Оборудование: компьютер с проектором (для демонстрация презентаций), мяч, диагностический материал, чистые листы для педагогов, материал для групп (карточки с вопросами), шаблоны сердец (для каждого участника), картинки: «Дерево яблони», «Корзина», «Гусеница», каждому участнику раздаются 3 карточки с яблоками разных цветов: красного, зеленого, желтого (для каждого участника по три), листы анкетирования.
1. Актуализация внимания. Презентация «Интервью с богом» (Приложение 1).
2. Установка на работу. Психотехническое упражнение «Комплимент».
Участники садятся по кругу. Ведущий берет мяч и бросает одному из участников, говоря комплимент. Получивший мяч выбирает любого в круге и говорит свой комплимент любому из круга участнику. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Комплимент должен быть коротким, лучше – в одно слово.
3. Слова ведущего (вступление) (Приложение 2):
– Сегодня мы вспомним основы психологии
общения. Цель встречи заключается в том, чтобы мы
умели правильно оценивать ту или иную ситуацию,
умели уступать друг другу и находить мудрые
решения.
– Наша миссия воспитывать учащихся своим
примером в доброжелательной обстановке.
– Истинная культура общения означает взгляд на
партнера не как на объект своего влияния, а как на
равноправного участника обмена информацией.
Педагогическое общение находит свое выражение в
умениях передавать информацию, понять состояние
ученика, в организации взаимоотношений с
коллегами и родителями, в искусстве
взаимодействия партнера по общению, в искусстве
управлять собственным психическим состоянием.
– Рефлексия – способность выйти мысленно из
ситуации и посмотреть на нее со стороны, на
чувства, мысли. Рефлексируем мы собственную
деятельность, а в рефлексии деятельности другого
человека не переходим на личность.
Рефлексировать можно, для того чтобы выявить
противоречия в общение.
– Мы должны принимать людей, какие они есть т.к. у
каждого из нас свои жизненные нормы.
4. Теория: «Из жизни наших Я»
Мы выделим некоторые открытия “из жизни наших Я”:
– Они изолированы друг от друга, т.е. в обычных условиях мы не допускаем встречи наших Я. Наши части включаются попеременно, и нередко часть, которой хочется приключений и находит их, но расплачивается за это другая наша часть.
– Если какая-то наша часть резко выделяется (доминирует), то это говорит о том, что противоположная ей часть так же сильно в нас развита, но вытеснена. Если мы являемся застенчивыми, то внутри нас сидит настоящий нахал. В один прекрасный день он себя обнаружит. Возвысившийся раб становится еще более властным господином. Иванушка-дурачок оказывается всех умнее – этих примеров множество.
– Те части, которых мы не признаем в себе и не считаем своими, очень хорошо замечаются в других, а чаще просто им приписываются. Человеку с подавленной агрессией другие люди видятся очень грозными. Люди, которые нас сильно раздражают, имеют общие с нами проблемы.
– В виду отсутствия контакта между нашими частями они ничего не знают друг о друге. Поэтому работают так, что называется “вразнобой”, а иногда прямо противоположно друг другу. Скованный человек, это тот, у которого части его Я упорно враждуют друг с другом. Вся энергия такого человека уходит лишь на то, чтобы сдерживать их. Секрет же естественности и обаяния – в согласованной работе наших частей. Я говорю “люблю” и текстом, и тоном, и движением. Чаще же бывает иначе. Слова говорят одно, интонация – другое, жесты – третье.
Если говорить о познании себя, то это, скорее расширение зоны принятия себя в целостную систему. Познав и приняв себя, полюбив себя человек, будет действительно хозяином себе, где каждой своей части он найдет применение, где ни одно из наших Я не будет отбрасываться как вредное, бесполезное или опасное.
5. Проведение диагностики «Конструктивное взаимодействие»
– Попытаемся разобраться в том, как отношение человека к окружающим влияет на его способность к конструктивному взаимодействию с ним. Выполним небольшой тест. Вам необходимо оценивать предлагаемые утверждения по 10-балльной шкале. Если это утверждение максимально верно для вас – 10 баллов, если нет – 0 баллов.
Список утверждений.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их
подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны
устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо
событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне нравиться быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как
маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие
события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его
последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших,
как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они
говорят о себе.
15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям
родителей.
16. Я – увлекающий человек.
17. Мой основной критерий оценки человека –
объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому,
что не хочу уступать.
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они
полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо
от обстоятельств.
Обработка результатов.
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – Д «дитя»
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – В «взрослый»
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – Р «родитель».
6. Трансактный анализ
Трансакция – единица акта общения, в течение которой собеседники, находятся в одном из трех состояний «я», обмениваются парой реплик. Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего «я»: состояние родителя, взрослого или дитя. Наша личность триедина.
Характеристики состояний (позиций):
Р – родитель: контролирует, дает установки, что можно, нельзя, хорошо, плохо, оценочные суждения, поза буквы «Ф». Назидательный, самоуверенно-агрессивный, «надо», учит, направляет, осуждает. Опекает. Например, кто-либо в данной позиции сегодня сказал: на семинар надо идти и я пойду.
В – взрослый: это деятель, субъект, его слова – так разумнее, рациональнее, надо донести зарплату до дома. Осознанная цель. Выстраивает действия. Рациональный, корректный, сдержанный, «хочу, потому это надо», трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой. Общение сильным языком (не на эмоциях, точная передача информации без преувеличений). Например, сегодня кто-либо в данной позиции сказал: я пойду на семинар, потому что надо. Тема не интересна, но нельзя не пойти.
Д – дитя: это чувства, эмоции, желания, счастья, любовь, ненависть, творчество, энергетическое начало, капризы. Эмоциональный, неуверенный, подчиняемый, «хочу», капризничает, упрямится, творит, протестует. Общение слабым языком (передача информации с чувствами и приукрашиванием). Например, сегодня кто-либо в данной позиции сказал: а давай не пойдем на семинар.
Одна из этих позиций может быть гипертрофирована (более развита), что может привести к различным последствиям:
Р – заканчивает в больнице или тюрьме.
В – рядом с ним «холодно».
Д – желание на уровне капризов, манипулирует
другими.
Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора: неволь выбирает себе и собеседнику подходящее состояние «я».
Деловое общение должно происходить на уровне
В-В.
Трансакции могут быть параллельными и
перекрещивающиеся.
Параллельные трансакции
Р-Р – сплетни;
1. – 9 в класс совсем не управляемый, ничего не
учит;
2. – на моем уроке они тоже расслабились и ничего
не хотят делать.
В-В
1. – который час; 2. – 11.00.
Д-Д
1. – а не сбежать ли нам с семинара;
2. – давайте сбежим.
Р-Д
1. – где твой дневник;
2. – дома забыл.
Когда дети полностью подчиняются и постоянно
находятся в позиции Д, а к нему в позиции
взрослого обращаются. Постепенно это
рабско-тираническое отношение перерастает в то,
что раб хочет быть тиранам, становиться еще более
жестким тираном.
В-В – почему мне «3»
Р-Д – что заслужил, то и поставила.
Скрытые трансакции
Муж обращается к своей жене из позиции В в
позицию В и дарит на 8 марта кулинарную книгу
рецептов. Жена думает из позиции Д в позицию В
по отношению к своему мужу «я плохо готовлю пищу»
(скрытый смысл).
Трансактный анализ общения позволят овладеть
тонкостями делового общения В-В: более точно
улавливать скрытый смысл сказанного,
становиться инициатором общения, избегать
тактических и стратегических ошибок контакта.
Эти три «я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый
человек умело использует разные формы поведения,
лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость
помогают ему вовремя вернуться во «взрослое»
состояние, что, собственно, и отличает зрелую
личность от юнца, пусть даже солидного возраста.
Умение говорить сильным, а не слабым языком.
7. Интерпретация результатов диагностики
Давайте рассмотрим результаты теста. Расположите соответствующие символы (Д, В, Р) в порядке убывания их значений. Что у вас получилось?
ВДР – Вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
ВРД – Вы обладаете развитым чувством ответственности, склонны к назиданию и поучениям.
РВД – Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.
РВД – Такое сочетание способно осложнить жизнь ее обладателю. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем, не сомневаясь и не заботясь о последствиях.
Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то значит, пора взять свои эмоции под контроль.
Теперь каждый имеет представление о том, насколько у него развиты навыки эффективного (конструктивного) взаимодействия. Возможно, они зависят от особенностей вашего отношения к окружающим?
8. Рассказать притчу о молодом человеке
Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.
– Наша работа – работа педагога – требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения.
– Вот перед вами мысли великих людей. Например, изречения Л. Н. Толстого: “Слово – есть поступок”, “Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество”. Или же вот Шефнера: “Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой вести”.
– Еще есть такая притча о слове.
Однажды к богатому и знатному греческому купцу
на пир пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:
“Всему городу известно, какой у тебя остроумный
и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он
принесет нам самое прекрасное, что есть на
свете”.
Хозяин послал Эзопа. Эзоп возвращается с
подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, и там
лежит язык. Эзоп, ты же принес язык!”– удивились
гости. “А разве это не самое прекрасное, что есть
на свете? Языком мы произносим слова нежности,
верности, любви. Языком мы провозглашаем мир,
языком мы произносим слово “свобода”– говорит
Эзоп.
Через некоторое время гости просят хозяина,
чтобы его находчивый раб принес самое ужасное.
Вновь Эзоп принес язык. “А разве это не самое
ужасное?”– спрашивает он. “Языком мы произносим
слова ненависти, языком мы объявляем войну,
языком мы произносим слово “раб”.
9. Работа в группах по закреплению изученного материала
Моделирование и обыгрывание ситуации (Приложение 3).
– Необходимо ответить на предложенные вопросы или суждения каждой группе с одной из позиций В (взрослого), Р (родителя), Д (дитя):
– Я сегодня забыл дома свой дневник. (Примерные варианты ответов: В – постарайся в следующий раз не забывать его. Р – о чем ты думал когда собирался в школу. Д – где хочешь там и бери его.).
– Мне не интересен ваш предмет. (Примерные варианты ответов: В – в жизни все пригодится. Р – тебе нужно его изучать потому что он находится в перечне обязательных предметов, я не спрашиваю о твоем интересе к моему предмету, учи для аттестата. Д – ну и не учи его.).
– Вы не имеет права ставить мне «2» за поведение в столовой. (Примерные варианты ответов: В – я не должна была ставить тебе «2», но твое поведение меня разозлило. Р – мне лучше знать на, что я имею право, не качай права вспомни про свои обязанности, не только «2» поставлю, еще и выгоню в следующий раз и останешься без обеда. Д – что хочу то и ставлю.).
– Я не буду дежурить по классу, потому что не хочу. (Примерные варианты ответов: В – все одноклассники дежурят так как это обязанности школьников. Р – ты будешь дежурить потому что так нужно. Д – попробуй не дежурить.).
– Вы не любите моего ребенка, потому что ставите ему всегда двойки за домашние работы. (Примерные варианты ответов: В – «2» я ставлю только за отсутствие домашних работ, а у вашего сына они бывают редко. Р – вы должны контролировать учебу вашего ребенка и проверять наличие его домашних работ, Д – ставил «2» и буду ставить.).
10. Заключение. Специальная технология общения
Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт – тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт – обеспечить высокую культуру общения.
Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрируют известные психологи. (Д. Карнеги).
- Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
- Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
- Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
- Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
- Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
- Чаще обнимайте, целуйте и оказывайте внимание своим близким.
Существует теория “поглаживаний” Эрика Берна. В 1945 году Рене Шпиц наблюдая за детьми из Дома ребенка заметил: несмотря на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Шпиц сделал вывод, что детям-сиротам не хватает ласки и похвал. На основе этого и других, подобных ему исследований Берн и разработал теорию “поглаживаний”. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами признания, или “поглаживаниями”. Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили и это доставляет нам радость.
Для того чтобы постоянно поддерживать
самооценку или чувство самоценности,
необходимо:
1. Делиться своими чувствами.
2. Конструктивно разрешать конфликты.
3. Использовать в повседневном общении
приветливые фразы.
4. Обниматься не менее 4-х, а лучше 8 раз в день.
11. Игра «Тайный друг»
На выданных сердцах написать свое имя и отчество. Затем ведущий собирает сердца, перемешивает их и снова раздает участникам игры (участники выбирают любое сердце не видя, кто его хозяин).
Задание: Каждый участник должен написать пожелание, тому человеку чье имя написано на данном сердце. Затем ведущий собирает и по очереди раздает эти сердца. Кто получил свое сердце, должен предположить автора пожеланий.
12. Рефлексия семинара
Ведущий благодарит всех за плодотворную работу и предлагает выразить мнение о семинаре. Насколько было интересно и полезно, есть ли необходимость продолжать работать по этой теме, а может быть разговор был не продуктивным и бесполезным.
Методика для проведения рефлексии «Яблоня»
На доску вывешиваются картины: «Дерево яблони», «Корзина», «Гусеница». Каждому участнику раздаются яблоки трех цветов: красного, зеленого, желтого. Необходимо выразить свои ощущения, написав их на яблоках:
на красных – «то, что положу в корзину и возьму
с собой»;
на зеленых – «то, что будет висеть на дереве,
осталось непонятым…»
на желтых – «то, что отдам гусенице, т. к. было не
очень…»
Используемая литература:
- Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. Авт.-сост. М.Ю, Савченко. – М.: «Вако», 2006. – (Педагогика. Психология. Управление).
- За пределами игр и сценариев / Э. Бер.; пер. с англ. Ю.И. Герасимчик. – Мн.: «Попурри», 2007.
- Психологические тесты (для деловых людей)/Авт.-сост. Н.А. Литвинцева. – М., 1994.
- ИНТЕРНЕТ ресурсы: «Интервью с богом».
- Лекции педагога-психолога «Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина» «Эффективное взаимодействие педагога с родителями» Толченицыной И.В.
- Лекции педагога-психолога Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Психология делового общения» Шемберг Е.Н..