Цели урока:
- Сформулировать представление о линейных уравнениях с двумя неизвестными как математических моделях реальных ситуаций.
- Сформировать у учащихся представление о решении уравнения как пары чисел (x;y), удовлетворяющих уравнению ax + by + c = 0. Подчеркнуть, что таких решений бесконечно много.
- Ввести понятие графика уравнения ax + by + c = 0, пояснить, что геометрической моделью линейного уравнения с двумя неизвестными является прямая.
- Изучить алгоритм построения графика уравнения ax + by + c = 0.
Ход урока
Вступительное слово учителя. (Слайд 1.) Урок проводится при активном участии учеников.
Подготовительная работа. Решение устных упражнений.
- Найти значение выражения 8c + 12d при c = 3, d = -2.
а) 48; б) 0; в) 34. (Слайд 2.)
- При каком значении d значение выражения 45 + 5d равно 70?
а) 25; б) -5; в) 5. (Слайд 3.)
- Из формулы площади прямоугольника S = ab выразить переменную a.
а) a = Sb; б) a = ; в) a = S – b. (слайд 4)
- Из формулы периметра прямоугольника P = 2(a + b) выразить переменную b.
а) b = ; б) b = 2P – a; в) b = . (Слайд 5.)
- Составить математическую модель по условию задачи. (Слайд 6.)
- Составить математическую модель по условию задачи. (Слайд 7.)
Одна хозяйка купила на рынке 2 кг яблок по цене a рублей и 3 кг слив по цене b рублей. Вторая хозяйка заплатила за 4 кг абрикосов столько же денег, сколько первая за всю покупку. Какова цена абрикосов?
Одна хозяйка купила на рынке 2 кг яблок по цене a рублей и 3 кг слив по цене b рублей. Какова стоимость покупки?
Объяснение нового материала.
Рассмотрим задачу*. (Слайд 8.)
Купец в лавке купил чёрного и синего сукна за 150 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а чёрное – 3 рубля?
Составим таблицу по условию задачи (слайд 9). В задаче две неизвестные величины: количество синего сукна и количество чёрного сукна. Обозначим их соответственно через x и y.
Товар | Цена | Количество | Стоимость товара одного качества | Общая стоимость |
Синее сукно | 5 рублей | x аршин | 5x рублей | 150 рублей |
Чёрное сукно | 3 рубля | y аршин | 3y рублей |
Тогда математической моделью к этой задаче будет уравнение 5x + 3y = 150 или 5x + 3y – 150 = 0 (Слайд 10.), причём левая часть этого уравнения – многочлен первой степени от x и y. Полученное уравнение называют линейным уравнением с двумя неизвестными.
Как же решить такое уравнение? Решить – значит найти такие значения x и y, при которых уравнение превратится в верное равенство. Попробуем их подобрать и результаты занесём в таблицу.
Если купить 10 аршин чёрного сукна, то синего нужно купить 24 аршина. Если же синего купить 18 аршин, то чёрного – 20 аршин. Заполните таблицу полностью.
x | 18 | 6 | 30 | |||
y | 10 | 30 | 50 |
Каждая пара чисел, которая превращает уравнение в верное равенство, называется решением этого уравнения. Очевидно, что рассматриваемое уравнение имеет бесчисленное множество решений. (Слайд 11.) Решения можно записывать в виде: x1 = 24, y1 = 10; x2 = 12, y2 = 30 и т. д. Наиболее удобной является запись решений в виде упорядоченных пар: (24;10), (12;30) и т. д. Следует заметить, что пары (30;0) и (0;50) не могут быть решениями задачи, так как прийдя в лавку никто не станет покупать 0 аршин сукна.
Каждой упорядоченной паре чисел можно поставить в соответствие точку на координатной плоскости. Построим в системе координат точки (30;0), (24;10), (18;20), (12;30), (6;40), (0;50), выбрав удобный масштаб. Все точки расположились на прямой, которая является графиком уравнения 5x + 3y – 150 = 0. (Слайд 12.).
Прямую можно построить, зная координаты только двух её точек: точек пересечения с осями координат. Их легко найти, подставляя в уравнение вместо x и y нули.
Если y = 0, то 5x – 150 =0; x = 30. Если x = 0, то 3y – 150 =0; y = 50. Значит график пройдёт через точки (30;0) и (0;50).
Координаты любой точки прямой являются решением данного уравнения. Например (27;5), (15;25).
Подведём итоги . (Слайд 13.)
Линейным уравнением с двумя неизвестными называется уравнение вида
ax + by + c = 0, где a, b и c – любые числа (a и b не равны нулю одновременно).
Числа a и b называются коэффициентами при неизвестных, а число c – свободным
членом уравнения.
Решить уравнение – значит найти такие значения x и y, при которых уравнение
превратится в верное равенство.
Каждая пара чисел, которая превращает уравнение в верное равенство, называется
решением этого уравнения.
Уравнение имеет бесчисленное множество решений.
Графиком линейного уравнения с двумя неизвестными является прямая.
Выполнение упражнений из задачника. (слайд 14.)
§7, № 3–№ 5 – устно; № 11(а); № 14(а); № 17(а).
Домашнее задание.
§7, № 7(а); № 8(а); № 11(б); № 14(б);№ 17(б).
________________________________________________________________________
*
– выделенное красным цветом учащиеся записывают в тетради.