Социально-психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся старших классов "Удивительный мир профессий"

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность.

Вопрос выбора профессии рано или поздно встает перед каждым человеком. Этот выбор – один из важнейших в жизни и от него зависит ваше дальнейшее отношение к своей профессиональной деятельности. Кто-то ходит на работу как “на праздник”, для других, работа– это средство к существованию, чем она будет для вас – решать только вам. Склонность человека к определенной профессиональной деятельности может быть диагностирована, и чем раньше это будет сделано, тем легче человеку сориентироваться в выборе профессии, а также определить насколько данный человек соответствует занимаемой должности. Учащимся порой очень нелегко при выборе профессии ориентироваться в собственных интересах, склонностях и способностях, и задача данной программы помочь ученику гармонично совместить “хочу”, “могу” и “надо”, тогда профессиональный выбор будет успешным

Цель программы: оказание учащимся психологической помощи при выборе профессии.

Задачи программы:

  1. Систематизация знаний учащихся об основах профессионального самоопределения.
  2. Ориентация учащихся в мире профессий.
  3. Диагностика личностных способностей, интересов, склонностей.
  4. Формирование профессионального сознания (осознание себя как субъекта профессиональной деятельности).
  5. Предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности.

Новизна программы:

Данная программа построена на систематизации знаний о профессиональном определении и их сочетании с понятиями социальной психологии: культура общения, профессиональная этика, самопрезентация. Эффективность работы по данной программе заключается в том, что учащиеся в процессе работы приобретают знания и навыки, требующиеся для успешной профессиональной деятельности.

Теоретические положения программы:

Данная учебная программа опирается на положения Б. Эльконина (ведущая деятельность старшего подросткового возраста – учебно-профессиональная). Психодинамическая теория Э. Эриксона. А также на положения Божовича , который определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив свое внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения.

Критерии результативности:

  • информированность учащихся о мире профессий;
  • наличие и сформированность профессионального плана;
  • осознанность выбора профессии и ведущие мотивы;
  • построение индивидуальных профессиональных карт;
  • выступление по результатам работы на педсоветах и родительских собраниях;
  • сбор “обратной связи” от учащихся.

Технологии обучения:

Условия реализации программы предусматривают сочетание теоретических знаний с практическими занятиями. В данной программе используются активные методы группового психологического взаимодействия (круглые столы, дискуссии, тренинги, профориентационные игры). Практические занятия идут параллельно с лекционным материалом и включают в себя самодиагностику, самостоятельную работу с дидактическим материалом.

Категория обучающихся:

Данная программа адресована учащимся массовой школы 9, 11-х кл.

Структура занятий:

Программа рассчитана на 35 часов учебных занятий, с учащимися 9, 11-х кл. Из них: 15 ч. теоретические занятия и 20 ч. практические. Занятия проходят в виде урока.

Режим занятий:

Занятия проходят один раз в неделю по 45 минут. Возможны и другие варианты режима встреч, но не реже чем 1 раз в неделю.

Апробация программы:

Данная программа проходила апробацию с 2006–2007 учебный год на базе ГОУ школы № 336 Невского района.

Учебно-тематический план.

Темы

Количество часов

Лекции Практика Всего
I Введение. Сущность профессионального самоопределения 1 1
II. Профдиагностика, профконсультирование 5 5 10
III Человек и профессия. 2 5 7
IV Социальная психология 3 4 7
V Профессиональная карьера 4 6 10
Итого: 15 20 35ч.

Содержание программы.

Тема 1. Введение. Сущность профессионального самоопределения.

Социальная значимость выбора профессии. Представление учащихся о рынке труда, типов профессий. Важность получения образования. Работа с опросником “Выявление у учащихся сформированности профессионального самоопределения”.

Тема 2. Профдиагностика, профконсультирование.

Профессиональная направленность (профинтересы, склонности, способности). Виды профессий. “Хочу-могу-надо” при выборе профессии. Работа с диагностическим материалом:

  • Анкета “Ориентация”;
  • Тест “Определение профессиональной готовности” (Е.А. Климова);
  • Методика “Определение склонностей” (Л.А. Йовайши);
  • Анкета “Карта интересов”;
  • Сочинение “Воспоминание о будущем”.

Индивидуальное и групповое консультирование при анализе результатов.

Тема 3. Человек и профессия. Темперамент и его значение в профессиональном самоопределении. Определение своего типа темперамента. Соотношение характера и профессиональной деятельности. Изучение типа личности, работа с картой-опросником Дж. Холланда. Ценностные ориентации и мотивы выбора профессии.

Профориентационные экскурсии на заводы, в музеи, учебные заведения города (помощь учащимся в осознании себя, как субъекта трудовой деятельности).

Тема 4. Социальная психология. Виды общения (вербальное, невербальное, язык жестов). Тест “Общительны ли вы?”. Понятие конфликта. Пути разрешения конфликта. Работа с методикой “Способы разрешения конфликта?” тест Томаса Понятие лидерства. Проведение активизирующих профориентационных игр.

Тема 5. Профессиональная карьера. Трудоустройство, составление резюме. Понятие имиджа. Тренинг самопрезентации. “Алгоритм успешности”. Понимаю себя – понимаю других, работа с методикой цветовых метафор. Подведение итогов. Творческий проект учащихся “Наш выбор” (плакаты, презентации, сочинения..)

Литература для специалистов.

  1. Кон И. Психология ранней юности.– М., 1989.
  2. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения. – Брянск, 1999.
  3. Павлова Т.А. Профессиональная ориентация старшеклассников. – М., 2005.
  4. Овчарова Р.В. Настольная книга школьного психолога. – М., 1996.
  5. Воспитание школьников. Журнальное изд-во. – М., 1996  № 5.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999.
  7. Формирование личности старшеклассника./Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1989.
  8. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. – М., 2004.
  9. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8–11 класс. – М:, 2005.

Литература для учащихся.

  1. Куда пойти учиться? Колледж, техникум, училище. – СПб, 2004.
  2. Образование XXI века для всех. – Информационный справочник., 2005.
  3. //Выпускной класс, Справочники Петербурга. – СПб, 2006.
  4. Степанов А., Бедняков М., Соломин И. Азбука общения. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? – СПб., 1995.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М., 1995.