Актуальность.
Вопрос выбора профессии рано или поздно встает перед каждым человеком. Этот выбор – один из важнейших в жизни и от него зависит ваше дальнейшее отношение к своей профессиональной деятельности. Кто-то ходит на работу как “на праздник”, для других, работа– это средство к существованию, чем она будет для вас – решать только вам. Склонность человека к определенной профессиональной деятельности может быть диагностирована, и чем раньше это будет сделано, тем легче человеку сориентироваться в выборе профессии, а также определить насколько данный человек соответствует занимаемой должности. Учащимся порой очень нелегко при выборе профессии ориентироваться в собственных интересах, склонностях и способностях, и задача данной программы помочь ученику гармонично совместить “хочу”, “могу” и “надо”, тогда профессиональный выбор будет успешным
Цель программы: оказание учащимся психологической помощи при выборе профессии.
Задачи программы:
- Систематизация знаний учащихся об основах профессионального самоопределения.
- Ориентация учащихся в мире профессий.
- Диагностика личностных способностей, интересов, склонностей.
- Формирование профессионального сознания (осознание себя как субъекта профессиональной деятельности).
- Предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности.
Новизна программы:
Данная программа построена на систематизации знаний о профессиональном определении и их сочетании с понятиями социальной психологии: культура общения, профессиональная этика, самопрезентация. Эффективность работы по данной программе заключается в том, что учащиеся в процессе работы приобретают знания и навыки, требующиеся для успешной профессиональной деятельности.
Теоретические положения программы:
Данная учебная программа опирается на положения Б. Эльконина (ведущая деятельность старшего подросткового возраста – учебно-профессиональная). Психодинамическая теория Э. Эриксона. А также на положения Божовича , который определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив свое внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения.
Критерии результативности:
- информированность учащихся о мире профессий;
- наличие и сформированность профессионального плана;
- осознанность выбора профессии и ведущие мотивы;
- построение индивидуальных профессиональных карт;
- выступление по результатам работы на педсоветах и родительских собраниях;
- сбор “обратной связи” от учащихся.
Технологии обучения:
Условия реализации программы предусматривают сочетание теоретических знаний с практическими занятиями. В данной программе используются активные методы группового психологического взаимодействия (круглые столы, дискуссии, тренинги, профориентационные игры). Практические занятия идут параллельно с лекционным материалом и включают в себя самодиагностику, самостоятельную работу с дидактическим материалом.
Категория обучающихся:
Данная программа адресована учащимся массовой школы 9, 11-х кл.
Структура занятий:
Программа рассчитана на 35 часов учебных занятий, с учащимися 9, 11-х кл. Из них: 15 ч. теоретические занятия и 20 ч. практические. Занятия проходят в виде урока.
Режим занятий:
Занятия проходят один раз в неделю по 45 минут. Возможны и другие варианты режима встреч, но не реже чем 1 раз в неделю.
Апробация программы:
Данная программа проходила апробацию с 2006–2007 учебный год на базе ГОУ школы № 336 Невского района.
Учебно-тематический план.
№ |
Темы |
Количество часов |
||
Лекции | Практика | Всего | ||
I | Введение. Сущность профессионального самоопределения | 1 | 1 | |
II. | Профдиагностика, профконсультирование | 5 | 5 | 10 |
III | Человек и профессия. | 2 | 5 | 7 |
IV | Социальная психология | 3 | 4 | 7 |
V | Профессиональная карьера | 4 | 6 | 10 |
Итого: | 15 | 20 | 35ч. |
Содержание программы.
Тема 1. Введение. Сущность профессионального самоопределения.
Социальная значимость выбора профессии. Представление учащихся о рынке труда, типов профессий. Важность получения образования. Работа с опросником “Выявление у учащихся сформированности профессионального самоопределения”.
Тема 2. Профдиагностика, профконсультирование.
Профессиональная направленность (профинтересы, склонности, способности). Виды профессий. “Хочу-могу-надо” при выборе профессии. Работа с диагностическим материалом:
- Анкета “Ориентация”;
- Тест “Определение профессиональной готовности” (Е.А. Климова);
- Методика “Определение склонностей” (Л.А. Йовайши);
- Анкета “Карта интересов”;
- Сочинение “Воспоминание о будущем”.
Индивидуальное и групповое консультирование при анализе результатов.
Тема 3. Человек и профессия. Темперамент и его значение в профессиональном самоопределении. Определение своего типа темперамента. Соотношение характера и профессиональной деятельности. Изучение типа личности, работа с картой-опросником Дж. Холланда. Ценностные ориентации и мотивы выбора профессии.
Профориентационные экскурсии на заводы, в музеи, учебные заведения города (помощь учащимся в осознании себя, как субъекта трудовой деятельности).
Тема 4. Социальная психология. Виды общения (вербальное, невербальное, язык жестов). Тест “Общительны ли вы?”. Понятие конфликта. Пути разрешения конфликта. Работа с методикой “Способы разрешения конфликта?” тест Томаса Понятие лидерства. Проведение активизирующих профориентационных игр.
Тема 5. Профессиональная карьера. Трудоустройство, составление резюме. Понятие имиджа. Тренинг самопрезентации. “Алгоритм успешности”. Понимаю себя – понимаю других, работа с методикой цветовых метафор. Подведение итогов. Творческий проект учащихся “Наш выбор” (плакаты, презентации, сочинения..)
Литература для специалистов.
- Кон И. Психология ранней юности.– М., 1989.
- Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения. – Брянск, 1999.
- Павлова Т.А. Профессиональная ориентация старшеклассников. – М., 2005.
- Овчарова Р.В. Настольная книга школьного психолога. – М., 1996.
- Воспитание школьников. Журнальное изд-во. – М., 1996 № 5.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999.
- Формирование личности старшеклассника./Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1989.
- Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.В. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. – М., 2004.
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8–11 класс. – М:, 2005.
Литература для учащихся.
- Куда пойти учиться? Колледж, техникум, училище. – СПб, 2004.
- Образование XXI века для всех. – Информационный справочник., 2005.
- //Выпускной класс, Справочники Петербурга. – СПб, 2006.
- Степанов А., Бедняков М., Соломин И. Азбука общения. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? – СПб., 1995.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М., 1995.