ученик:
Все люди спят, но мать не спит сейчас,
И льются слезы из усталых глаз,
И много дней, и много лет
Она все сына ждет,
А сына нет.
Ученик: А сейчас мы зачитаем вам несколько писем солдат, письма настоящие. Их доверили нам мамы, которые ждут своих сыновей из Армии, (на экране фотографии солдат).
Ученик: Письмо 1.
Мама, привет!
Спасибо за письмо, получил, наконец. Писать тут некогда, зато все ждут весточки из дома. Да из нас еще такие писатели – сама понимаешь. Здесь в нарядах особенно хорошо думается. Мысли выстраиваются по порядочку, есть возможность взвесить все "за" и "против". Только что толку делать это задним числом. А может, так и умнеют, вернусь, начну все сначала, все-таки я неправильно жил.
Олег.
Ученик: Письмо 2.
Здравствуй, мама!
Пишет тебе твой солдат Юра. Не беспокойся за меня, все идет неплохо. С парнями я уже подружился, они нормальные, нас все время куда-нибудь гоняют, часто, даже после отбоя, недавно четыре часа подряд маршировали, и я растер ноги. Про свои страхи никто никому не рассказывает, только иногда порывается. Мамуль, как я тут вспоминаю твою жареную картошку и праздничный пирог с яблоками. Пиши чаще, очень жду.
Юрий.
Ученик: Письмо 3.
Привет, ма!
У меня все хорошо, единственная проблема – стали плохо кормить. На те деньги,
что ты мне дала, я покупаю хлеб.
Я очень по тебе скучаю, хочется домой, хотя попросить у тебя прощения, я иногда
был слишком толстокожим и невнимательным к тебе.
С любовью, твой сын Олег.
Песню о матери под гитару исполняет учащийся.
Учитель: Дети самое дорогое для матери; счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием, заботой. (На уроке присутствуют родители).
На одном из классных часов я задала ребятам такие вопросы:
- Если бы ты попал в беду и тебе нужно было бы посоветоваться с кем-нибудь из взрослых, кого бы ты выбрал?
- Если ты выбрал маму, ответь, почему ее?
- Приходилось ли тебе скрывать что-нибудь от мамы?
- Если бы ты мог все, что бы ты сделал для своей мамы?
- Какие слова мамы тебе особенно запомнились?
И вот, что они ответили:
- Если бы я попал в беду, я сказал бы только маме.
- Я выбрал маму, потому что она лучше всех знает мой характер, и уж она-то посоветует непременно что-нибудь хорошее.
- Мама всегда справедлива со мной.
- Если бы я мог все, я бы сделал так, чтобы мама жила всегда.
- Я помню слова: “Будь всегда во всем самим собой”.
Учитель: Я очень рада, что у многих хорошие отношения с матерью, считают ее своим другом, советчиком. Я думаю, что это очень важно. Словом можно соединить людей, можно и разделить. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.
Слово... обида, и мы говорим столько несправедливого, что поправить бывает трудно, мать плачет, хватается за таблетки, за валидол.
В другом случае сердце разрывается от вины, жалости, любви, а слов нет. А если и есть, то произносить их неловко. Между тем каждая мать ждет слов, она их заслужила.
Послушаем, какие находили слова для выражения своих чувств писатели, поэты.
Ученик:
Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружи.
С.Есенин
Ученик:
Дай же, милая, я поцелую
От волнения души горячо.
Смеляков
Ученик:
Нашумела, накричала, настегала
Чем попало,
Просто очень ты устала, бедная моя.
Яшин“Я берегу тебя, родная, не бойся, очень берегу”
О.Бергольц
Ученик: А сколько нежности хранят эти строки.
А.Фадеев “Молодая гвардия”.
Мама!
Я помню руки с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. И нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои. Что было бы им не под силу, чего бы они погнушались!
Больше всего на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они мои волосы, и шею, и грудь. Когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я не открыл глаза, ты всегда была возле меня. Ты глядела на меня своими запавшими очами, сама вся тихая и светлая, я целую чистые, святые руки твои!
Если у людей есть кусок хлеба и одежда, и если стоят скирды в поле и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду. И пламя бушует в долине, и чья-то незримая сила поднимает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен – все это сделали руки матери – моей, и его, и его.
Ученики:
1. Публицист и оратор Сократ советует:
“К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе”.
2. Лев Толстой вспоминает о том же в рассказе “Старый дед и внук”.
Совсем состарился дед, стали сын с невесткой кормить его за печкой, и когда он разбил чашку – дали лоханку. Маленький внук начал мастерить что-то. Отец спросил: “что ты делаешь, Миша?” А Миша говорит: “это я, батюшка, лоханку делаю, когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Учитель: Коротко и ясно.
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь слагаемые мною
Живой любви глубокие черты,
О, мать моя, подвигнут я тобою,
Во мне спасла живую душу ты.
Слово предоставляется председателю родительского комитета Конатьевой М.А. Она говорит о материнской любви, о пожеланиях своим детям, о том, чтобы у каждого из них сбылась мечта. А мама всегда будет рядом и поможет в трудную минуту.
О матери можно говорить долго. Тема эта неисчерпаема. Под влиянием произведений о матери наше обращение с людьми и миром всегда будет отмечено печатью высокой духовности и благородства. И роль матери в жизни мы поймем и оценим так, как понимал Некрасов.
Ученики по очереди: Мы кланяемся всем женщинам, матерям, сестрам, подругам за вашу любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают ее счастливой.
Кланяемся вам, наши матери
За ваше понимание, терпение, сердечность.Низко кланяемся тебе Женщина, чье
имя – МАТЬ!
Учитель подводит итог, благодарит учащихся за работу. Мамам и девочкам дарят цветы. Все поют песню “Часто сижу я и думаю, как мне тебя называть...”