Решение неполных квадратных уравнений

Разделы: Математика


Цель: Создание условий для овладения учащимися способами решения различных видов неполных квадратных уравнений.

Актуализация: ах2 + вх + с = 0 Неполное квадратное уравнение - это уравнение, в котором присутствуют не все три слагаемых, это уравнение в котором один из коэффициентов в или с равен нулю. Решить квадратное уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет.

1. Устная работа

Является ли уравнение квадратным? Назвать коэффициенты каждого квадратного уравнения. Выбрать неполное квадратное уравнения.

1) 5х3 – х + 4 = 0

2) х2 + 3х+ 1 = 0

3) 3х + 8 = 0

4) 9х2 – 5х = 0

5) 6х –х2 = 0

6) х3 – х = 0

7) 3х2 – 5х – 4 =0

8) 2х2+ 4 = 0

9) 6х2 = 0

10) 9х – х2= 0

УЭ-1

Решение неполных квадратных уравнений вида ах2 = 0.

Если уравнение имеет вид ах2 = 0, то оно имеет один корень х = 0.

Пример: 5х2 = 0, х = 0, х = 0 – корень уравнения.

Реши самостоятельно:

1) -19х2 = 0 (1б)

2) 6х2= 0 (1б)

3) 0, 5 х2 = 0 (1б)

Корректирующие задания:

1) -20х2 = 0 (1б)

2) 0, 7х2 = 0 (1б)

3) 18х2=0 (1б)

Указание: проверив и набрав 3 балла, приступай к решению следующего этапа, в противном случае – решай корректирующие задания.

УЭ-2

Решение квадратного уравнения вида : ах2+ вх = 0.

Если уравнение имеет вид ах2 + вх = 0, то используют метод разложения на множители

х(ах + в) =0.х = 0 или ах + в = 0, решением уравнения являются два корня х = 0; х = а/в.

Пример:

2– 7х = 0

х(2х – 7) = 0

х = 0 или х = 3, 5

Реши самостоятельно:

1) 9х2 – х = 0 (1б)

2) 0, 5х2 – х = 0 (2б)

3) -20х2+ х = 0 (1б)

Корректирующие задания:

1) 8х2 + х = 0 (1б)

2) 0, 4х2 – х = 0 (2б)

3) 60х2 – х = 0 (1б)

Указание: Проверив и набрав 4 балла, приступай к выполнению следующего элемента, в противном случае решай корректирующие задания.

УЭ-3

Решение квадратного уравнения вида ах2+ с = 0.

Если уравнение имеет вид ах2 + с = 0, то его преобразуют к виду х2= - с/а

В случае, когда – а/с – отрицательное число, то уравнение х2 = - с/а не имеет корней.

В случае, когда – с/а положительное число, т.е.-с/а =к, то уравнение х2= к имеет два корня .

Пример 1.

2 + 10 = 0

2= -10

х2 = - 10/3 

корней нет

Пример 2.

-2х2 + 7 = 0

-2х2 = -7

х2= 3, 5

х =

Реши самостоятельно:

1) 9х – х2 = 0 (1б)

2) 16х2 – 9 = 0 (1б)

3) -1/3х2 + 3/14 = 0 (2б)

Корректирующие задания:

1) 8 – 9х2 = 0 (1б)

2) 3х2 + 7 = 0 (1б)

3) -1/2х2 + 1/8 = 0 (2б)

УЭ-4

Решить самостоятельно уравнения:

1) 9х – х2 = 0 (2б)

2) 25х2 = 0 (1б)

3) 9х – 36 = 0 (2б)

Корректирующие задания:

1) 20х – х = 0 (2б)

2) 1, 8х = 0 (1б)

3) 25х – 1 = 0 (2б)

Указание: Проверив и набрав 5 баллов, вы получаете оценку “5”.

Домашнее задание: учебник стр.114, № 620.

Желаю успеха!