Цели:
- Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе;
- Воспитывать экологическую культуру у воспитанников;
- Закрепить знания о природном сообществе, полученные на занятиях;
- Расширять представления воспитанников о растениях, птицах и животных, какую важную роль они играют в природном сообществе.
Форма проведения: Игра “Звездный час”
Ход занятия
Учитель:
– Ребята, положите головы на парты и закройте глаза. (Включается запись с пением птиц.) Что вы почувствовали? Что представили? (Ответы детей.) Давайте вспомним наш девиз на экологических занятиях:
“Любить и охранять родную природу”.
Сегодня мы подведем итоги наших занятий и проведем игру, а какую вы узнаете, если разгадаете ребус:
Правильно, мы проведем игру “Звездный час” на тему “Экология”. Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая шишки, мы сломаем несколько веточек? Или сорвем два-три красивых цветка? Или поймаем необыкновенную бабочку? (Ответы детей.)
Учитель:
– Да, природе будет хуже. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще – что же с ней станет? Давайте вспомним правила поведения в природе: (Дети называют правила поведения на природе.)
- не ломать веток;
- не нарушать тишину;
- не брать детенышей птиц и животных домой;
- не разжигать костры в неположенном месте, не оставлять их непотушенными;
- не разрушать муравейники;
- не загрязнять природу;
- не рвать понравившиеся вам цветы, особенно с корнем.
Учитель:
– Вы знаете, как вести себя в храме природы. Но еще нужно знать природу. Итак, начинаем экологическую игру “Звездный час”!
Участвуют 6 детей. За каждый правильный ответ, ученик получает звезду.
Первый тур “Цветы”.
Учитель:
– Название первого тура вы узнаете, когда отгадаете загадки:
- Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь,
Хоть не красный он, а синий,
Все ж на звездочку похож. (Василек.)
- Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш.)
- Эй, звоночки, синий цвет!
С языком, а звона нет. (Колокольчик.)
Учитель:
– А как назвать все это, одним словом? (Цветы) В первом туре мы с вами поговорим о нежных, красивых растениях – цветах. Вспомните лето. Словно красивые, драгоценные камни – самоцветы рассыпались по лугам. Бордовые, красные, синие, фиолетовые, белые, в крапинку сверкают они среди травы. Цветы не только приносят нам радость, украшают нашу жизнь, но и приносят пользу. Ведь многие цветы еще и лекарственные. А какие лекарственные цветы знаете вы?
Дети: Зверобой, мята, душица, ромашка.
Учитель: На доске вы видите названия восьми цветов. По моим вопросам вам надо угадать, о каком цветке идет речь.
1 | 2 | 3 | 4 |
КОЛОКОЛЬЧИК | РОЗА | АСТРА | ВАСИЛЕК |
5 | 6 | 7 | 8 |
ПОДСОЛНУХ | ТЮЛЬПАН | НЕЗАБУДКА | СИРЕНЬ |
- Какой цветок носит имя звезды? (3 – астра.)
- Какой цветок возвращает память тем, кто забыл что-то? (7 – незабудка.)
- Какой цветок всегда следит за солнцем? (5 – подсолнух.)
- Какой цветок символизирует болтливость? (1 – колокольчик.)
- Какой синенький цветок римляне называли “царским”? (4 – василек.)
Учитель:
– Но как бы небыли красивы цветы, лучше не рвать их.
Дети:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Доставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
Дети:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
“Деревья.”
Учитель:
– Мы поговорим о больших ранах, наносимых природе. С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Ее требуется очень много. С каждым годом на нашей планете все меньше лесов. Прослушайте стихотворение Владимира Орлова “Доброе дерево” и ответьте на вопрос: почему автор назвал дерево добрым?
Дети:
Доброе дерево, старые ветви.
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя!
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.
Дети:
Лето промчится, и перед зимой
Дерево птицам помашет листвой.
Будет потом ему сниться и сниться,
Как по весне возвращаются птицы.
Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, черные тучи.
Птицы на родину мчатся уверенно,
Зная, что помнит их доброе дерево.
Учитель:
1 | 2 | 3 | 4 |
БЕРЕЗА | ЛИПА | ОСИНА | ЕЛЬ |
5 | 6 | 7 | 8 |
ДУБ | СОСНА | КЕДР | ИВА |
- Это дерево растет очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые плоды появляются только через 20 лет (5 – дуб)
- А это дерево растет очень быстро. За 25 лет оно достигает высоты пятиэтажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 литров воды. (1 – береза.)
- Цветы этого дерева дают первоклассный мед. (2 – липа.)
- Этим деревьям нужно солнце. Они растут до 350 лет. (6 – сосна.)
- Это дерево у древних славян оно было символом семейного очага, охраняло людей от злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и дарить друг другу. Из веток этого дерева плетут корзинки, а древесина этого дерева – лучшие полозья для саней. (Ива.)
2 ученика, которые меньше всего набрали звезд, выбывают из игры.
Второй тур “Животные”.
Вопрос 1. У какого животного детёныша называют листопадничком? (Заяц.)
Вопрос 2. Кто ведает где мёд? (Медведь.)
Вопрос 3. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось.)
Вопрос 4. За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя, промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)
“Птицы.”
Учитель:
– А название следующего тура вы узнаете, когда прослушаете стихотворение. О ком оно?
Дети:
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички...
Где запомнить все клички,
Просто клички и – только.
Воспитатель. Удивительные творения природы – птицы – радуют нас своей подвижностью, голосом, обликом. Они поистине эталон прекрасного на земле. Недаром люди всегда проявляли и проявляют заботу о пернатых друзьях. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Следующие вопросы – о них.
1 | 2 | 3 | 4 |
ЛАСТОЧКА | ПАВЛИН | ДЯТЕЛ | ДРОЗД |
5 | 6 | 7 | 8 |
ГОЛУБЬ | ЦАПЛЯ | КЛЕСТ | СКВОРЕЦ |
- Какая птица устраивает свои гнезда в обрывах над рекой? (1 – ласточка.)
- Какие птицы выводят птенцов зимой? (7 – клест.)
- Какая из птиц считается символом мира? (5 – голубь.)
- Какой птице хвост помогает не только в полете, но и при добывании пищи? (3 – дятел.)
- Какая птица кричит громче всех? (2 – павлин.)
Учитель: Ребята, кто знает, что такое Красная книга? Для чего она нужна?
Дети:
“Красная книга” – красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно,
“Красная книга” – красная!
Дети:
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Дети:
Охраняется Красной книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих границ.
Третий тур “Логические цепочки”.
Задание 1. Костяника, черника, виноград, голубика, брусника, рябина. 3
Задание 2. Сыроежка, рыжик, опята, мухомор, груздь, лисички. 4
Задание 3. Сорока, воробей, дятел, глухарь, ласточка, попугай. 6
Задание 4. Подорожник, петрушка, крапива, тысячелистник, одуванчик, пижма. 2.
2 ученика, которые меньше всего набрали звезд, выбывают из игры.
Суперигра.
Учитель: В суперигру вышли ______ участника(ов). Используя буквы слова “Растительность”, составьте как можно больше слов за три минуты. Слова должны быть именами существительными, в единственном числе, именительном падеже. (Участники записывают слова на листах. Называют по одному слову, последний победитель).
Учитель: Так о чем же мы сегодня говорили?
Дети: Человек изучает природу, использует ее, но нужно бережно относится к птицам, животным, растениям, не причинять ей вреда.
Дети: Прекрасен, разнообразен и удивителен мир природы, а люди – часть его.
Дети: Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека в самом высоком смысле слова.
Дети:
Лес – не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Каждого ребенка награждают памятными медалями и призами.