Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
- закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;
- закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;
- активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
- закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
- учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом чтобы;
- закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
- закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать умение строить распространенные предложения путем введения второстепенных членов предложения;
- развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;
- развивать общую и мелкую моторику;
- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения.
- Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;
- воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: предметные картинки с изображением разных видов транспорта, силуэт грузовика и детали к нему, «водительское удостоверение» на каждого ребенка, игрушечные автомобили, волшебный ящик с двойным дном, «волшебный поезд»с кармашками для картинок и слоговых схем, слоговые схемы, плакат-схема движения грузовика, контурные картинки транспорта, опорная схема для описательных рассказов, листы бархатной бумаги с контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка, грамзапись гудка поезда, сладкие мармеладные машинки (призы).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
– Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись
гудка поезда)
– К каждой картинке нужно подобрать схему с
соответствующим количеством слогов (Трактор,
самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль.)
2. Введение в тему
– Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы
будем говорить ? (О транспорте)
– О людях какой профессии эта загадка?
Встаем мы очень рано, ведь наша забота –
Всех по утрам отвозить на работу. (Шофер)
– Правильно, это шофер (водитель).
– Какие это люди по характеру? (Добросовестные,
трудолюбивые, старательные, вежливые,
ответственные, смелые, умелые, зоркие,
дисциплинированные).
3. Дидактическая игра. «Назови профессию»
Выставляются на наборном полотне картинки по теме «транспорт».
– Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему
образцу: «Кто водит автобус? – Автобус водит
внимательный шофер».
– Кто летает на самолете? (На самолете летает
смелый летчик).
– Кто управляет поездом? (Зоркий машинист).
– Кто летает на ракете? (Умелый космонавт).
– Кто водит трамвай? (Старательный
вагоновожатый).
– Кто управляет кораблем? (Отважный капитан).
– Кто ездит на мотоцикле? (Храбрый
мотоциклист).
– Кто летает на вертолете? (Отважный
летчик).
– Назовите одним словом, что это? (Транспорт).
– Какие виды транспорта вы знаете? (Водный,
воздушный, наземный, подземный).
4. Загадывание загадки
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Машина)
– Большая машина, а маленькая … (машинка).
– У нас в группе была красивая маленькая машинка,
но случилась беда. К нам с планеты «Поломай»
повадился прилетать злой звездный воин. Он
грозится разломать все наши игрушки. Посмотрите,
что он сделал с нашим грузовиком (показ
плоскостной модели грузовика). Он его просто
раздавил. Но вы ведь умелые ребята. Давайте снова
соберем грузовик из частей .
5. Дидактическая игра «Сборка грузовика»
Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика.
– Какие детали есть у грузовика? (Кабина, мотор, кузов, фары , колеса, номер, бензобак, сиденье, руль, бампер)
В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика.
– Какая машина красивая получилась, только с
ней неудобно играть. Почему? (Она плоская,
детали могут рассыпаться).
– У меня есть волшебный ящик, может он нам
поможет? Давайте проверим. Поместим в ящик наш
грузовик. Абра-кадабра, сим-соловим, плоская
машинка в настоящий грузовик превратись! (Логопед
достает игрушечную машину).
– Если звездный воин прилетит к нам еще раз, как
нам с ним справиться? (Сделать грузовик
невидимым, сделать грузовик большим, больше
звездного воина, уменьшить звездного воина до
очень маленьких размеров, чтобы он ничего не смог
сделать).
6. Усвоение глагола «ехать» с разными приставками
(На мольберте плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).
– Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин.
Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали),
Яму ... (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),
Мост ... (переехали) и дальше … (поехали).
От моста … (отъехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома … (доехали),
Во двор… (заехали), вот и … (приехали).
7. Дидактическая игра «Узнай по контуру»
(Наложенные один на другой контуры транспорта).
– А теперь все дружно пошли по улице гулять.
Мимо нас проезжает много машин. Нужно угадать по
контуру машину, обвести указательным пальцем и
сказать, для чего нужна машина (составление
предложения с союзом чтобы).
8. Физминутка «Шофер»
Едем, едем на машине (движения рулем)
Нажимаем на педаль (сгибают и вытягивают ногу).
Газ включаем, выключаем (тянут рычаг к себе, от
себя).
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу).
Дворники счищают капли – влево, вправо – чистота
(руки перед собой, сгибают их в локтях, ладони
раскрывают, наклоняют руки влево, вправо).
– Волосы ерошит ветер (шевелят пальцами).
– Мы шоферы хоть куда (поднимают большой палец).
– А сейчас заведем моторчики (р-р-р). Поехали.
Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин (на
витрине стоят игрушечные машины). Автомагазин
– это магазин, где продаются машины.
9. Дидактическая игра «Один – много»
– На витрине грузовик, а в магазине … (грузовики).
– На витрине микроавтобус, а в магазине … (микроавтобусы).
– На витрине легковой автомобиль, а в
магазине … (легковые автомобили).
– На витрине милицейская машина, а в магазине
… (милицейские машины).
– На витрине спортивный самолет, а в магазине
… (спортивные самолеты).
– На витрине мотоцикл, а в магазине … (мотоциклы).
10. Рассказывание по опорной схеме
– Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права (показ). Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я – продавец. (Дети покупают машину и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ.)
11. Рисование нитью
(Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка).
– Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.
12. Итог
– Подарки готовы. Давайте позвоним нашим
родителям и расскажем, что вам понравилось, что
интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок
к уху. Ответы детей)
– А вам звездный воин передал сладкие машинки и
сказал мне по секрету, что больше никогда не
будет ломать игрушки.