Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;
    • закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;
    • закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта;
    • активизировать  в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;
    • закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
    • учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом чтобы;
    • закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
    • закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать умение строить распространенные предложения путем введения   второстепенных членов предложения;
    • развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;
    • развивать общую и мелкую  моторику;
    • стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти,  логического мышления, творческого воображения.
  • Воспитательные:
    • воспитывать коммуникативные  навыки, уважение к труду шофера;
    • воспитывать чуткое  и внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки с изображением разных видов транспорта, силуэт грузовика и детали к нему, «водительское удостоверение» на каждого ребенка, игрушечные автомобили, волшебный ящик с двойным дном, «волшебный поезд»с кармашками для картинок и слоговых схем, слоговые схемы, плакат-схема движения грузовика, контурные картинки транспорта, опорная схема для описательных рассказов, листы бархатной бумаги с контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка, грамзапись гудка поезда, сладкие мармеладные машинки (призы).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

– Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда)
– К каждой картинке нужно подобрать схему с соответствующим количеством слогов (Трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль.)

2. Введение в тему

– Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить ? (О транспорте)
– О людях какой профессии  эта загадка?

Встаем мы очень рано, ведь наша забота –
Всех по утрам отвозить на работу. (Шофер)

– Правильно, это шофер (водитель).
– Какие это люди по характеру? (Добросовестные, трудолюбивые, старательные,  вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные).

3. Дидактическая игра. «Назови профессию»

Выставляются на наборном полотне картинки по теме «транспорт».

– Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: «Кто водит автобус? – Автобус водит внимательный   шофер».
– Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик).
– Кто управляет поездом? (Зоркий машинист).
– Кто летает на ракете? (Умелый космонавт).
– Кто водит трамвай? (Старательный вагоновожатый).
– Кто управляет кораблем? (Отважный капитан).
– Кто ездит на мотоцикле? (Храбрый мотоциклист).
– Кто летает  на вертолете? (Отважный летчик).
– Назовите одним словом, что это? (Транспорт).
– Какие виды транспорта  вы знаете? (Водный,  воздушный, наземный, подземный).

4. Загадывание загадки

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Машина)

– Большая машина, а маленькая … (машинка).
– У нас в группе была красивая маленькая машинка, но случилась беда. К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой  звездный воин. Он грозится разломать все наши игрушки. Посмотрите, что он сделал с нашим грузовиком (показ плоскостной модели грузовика). Он его просто раздавил. Но вы ведь умелые ребята. Давайте снова соберем грузовик из частей .

5. Дидактическая игра «Сборка грузовика»

Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика.

– Какие детали есть у грузовика? (Кабина, мотор, кузов, фары , колеса, номер, бензобак, сиденье, руль, бампер)

В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика.

– Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться).
– У меня есть волшебный  ящик, может он нам поможет? Давайте проверим. Поместим  в ящик наш грузовик. Абра-кадабра, сим-соловим, плоская  машинка в настоящий грузовик превратись! (Логопед   достает игрушечную машину).
– Если звездный воин прилетит к нам еще раз, как нам с ним справиться? (Сделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звездного воина, уменьшить звездного воина до очень маленьких размеров, чтобы он ничего не смог сделать).

6. Усвоение глагола «ехать» с разными приставками

(На мольберте плакат-схема движения грузовика и маленький  игрушечный грузовик).

– Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин.

Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),
(Въехали, съехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали),
Яму ... (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),
Мост ... (переехали) и дальше … (поехали).
От моста … (отъехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома … (доехали),
Во двор… (заехали), вот и … (приехали).

7. Дидактическая игра «Узнай по контуру»

(Наложенные один на другой контуры транспорта).

– А теперь все дружно пошли по улице гулять. Мимо нас проезжает много машин. Нужно угадать по контуру машину, обвести указательным пальцем и
сказать, для чего нужна машина (составление предложения с союзом чтобы).

8. Физминутка «Шофер»

Едем, едем на машине (движения рулем)
Нажимаем на педаль (сгибают и вытягивают ногу).
Газ включаем, выключаем (тянут рычаг к себе, от себя).
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу).
Дворники счищают капли – влево, вправо – чистота (руки перед собой, сгибают их в локтях, ладони раскрывают, наклоняют руки влево, вправо).
– Волосы ерошит ветер (шевелят пальцами).
– Мы шоферы хоть куда (поднимают большой палец).
– А сейчас заведем моторчики  (р-р-р). Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин (на витрине стоят игрушечные машины). Автомагазин – это магазин, где продаются машины.

9. Дидактическая игра «Один – много»

– На витрине  грузовик, а в магазине … (грузовики).
– На витрине  микроавтобус, а в магазине … (микроавтобусы).
– На витрине  легковой автомобиль, а в магазине … (легковые автомобили).
– На витрине  милицейская машина, а в магазине … (милицейские машины).
– На витрине  спортивный самолет, а в магазине … (спортивные самолеты).
– На витрине  мотоцикл, а в магазине … (мотоциклы).

10. Рассказывание по опорной схеме

– Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо  иметь водительское удостоверение, права (показ). Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я – продавец. (Дети покупают машину и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются  «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ.)

11. Рисование нитью

(Листы бархатной бумаги с  нарисованными контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка).

– Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем  им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

12. Итог

– Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей)
– А вам звездный воин передал сладкие машинки и сказал мне по секрету, что больше никогда не будет ломать игрушки.