Действия с рациональными числами с использованием ИКТ

Разделы: Математика


Цели:

  • отработка навыков при выполнении действий с рациональными числами;
  • расширение общего кругозора учащихся (сообщение некоторых сведений о весеннем месяце марте).
  • воспитание любви к природе родного края.

Оборудование:

1. Запись музыки Глазунова «Весна».
2. Картина А. Саврасова «Грачи прилетели».
3. Весенние зарисовки.
4. Рисунок с изображением бога войны «Марса».
5. Портрет индийского математика VII в. Брахмагупта.
6. Картинка рыбы «Судак».
7. Кроссворд.
8. 16 карточек для лотереи «Весна».
9. Карточки для определения среднемесячной температуры марта.
10. Зарисовка к рассказу Пришвина «Ледоход облаков».
11. Персональный компьютер.
12. Проектор.

ХОД УРОКА

I. На фоне весенних зарисовок и музыки Глазунова «Весна» стихотворение Ф.Тютчева:

«Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась».

На этом уроке мы продолжим работу над действиями с рациональными числами, кроме того вы узнаете много интересного о первом месяце весны – марте. (Приложение 2. Рисунок 1)

1 ученик: Вот и пришел, наконец, долгожданный март – первое дыхание весны. В лесу, на полях, в садах и парках синевой отливают большие сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрят утренники, порой бушуют метели. (Приложение 2. Рисунок 2)

2 ученик: Но по тому, как все ярче и теплее солнце, как в полдень звенит, играя с солнцем, веселая хрустальная капель, как радостнее чирикают воробьи и громче воркуют голуби, чувствуется приближение весны. Это ее позывные, эхо победного марша. Весну уже не остановишь. (Приложение 2. Рисунок 3)

Учитель: Когда-то в старину на Руси отсчет лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели. Март был «зачинателем» года. Название месяца «март» одет от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из своих богов. Узнать, что это за бог, вам помогут следующие примеры.

– 1,3 0,5 – 8 – 2 8 0,5
р ш а м и с

Устно:

– 4 * 0,5 = – 2
– 3,5 – 4,5 = – 8
8,7 – 10 = – 1,3
– 2,5 + 2 = – 0,5

Слово: Марс

На экране: Бог войны Марс. (Приложение 2. Рисунок 4)

Учитель: У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы март.
Температура в марте может быть различной. Например, в 1976 г. Она опускалась до – 34 0 ночью, а в 2002 г. Она поднималась до + 120 днем. Хотя среднемесячная температура в марте в разные года приблизительно одинаковая. И вы сейчас сосчитаете какая это температура.

1          –    – 12
2          –    – 12
3          –    – 14
4          –    – 13
5          –    – 11
6          –    – 6
7          –    – 4
8          –    – 11
9          –    – 10
10        –    – 9
11        –       0
12        –    + 4
13        –    – 7
14        –    – 2
15        –      0
16        –    – 6
17        –    – 5
18        –    – 3
19        –    + 2
20        –    + 3

 Средняя температура днем в сегодняшнем марте:

   – 110 : 20 = – 5,80

II.  Учитель Найдите значения данных выражений и вы узнаете самую высокую и самую низкую температуру в нашей местности за последние 50 лет.

У доски двое решают вместе с классом по карточке

Вариант I

5 5/8 – (– 19/20) : (3 1/3 – 1 1/4 * 0,64)

Ответ: В 1978 году температура = + 16o

Вариант II

(2 2/3 – 1 1/3 *  0,75) : (– 4 1/3) – 37 3/4

Ответ: В 1963 году температура = – 38o

 

Решения:

I.

1)  1 1/4 * 64/100 = 5/4 * 64/100 = 4/5
2)  3 1/34/5 = 35 – 12/15 = 220 – 12/15 = 28/15
3)  – 19/20 : 2 8/15 = – 19/20 * 15/38 = – 3/8
4)  15 5/8 – (– 3/8) = 15 8/8 = 16o – самая высокая.

II.

1)  1 2/3 * 75/100 = 5/3 * 75/100 = 5/4
2)  7/35/4 = 28 – 15/12 = 13/12
3)  – 13/12 * 3/13 = – 1/4
4)  – 1/4 – 37 3/4  = – 38o – самая низкая.

III. Учитель  Зима в марте не один раз наряжает леса в белоснежный, сверкающий на солнце наряд. Особенно холодной бывает его первая половина. В народе говорят «Март сродни февралю», «Март неверен: то плачет, то смеется». С мартом связано много народных примет. Некоторые дни имеют свои названия. Эти названия мы сейчас узнаем. Для этого поиграем в игру «Лотерея».

1-3 варианта.

1-6 для слабых:

4,5 * (– 4) 3,2 – 9,2 4,2 – (– 9) – 9,3 : (– 3)
– 5,4 + (– 4,6) – 72 – 28 0 – (– 5) – 70 – (– 50)

6 МАРТА – ВЕСНОВЕЙ

7-12 для средних:

0 – (–7,4) –32 – (–60) –61/2 * 0
–5,4 – 3,7 – 5/7 + (–1/14) 19 * (–1/19)
4,17 – 9 7,2 – (–3,2) –71/3 : (–32/3)

13 МАРТА – КАПЕЛЬНИК

13-16 для сильных:

1/5 * (– 1,5) 14,17 – 17 45/12 – (– 313/24)
– 14/5 : (– 3/20) – 7,25 + (– 0,1) – 61/7 – 51/14
– 1,25 + 71/4 – 74/5 : (– 41/3) 0 : (– 0,25)

17 МАРТА – ГРАЧЕВНИК

3 ученик: 21 марта – день весеннего равноденствия. Солнце на небе ровно 12 часов. День сравнялся с ночью. Астрономы говорят: «Зима кончается, весна начинается». Если посмотреть на небо, то можно заметить первое движение кучевых облаков. Михаил Пришвин назвал «Ледоходом облаков». (Приложение 2. Рисунок 5)

4 ученик: Весенний парад птиц открывают грачи – первые посланцы весны. Зимуют грачи на Украине, в Белоруссии, Венгрии, Чехии, Франции. В последнее время грачи стали привычными обитателями в Саратове, в Поволжье, в Нечерноземье. Грачи – колониальные птицы. Они гнездятся по нескольку десятков пар и существуют такие колонии в течение длительного времени.

Задача: Продолжительность существования одной колонии грачей составляет 7/8  от существования второй колонии. Узнайте возраст этих колоний, если II колония существует на 10 лет дольше.

Решение:

Учитель  Радостнее и как-то теплее становится на душе,  когда после долгой зимы вдруг услышишь возбужденные, гортанные крики грачей. Невольно вспоминается замечательная картина А.Саврасова «Грачи прилетели». (Приложение 2. Рисунок 6)

IV. 

5 ученик Изменения происходят и в мире рыб. Они поднимаются из зимовальных ям на мелководье,  смывая слизь и чешуи. Им теперь не до спячки. Поэтому в марте, особенно во второй его половине, самый разгар рыбацких страстей. Рыбаки хорошо знают, что рыба в это время лучше ловиться у берегов, и особенно там, где стекает талая вода. Здесь речная вода наиболее насыщена кислородом. Многие сотни рыбаков – подледников спешат на Волгу, Каму, Вятку, ловят щук, окуней, плотву, лещей. (Приложение 2. Рисунок 7)

Учитель Угадайте, какую еще рыбу можно поймать, разгадав кроссворд.

  1. Отношение длины отрезка на карте и длины отрезка на местности (масштаб);
  2. Расстояние от начала координат до точки (модуль);
  3. Прямая с выбранным на ней началом отсчета, ед.отрезком и направлением (координатная);
  4. Название чисел, которые мы сейчас проходим (рациональные);
  5. Этим отличаются друг от друга противоположные числа (знак).

Учитель: Эта рыба – СУДАК. (Приложение 2. Рисунок 8)
Все дальше и дальше шагает по дорогам март – первая улыбка весны, предвесенье. За мартом будет апрель, потом май, за весной – лето.
Берегите природу, берегите ту пору, которую великий поэт Пушкин назвал «Утро года».

V. Итак, мы еще раз на разных этапах урока отработали навыки действий с рациональными числами. Когда впервые появились отрицательные числа мы сейчас узнаем.

6 ученик: Индийский математик VII в. Брахмагупта – один из первых стал использовать положительные и отрицательные числа. (Приложение 2. Рисунок 9)
Положительные числа этот математик назвал как «имущество», а отрицательные – как «долги».

Правило сложения:

1)  сумма двух имуществ есть имущество + 6 + 5 = 11.
2)  сумма двух долгов это долг  – 4 + (– 6) = – 10

VI. Итог урока: Оценки.

VII. Домашнее задание: Составить лото из 9 примеров, решить их. Нарисовать картинку, написать в нужных квадратах ответы и разрезать картинку. Сложить в конверт и сдать.

Приложение 1 к уроку презентация.