Экзамен по русскому языку за 9 класс в новой
форме включает в себя два вида работ (изложение и
сочинение), которые связаны с развитием
письменной речи учащихся, с умением составлять
собственный текст, формулировать собственные
мысли. В связи с этим возникает необходимость
пересмотра рабочих программ, включения в них
большего количества уроков, на которых бы шла
отработка необходимых умений и навыков.
Автор данной статьи разработала ряд уроков по
развитию речи с использованием ИКТ, позволяющих
более эффективно подготовить учащихся 9 класса к
экзамену по русскому языку в новой форме. Один из
них – подготовка к сочинению на тему: «Памятник
А.С.Пушкину в Казани».
Цели и задачи урока:
- Сообщение новых для учащихся фактов биографии А.С.Пушкина, отработка навыка сбора и систематизации материала, обучение работе с источниками (справочная литература, книги, Интернет), обучение новому способу действия (оформление кластера)
- Формирование умения строить сочинение в определенной композиционной форме, правильно выражать свои мысли, исправлять, переделывать улучшать написанное.
- Воспитание личных качеств учащегося: наблюдательности, любознательности, любви к родному городу, к творчеству поэта
- Отработка навыка работы в группах, в парах, составления плана сочинения.
Готовясь к такому уроку, учащиеся должны найти материал в книгах по истории Казани, посетить музей-усадьбу Баратынских, прослушать лекцию о трех днях пребывания А.С.Пушкина в Казани, посетить Казанский Кремль и гостиницу Дворянского Собрания. Именно здесь произошла встреча двух поэтов – Пушкина и Баратынского.
Следующий этап работы по подготовке к написанию сочинения – систематизация материала.
В начале урока учитель спрашивает учащихся, что им известно о пребывании А.С.Пушкина в Казани. Вот примерные вопросы, позволяющие провести актуализацию имеющихся знаний:
- Что вам известно о пребывании А.С.Пушкина в Казани?
- Какие места в нашем городе связаны с его именем?
- Где находится памятник Пушкину?
- Когда и с какой целью приехал Пушкин в Казань?
После беседы с классом заранее подготовленные учащиеся делают сообщения о цели приезда поэта в Казань, о местах, где побывал поэт, о людях, с которыми встретился и от которых получил информацию о Пугачевском восстании. Рассказ ученика сопровождает презентацию. На слайдах представлены фотографии музея-усадьбы Баратынских, памятник К.Фуксу, памятник А.С.Пушкину. Ученикам дается информация о времени установки памятника, о материале, из которого он изготовлен, о скульпторе. Всю полученную информацию ученики оформляют в виде кластера.
Затем учащиеся вместе с учителем составляют план сочинения. Он также представлен на слайде презентации.
План-памятка
- Где расположен памятник А.С.Пушкину? Что вам известно о пребывании поэта в Казани?
- Каков внешний вид памятника? В какой позе изображен поэт? Во что он одет? Из какого камня выполнена фигура поэта? Что написано на постаменте? Какие мысли, чувства хотел передать скульптор?
- Как казанцы относятся к памятным местам, связанным с именем великого поэта? Что бы я сделал для сохранения исторических мест, связанных с его именем?
Этот план записывается в тетрадь.
Следующий этап урока – словарная работа. На отдельном слайде в презентации к уроку даны слова, в которых учащиеся могут допустить ошибки, а также имена собственные: памятник, постамент, пьедестал, монолит фасад, гранит, мрамор, Карл Иванович Фукс, Е.А.Баратынский, дом К.И.Фукса на ул.Московской, А.А.Фукс – известная в Казани поэтесса, купец Л.Ф.Крупенников, Сибирский тракт, Троицкая мельница – место расположения лагеря Пугачева, Татарский Государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Учащиеся записывают их в тетрадь и устно составляют с ними словосочетания. После словарной работы класс делится на 3 группы (можно по рядам). Каждая группа получает индивидуальное задание.
1 группа. Напишите вступительную часть
к сочинению, используя полученные знания о
пребывании Пушкина в Казани. Используйте
сообщение учащегося по данному вопросу.
2 группа. Опишите памятник, используя
второй пункт плана к сочинению. Продумайте
детали, которые будете описывать. Расположите их
в логической последовательности.
3 группа. Напишите заключение к
сочинению «Памятник А.С.Пушкину в Казани» Как
относятся горожане к местам, связанным с
пребыванием поэта в нашем городе? Что, по вашему
мнению, можно было бы сделать для сохранения
памятника? Для чего это нужно?
В коррекционных классах перед этим этапом урока можно использовать опорные слова:
1 группа: 5 сентября 1833 года, сведения о восстании Пугачева, окрестности Казанского Кремля, Сибирский тракт, дом К.И.Фукса, профессора Казанского университета, и его жены, А.А.Фукс, известной в Казани поэтессы, купец Л.Ф.Крупенников, взятый в плен Пугачевым, гостиница для привилегированных проезжающих при Дворянском собрании.
2 группа: боковые фасады здания театра, памятники А.С.Пушкину и Г.Тукаю, в полукружиях, образуемых наружными стенами, скульптор Н.К.Вентцель, сложенные на груди руки, взгляд, устремленный вниз, сосредоточенный серьезный взгляд, ниспадающие складки одежды, в стиле классицизма, черный и белый гранит, высокий пьедестал, прямоугольный постамент в основании
3 группа: казанцы помнят великого русского поэта, восстановительные работы, многое изменилось к празднованию 1000-летия города, памятник К.И.Фуксу, Фуксовский сквер – излюбленные места отдыха горожан, дом Фуксов на Московской улице нуждается в реконструкции.
Поработав с опорными словами, их можно распечатать и раздать учащимся.
Учащиеся каждой группы коллективно выполняют задание. На эту работу отводится 10-12 минут. Готовые письменные ответы зачитываются на уроке и при необходимости корректируются ребятами из другой группы или учителем.
В конце урока дается домашнее задание – написать сочинение «Памятник А.С.Пушкину в Казани», используя кластер, план-памятку, словарные слова, информацию, полученную на уроке.
Презентация к уроку – Приложение